Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.

День независимости

E-mail Печать

 Христос призывал бодрствовать 

Уныние приводит к внутреннему параличу, когда люди впадают в духовный сон. Христос просит: пободрствуйте со Мною, т.е. ничего не делайте, не говорите Мне никаких утешительных и наставительных слов, не разрабатывайте никаких программ, не пытайтесь сами стать лучше, – ничего этого не надо. Просто не спите! Но именно этого они и не могут. Потому что пришло уныние. Навалилась тяжесть, против которой нет человеческих средств. Ни сила воли, ни умение, ни знания, ни опыт, ни физическая сила против этого не действуют. И непонятно, что делать, куда позвонить, кому что объяснить, даже как свои силы употребить. Петр вынул меч, помните? Но навалилась сама тьма, и ни один, ни два меча здесь не помогут.

В проповеди сегодня было очень верно замечено, что Христос уже страдал крестными страданиями, хотя ещё не был физически прибит к кресту. Он понимал, что происходит, и в этом смысле начал уже умирать. Ему нужна была помощь – просто присутствие живых людей, которые беспокоятся, хотя и ничего сделать не могут. И, предчувствуя смерть, Он просил их бодрствовать. Давайте мы начнем наш сегодняшний разговор о трезвении, ещё раз прочитав отрывок из Писания, на который сегодня была проповедь: Евангелие от Марка, глава 14, стихи 32-42.

32 Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. 33 И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. 34 И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.

35 И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; 36 и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. 37 Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? 38 Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. 39 И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. 40 И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. 41 И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников.

42 Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня.

Марина (Коломна): Почему ученики спали? Три раза к ним приходил Иисус, будил, а они спят. Значит, ученики, которые следуют за Иисусом, Ему до конца не верят, сомневаются. Это неверие, сомнение. Что делать в такие моменты? Нужно, во-первых, смотреть, внимательно смотреть, думать и слушать свою совесть. Мне кажется, это и есть трезвение. Мы знаем, что если совесть нечиста, неспокойна – она не даст нам спать.

Есть хороший пример трезвения. Человек родился при советской власти, жил, рос в детдоме, создал семью, у него родилось 9 детей. Сейчас ему 80 лет. 3 года назад он полностью ослеп. Вы представляете, жизнь? Он один сидит в квартире целый день. Дети приходят, кормят его два раза в день, общаются иногда по выходным. А он вспоминает стихи, поёт песни, делает зарядку. Он всегда доброжелателен, всегда он умытый, чистый. Просто дух трезвения есть в нём. Хотя он не воцерковлён, но интересуется: почему там написано вот так, почему Моисей поступил так? Вот, мне кажется, очень хороший пример трезвения.

А. Копировский: Мы редко размышляем о том, что такое церковь, в которой мы живем, в которую мы вошли. Церковь – это другой мир, другая планета. В ней люди не от мира сего. Академик Аверинцев был человеком не от мира сего. Потому что для него ценности этого мира не были ценностями абсолютными. Это и есть трезвение.

 Но если человек вне этого, он будет дёргать своих детей, звонить им каждый день по телефону: почему вы сегодня ко мне не пришли, почему вы меня забыли? Вы забыли, что я вас кормил, а сам недосыпал, недоедал? А катехизатор, например, может сказать: я вас оглашал, и – никакого почтения! (Смех.) А вы что думаете, нет такого искушения? Ещё как! Тут есть о чём подумать.

altБратья и сёстры, возвращаясь к сегодняшнему отрывку из Евангелия – что вы о нём скажете? Что значит «бодрствовать» – в той ситуации, когда страдание уже началось, и в то же время – ничего не понятно, а что будет – неизвестно. Только есть ощущение, что мрак усиливается, настигает, уже как бы нечем дышать. И в этот момент, – не лучше ли, наоборот, успокоиться?

О. Димитрий: Или отвлечься.

Владислава (Коломна): Средство против сна – еда. Активизация жевательных мышц приводит к активизации мозга. Легче не спать, когда чего-нибудь жуешь.

О. Димитрий: «Непрестанно ешьте!» (Смех.)

А. Копировский: А мы в страданиях часто начинаем жаловаться. Близким, друг другу. Богу начинаем жаловаться. «Господи, ну за что же это, ну почему же такое?» О. Павел Алексахин однажды сказал кому-то из наших трезвенников: знаете, если бы вам показать (не вам лично, а вообще) вашу молитву в образах, вы бы от неё немедленно отказались! Где же тут трезвение?



 
Интересная статья? Поделись ей с другими: