Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.

Начнем разговор с вопросов…

E-mail Печать

 Вопрос: Как проблема зависимости решалась в древней церкви?

О. Георгий Кочетков: В древней церкви было в этом отношении все очень жестко. Апостол Павел сказал, что пьяницы Царства Божьего не наследуют, как и блудники и т.д. (1 Кор 6:9-10), поэтому древняя церковь не принимала на оглашение людей, имеющих эти проблемы. С самого начала спрашивали, справился ли человек с пьянством, оставил ли прелюбодеяние, блуд и т.д. Если нет, его даже на первый этап оглашения не принимали. Человеку достаточно было один раз впасть в какой-либо из этих грехов, чтобы его исключали из числа оглашаемых. Вот так справлялись.

Примерно так же справляются с этим современные баптисты, надо сказать, довольно успешно. Даже люди, всю жизнь пившие, закоренелые алкоголики – я знаю конкретные случаи, ничего не придумываю – попадая в среду баптистов, действительно бросают эти привычки, преодолевают эту зависимость. И это понятно. Человек, приходящий в верующую среду, пользующийся той духовной силой, на которую, надеюсь, и мы с вами будем опираться, действительно преодолевает себя. Но при этом надо учесть, что, допустим, у баптистов сухой закон для всех. Они в принципе все не пьют, поэтому там нет соблазна. Человек, попадающий в эту среду, никогда не попадает в соблазняющую ситуацию. И когда человек приходящий, допустим, алкоголик, видит, что другие могут вообще никогда не пить, это, надо сказать, производит на него очень большое впечатление. Потому что чаще всего пьющий человек внутри себя глубоко уверен, что это невозможно, что в жизни очень много разных обстоятельств, которые заставляют, по меньшей мере, идти на компромисс. И это очень сильная вещь.

Мы считаем, что эти вопросы надо решать на первом этапе оглашения. И мы, даже когда знаем, что люди преданы тем грехам, о которых сказано, что грешники такого рода Царства Божьего не наследуют, мы их все равно оставляем на первом этапе оглашения, мы их не выгоняем.

Мне трудно объяснить это. Но все-таки я внутренне убежден, что мы правы, несколько ослабляя здесь тот ригоризм, который был свойственен древнему христианству, древней церкви.

Вопрос: Как определить готовность человека дать обет? Как именно можно готовиться к нему?

О. Георгий Кочетков: Это чуть-чуть преждевременный вопрос, чтобы на него ответить, надо сначала обсудить, какого рода обет мы хотим давать. И тогда будет ясно, как к нему готовиться и как определить готовность. Как определить это? Чисто формальных критериев нет. Есть какие-то объективные признаки, какие-то показатели, но все-таки это всегда решается, когда человек открывает себя, и тогда ему становится возможным помочь. Если человек совершенно закрыт, то помогать ему невозможно и ничего определить невозможно.

Вопрос: Нарушение обета вызывает у зависимого человека чувство вины, а вслед за этим возврат к пагубной привычке, учитываете ли вы это?

О. Георгий Кочетков: Да, действительно, так оно часто и бывает. Если человек дает обет, но потом срывается, это может только ухудшить дело, правда, это не всегда именно так, но такое вполне возможно. Обет – духовная категория, и эта практика, заслуживающая серьезного внимания, но к нему надо готовиться. Важно не допускать человека к обету тогда, когда он явно не может его исполнить, когда у него не хватает ни сил, ни веры, ни каких-то навыков для того, чтобы этот обет и дать, и исполнить. Поэтому эту опасность надо учитывать, но использовать все возможности для того, чтобы она не реализовывалась.

Вопрос: Предполагается ли вместе с духовной помощью и медицинская?

О. Георгий Кочетков: Если это будет нужно, то да. Алкогольная, как и наркотическая зависимость не только грех и рабство, но и болезнь. В грехе надо каяться, болезнь надо лечить. Если, конечно, человек будет согласен на это. Понятно, что насильно никто ничего делать не будет. А если это нужно человеку, то можно ему помогать. Можно будет налаживать какие-то отношения и с профессиональными наркологами. Только мы не пойдем по тому пути, чтобы отдать членов нашего братства профессиональным наркологам, как говорится, на откуп – мол, мы не справляемся, пусть справятся они. Это был бы худший вариант, потому что мы все-таки делаем акцент на духовной стороне жизни, на силе веры, именно на силе Веры, Надежды и Любви, на силе свободы человека, и хочется верить, что к медикам вообще не придется, даже в трудных случаях, обращаться.

Вопрос: Почему братство названо «Трезвение», может, лучше было бы взять имя какого-то святого?

О. Георгий Кочетков: Трезвение – это все-таки очень хорошая духовная категория, которая не укладывается в понятие одной лишь трезвости, аскетическая духовная категория. Это то свойство человеческого духа, человеческого сердца, которое должно быть присуще всякому христианину. И наше братство вполне вписывается в задачу, которую должен решать каждый христианин.

Вопрос: Оказывает ли братство «Трезвение» помощь тем, кто не входит в него?

О. Георгий Кочетков: Мы решили начать с того, что нам по силам. Страна утопает в этом грехе, но мы при всем желании не можем взять на себя всех курильщиков, алкоголиков, наркоманов нашей страны, даже если они наши ближайшие родственники, члены наших семей, друзья нашего братства и т.д. Давайте начнем сначала с тех, кого нам дал Господь. Господь дал нам друг друга. Если у нас нарастет опыт и будут возможности, силы, средства, мы расширим свою деятельность и на друзей, и на родных, и членов церкви, а может быть, даже и не членов церкви. Ясно, что сейчас так расширять свои границы мы не можем, иначе эта волна просто захлестнет нас, и мы все под ней потонем. Не то чтобы нам были безразличны страдания других людей – и неверующих, и инаковерующих, и братских, и не братских, и всяких, любых. Они нам совсем небезразличны. Но давайте начнем сначала с того, на что, может быть, у нас силы есть – ведь силы у нас, к сожалению, не очень большие.

А за остальных надо молиться и помогать им, исходя из своего опыта. Может быть, вы сами, лично беря на себя ответственность, примените тот положительный опыт, который постепенно будет накапливаться в нашем братстве, никто против этого не будет. И молитесь за этих людей. Молитва много дает, хотя только одной молитвы здесь достаточно не будет, как и только одного причастия.

Вопрос: Телевидение, компьютерные игры – это зависимость или нет? Если вместо исполнения молитвенного правила человек ежедневно смотрит фильмы, как на него воздействовать?

О. Георгий Кочетков: Конечно, это зависимость. Но мы не можем заниматься всеми дурными привычками и всеми зависимостями, которые существуют у людей. Их десятки, если не сотни. Поэтому мы вынуждены ограничиваться. Всем известно, что и телевизор, и компьютерные игры, вообще все азартное, все, что вызывает в человеке азарт, все является зависимостью, как правило, не очень хорошего свойства. Все, что связано с аскетическим понятием страсти, – всегда зависимость, причем очень жесткая зависимость, но мы никак не можем сейчас заниматься всеми этими вещами. Нам нужно ставить границы, иначе мы ничего никогда не сделаем.

Вы хотите помочь такому человеку, но не знаете как? Читайте. На эту тему много написано – как бороться со страстями. Пусть в этих книжках ничего не говорится прямо о телевидении и компьютерных играх, но парадигма поведения одна и та же.

Вопрос: Может быть существенная разница между алкогольной, наркотической и табачной зависимостью и соответственно разные подходы, даже обеты?

О. Георгий Кочетков: Безусловно, вообще какие-то шаблоны здесь не очень пригодны. Даже внутри одной и той же зависимости все может иметь некоторые варианты. Мы можем и должны позволить себе роскошь личного, а не общего для всех, подхода. Понятно, что это трудная задача, не всегда ее легко решить. Но эта внутренняя потребность в более личном и различающем подходе законна и нормальна, вместе мы сможем это сделать.

Вопрос: Является ли зависимостью то, что не проходит память серьёзных жизненных неудач, или эта память подавляет? Как бороться с этим?

О. Георгий Кочетков: Конечно, это – тоже зависимость. Всякая серьёзная жизненная неудача оставляет рану в душе и в сердце человека. И в этом смысле может рождать какой-то комплекс или иного рода зависимость. Да, конечно, эта память может и подавлять, и вызывать какие-то страхи и т. д. С этим тоже надо бороться, но это – немного другая задача. С этим надо бороться в общедуховном, общехристианском контексте. Для этого совсем необязательно идти в такое братство, как наше.

Вопрос: Если имеется личный опыт преодоления зависимости от курения и алкоголизма, то каким образом можно и нужно этим опытом поделиться?

О. Георгий Кочетков: Слава Богу, опытом можно поделиться всегда. Если человек бросил курить и бросил пить – это достаточно серьёзная вещь, и, как правило, это всегда бывает в какой-то достаточно уникальной форме. Всегда интересно выслушать такого человека. Кому-то будет более интересно, кому-то менее интересно, но такого рода примеры всегда вдохновляют, как примеры веры, прежде всего.

 

Проповеди свящ. Георгия Кочеткова

1.      Бог спасает всего человека, а не только его душу. Проповедь о. Георгия Кочеткова в день памяти свт. Григория Паламы во 2-ю Неделю Великого поста, 27 февраля 2010 г.

2.      Нам надо поддержать все то доброе, что делал отец Александр. Cлово о. Георгия Кочеткова об о. Александре Мене, 22 января 2010 г.

3.      Лето Господне благоприятное. Слово ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова на Новогоднем молебне, 30 декабря 2009 г.

4.      Общинно-братская жизнь способна возродить жизнь личности и жизнь церкви в подлинной полноте. Проповедь о. Георгия Кочеткова в день памяти апостола Андрея Первозванного, 12 декабря 2009 г.

5.      Проповедь ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова на молебне по случаю начала нового учебного года. 30 августа 2009 г.

6.      Обыкновенно свет без пламени исходит в этот день с Фавора. Проповедь свящ. Георгия Кочеткова на праздник Преображения Господня, 1990 г.

7.      Пусть наше слово о Воскресшем Спасителе звучит из глубины верующего сердца. Из проповеди на вечерне свящ. Георгия Кочеткова. 8 апреля 2007 г.

8.      Христос дарует Жизнь всем, кто способен её вместить. Из проповеди свящ. Георгия Кочеткова на вечерне. 7 апреля 2007 г.

9.      Вход в Иерусалим собирал Церковь Божию. Из проповеди свящ. Георгия Кочеткова на вечерне (Вход Господень в Иерусалим). 31 марта 2007 г.

10. Истина невозможна вне общения. Из проповеди свящ. Георгия Кочеткова на вечерне. 1 декабря 2006 г.

11. Будем делать выводы, если мы хотим быть христианами на этой земле. Проповедь свящ. Георгия Кочеткова на литии у памятника жертвам репрессий. Тамбов, Петропавловское кладбище. 2 июля 2006 г.

12. Будем внимать словам радости! Слово свящ. Георгия Кочеткова на Пасху 2006 г.

13. Горячее искание Бога. Проповедь свящ. Георгия Кочеткова на могиле о. Сергия Булгакова. Июнь 2005 г.

14. О победе Христовой. Слово свящ. Георгия Кочеткова после вечерни о событиях в Северной Осетии. 4 сентября 2004 г.

15. О духе и смысле почитания святых. Проповедь свящ. Георгия Кочеткова в день памяти свт. Филарета Московского. 1 декабря 2003 г.

16Они ни за что в этом мире не держались. Проповедь свящ. Георгия Кочеткова в День памяти новомучеников и исповедников российских. 8 февраля 2003 г.

17. «Братья и сестры, христиане!» Проповеди свящ. Георгия Кочеткова. Выпуск 5: Светлая седмица, 2004 г. М., Православное просветительско-благотворительное братство «Сретение», 2004. - 68 с.

18. «Все стороны нашей жизни должны быть насыщены Духом». Слово на вечерне 14 августа 2004. Навстречу XV Преображенскому собору. М. Братство «Сретение». – 8 с.

Библиография публикаций профессора-священника Георгия Кочеткова

Переводы богослужебных текстов

19Православное богослужение в 6-ти томах: В пер. с греч. и церковнослав. яз. / Пер. свящ. Георгия Кочеткова, Б.А. Каячева, Н.В. Эппле; Сост. и предисл. свящ. Георгия Кочеткова. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2007. – 224 с.

Кн. 1: Вечерня и Утреня: С прил. церковнославянского текста

Кн. 2: Последование таинства евхаристии: Литургия св. Иоанна Златоуста: С прил. церковнослав. Текста

Кн. 3: Последования таинства евхаристии: Литургия св. Василия Великого, Литургия преждеосвящённых даров, Литургия св. апостола Иакова. С прил. церковнослав. текстов

Кн. 4: Последования таинств крещения и миропомазания и другие чины воцерковления: С прил. церковнослав. Текстов

Кн. 5: Последования таинств покаяния, елеосвящения, срочного причащения тяжелобольного, церковного брака, поставлений на служение Церкви: С прил. церковнослав. текстов

Кн. 6: Основные требы: С прил. церковнослав. текстов

20. Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу: Перевод на русский язык // Православная община. 1991. № 6. С. 40-46; То же / Пер. свящ. Георгия Кочеткова, Н. Эппле // Перед исповедью и причастием: В помощь нововоцерковленным, 2-е изд., испр. и доп. М., 2003; 3-е изд., испр. и доп. М., 2007.

21. Чин приготовления ко святому причащению // Перед исповедью и причастием: В помощь нововоцерковленным / Пер. на русский язык свящ. Георгия Кочеткова, совместно с Н. Эппле. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003; 3-е изд., испр. и доп. М., 2007.

Книги и брошюры

22.  «В начале было Слово»: Катехизис для просвещаемых. Кочетков Георгий, свящ. / Предисл. архиеп. Михаила (Мудьюгина). 1-е изд. М., 1999. — 472 с.; 2-е изд., испр. М., 2007. — 464 с.

23. «Идите, научите все народы»: Катехизис для катехизаторов. Кочетков Георгий, свящ. / Предисл. архиеп. Михаила (Мудьюгина). М., 1999. — 640 с.

24. Беседы по христианской этике. Вып. 1: Что такое этика (по совести, человеческому опыту и Библии). Десять заповедей. Кочетков Георгий, свящ. 1-е изд. М., 1995. — 53 с.; 2-е изд. М., 1997. — 53 с.; 3-е изд., испр. М., 2004. — 54 с.

25. Беседы по христианской этике. Вып. 2: Нравственное доказательство бытия Божия по Канту и М. Булгакову. Магия, ведовство, колдовство, вампиризм. Кочетков Георгий, свящ. 1-е изд. М., 1995. — 52 с.; 2-е изд., испр. М., 1999. — 52 с.

26. Беседы по христианской этике. Вып. 3: Добро, зло, грех, закон. Нужно ли нам покаяние? Кочетков Георгий, свящ. 1-е изд. М., 1995. — 49 с.; 2-е изд., испр. М., 2002. — 48 с.

27. Беседы по христианской этике. Вып. 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике. Кочетков Георгий, свящ. 1-е изд. М., 1995. — 65 с.; 2-е изд., испр. М., 2004. — 65 с.

28. Беседы по христианской этике. Вып. 5: Что такое справедливость. Несвятая «святая ложь». Усилие и насилие. Кочетков Георгий, свящ. М., 2002. — 92 с.

29. Беседы по христианской этике. Вып. 6: Что такое разврат (духа, души и тела). Позволительно ли человеку разводиться. Кочетков Георгий, свящ. М., 2004. — 65 с.

30. Беседы по христианской этике. Вып. 7: «Что такое “великая нация”», «“Золотое правило" этики». Кочетков Георгий, свящ. М., 2006. — 56 с.

31. Возможная система оглашения в Русской Православной Церкви в современных условиях: Автореферат диссертации «Таинственное введение в православную катехетику». Кочетков Георгий, свящ. Православная община. 1991. № 3; С. 25-45. 2-е изд., испр. М., 1994. — 32 с.; 3-е изд., испр. и доп. М., 1997. — 36 с.

32. Таинственное введение в православную катехетику: Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и миропомазание и подготовку к ним: Диссертация на степень maitrise de theologie. Кочетков Георгий, свящ. М., 1998. — 241 с.

33. Церковь и мир: Сборник статей. Кочетков Георгий, свящ. М.: Братство «Сретение», 2004. — 261 с.

34. Человек похож на яблоко из райского сада: Семь интервью отца Георгия Кочеткова газете «ДиаНовости». 1-е изд. М., 2003. — 44 с.;  2-е изд., испр. М., 2006. — 44 с.

Статьи

35. Анабаптизм в православии. Кочетков Георгий, свящ. // Православная община. 1992. № 2 (8). С. 31–42.

36. Богослужение должно оставаться Бого-Служением. Кочетков Георгий, свящ. // Кворум: Парламентский общественно-политический еженедельник. 2005. № 26 (165). 13-19 июля.

37. Братство в Православии: Доклад свящ. Георгия Кочеткова // Братство в Православии: Сборник материалов ежегодной встречи Преображенского братства («III Преображенский собор») (15-19 августа 1992 г.). М., 1993. — С. 81-99.

38. Вера вне церкви и проблема воцерковления. Кочетков Георгий, свящ. // Афанасьевские чтения: Международная богословская конференция «Наследие профессора-протопресвитера Николая Афанасьева и проблемы современной церковной жизни (к 100-летию со дня рождения)». М., 1994. — С. 103-112.

39.  Всемирная отзывчивость» или изоляционизм?: К вопросу о русской самобытности и о включении России в достойный контекст мировой истории: Выступление на конференции «Мир в III тысячелетии: Диалог мировоззрений: V научно-богословский симпозиум» (Нижний Новгород, 15-16 июня 1999 г.). Кочетков Георгий, свящ. // Православная община. 1999. № 52. С. 104–110.

40. Вхождение в Церковь и исповедание Церкви в церкви. Кочетков Георгий, свящ. (под псевдонимом Н. Герасимов) // Вестник РХД. 1979. № 128. С. 41-96.

41. В чем смысл жизни человека: из доклада ректора СФИ проф.-свящ. Георгия Кочеткова «От времени Бытия до времени Апокалипсиса: О некоторых недоразумениях, связанных с православным пониманием смысла жизни, смерти человека и его бессмертия». Из доклада, прочитанного на VI Фроловских чтениях в Институте философии РАН 21 ноября 2006 г. // Кифа. 2006. №20(58).

42. Гений Бердяева и Церковь: Тезисы доклада, прочитанного на Первых «Бердяевских чтениях» (Киев, 28 мая 1991 г.). Кочетков Георгий, свящ. // Православная община. 1992. № 2 (8). С. 51-53.

43. Есть ли у христианина историческое предназначение? // Открытая встреча: Приложение к газете «Кифа». 2006. №13(51)

44. Ислам, или мусульманство. Кочетков Георгий, свящ. // Христианство и другие религии: Сборник статей. М., 1999. — С. 17-31.

45. Какова мера смирения человека? // Открытая встреча: Приложение к газете «Кифа». 2006. №19(57)

46. Как узнать, действительно ли сердце человека посвящено Богу или нет? // Открытая встреча: Приложение к газете «Кифа». 2006. №15(53)

47. Книга о. Николая Афанасьева «Служение мирян в церкви» и современность. Кочетков Георгий, свящ. // Вестник РХД. 1997. № 176. С. 82-118.

48. Крещение Руси и развитие русской миссии. Кочетков Георгий, свящ. (под инициалом А.) // Вестник РХД. 1989. № 156. С. 5-44.

49. Мы еще не пришли к тому, что должно быть на этой земле по воле Божьей. Памяти жертв советских репрессий. М., Братство во имя Новомучеников и исповедников Российских, 2006. - 15 с.

50. Наследие новомучеников и исповедников российских и проблема восстановления полноты церковной жизни. Кочетков Георгий, свящ. // Православная община. 1994. № 4-5 (22-23). — С. 78-86.

51. О благочестивой христианской жизни (беседа с нововоцерковленными). // Перед исповедью и причастием: В помощь нововоцерковленным. Кочетков Георгий, свящ. // 2-е, изд., испр. и доп. М., 2003. С. 27-73; 3-е изд., испр. и доп. М., 2007.

52. О границах Церкви (в связи с экклезиологией о. Сергия Булгакова). Кочетков Георгий, свящ. // С.Н.Булгаков: Религиозно-философский путь: Мат-лы Междунар. науч. конф. к 150-летию со дня рождения (Москва, 5-7 марта 2001 г.). М., 2003. — С. 301-311.

53. О некоторых современных проблемах укрепления личного благочестия верных в Русской православной церкви // Перед исповедью и причастием: В помощь нововоцерковленным. Кочетков Георгий, свящ. // М., 2003. — С. 5-26.; изд. 3-е, испр. и доп. М., 2007. Изд. 2-е, испр. и доп.

54. Опыт современного миссионерского прихода (на примере прихода храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках). Кочетков Георгий, свящ. // Миссия церкви и современное православное миссионерство: Материалы Международной богословской конференции к 600-летию преставления свт. Стефана Пермского (9-11 октября 1996 г.). М., 1997. — С. 99-117 (см. также Православная община. 1996. № 36. С. 22-39).

55. О соборности церкви и соборе Преображенского братства. М., 2006. - 8 с.

56. О трудностях современной катехизации: Московская высшая православно-христианская школа. Кочетков Георгий, свящ. // Православная школа. 1991. № 4. С. 26-34.

57. О языке оглашения. Кочетков Георгий, свящ. // Язык Церкви. Вып. 2. М., 1997. — С. 52-53.

58. Память в Церкви как дар Божий и беспамятство как грех. Кочетков Георгий, свящ. // Память и беспамятство в церкви и обществе: Итоги XX века: Материалы Международной научно-богословской конференции (Москва, 18-20 сентября 2000 г.). М., 2004. — С. 15-24.

59. Православное богословское образование и современность. Кочетков Георгий, свящ. // Православная община. 1994. № 6 (24). С. 93-105. (Доклад на Пятой международной конференции по христианскому образованию (Халки (Турция), август 1994 г.)

60. Приходские общины в православной церкви и потребности современного общества. Кочетков Георгий, свящ. // Православная община. 1991. №1. С.17-29.

61. Проблема индивидуализма и личностности в Православной церкви (на приходе, в монастыре, в семье по плоти и семье по духу, т.е. в церковной общине-братстве-школе). Кочетков Георгий, свящ. // Личность в Церкви и обществе: Материалы Международной научно-богословской конференции (Москва, 17-19 сентября 2001 г.). М., 2003. — С. 17-32.

62. Проблемы проповеди Евангелия в контексте современной церковной жизни в России // Вестник РСХД: le messager. №191. Париж; Н.-Йорк; М.,2006. с.16-38 (доклад на конференции «Миссия Русской Православной Церкви» в Бозе)

63. Священство православных и баптистов. Кочетков Георгий, свящ. (под псевдонимом С. Т. Богданов) // Вестник РХД. 1983. № 140. С. 29-60.

64. Слово нововоцерковленным перед входом в «пустыню» (3 сентября 1997 г.). Кочетков Георгий, свящ. // Православная община. 1999. № 51. С. 39-50.

65. Слово новопросвещенным после «пустыни» (20 февраля 1999 г.). Кочетков Георгий, свящ. // Православная община. 1999. № 51. С. 39-50, 59-68.

66. Современная христианская школа в свете церковного предания. Кочетков Георгий, свящ. // Предание Церкви и предание школы: Материалы Международной богословской конференции (Москва, 22-24 сентября 1999 г.). М., 2002. — С. 16-23.

67. Сретенско-Преображенское братство как один из современных примеров воплощения православной общинно-братской экклезиологии. Кочетков Георгий, свящ. // Духовные движения в Народе Божьем: История и современность: Материалы Международной научно-богословской конференции (Москва, 2–4 октября 2002 г.). М., 2003. — С. 38-68.

68. Что мешает и что помогает современному человеку придти к Богу и в церковь: Из доклада проф.-свящ. Георгия Кочеткова «Проблемы проповеди Евангелия и контекст современной церковной жизни в России» // Кифа. 2006. №16 (54) (из доклада на конференции «Миссия Русской Православной Церкви» в Бозе)

69. Язык Церкви. Кочетков Георгий, свящ. // Язык Церкви. Вып. 1. М., 1997. — С. 12-21.

70. Язык Церкви как дар Слова и плод Духа. Кочетков Георгий, свящ. // Язык Церкви: Материалы Международной богословской конференции (Москва, 22-24 сентября 1998 г.). М., 2002. — С. 16-24.

 

 

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить