Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Братство Наши доклады Как говорить правду

Как говорить правду

E-mail Печать

игумен Дмитрий (Рябцев)

"Кто тот человек, жаждущий жизни,

любящий дни, чтобы увидеть хорошее?

Береги свой язык от плохого и свои уста от обмана"

Пс 34:13-14

 

Вступление

Последние несколько лет меня интересует тема, связанная с речью. Сначала она стала обращать на себя моё внимание в читаемых книгах, потом всё чаще и чаще в жизни. Наконец, темы, обсуждаемые в докладах членов БТр, казалось бы, совсем другие, например, тема репрессий XX века, трезвенного воспитания детей, созависимости, заниженной самооценки, резко отличающей граждан нашей страны… Все эти темы сконцентрировались для меня в одной теме злословия. Поясню, почему «Как говорить правду» и «Злословие» одно и то же. Вот цитата:

«Запрещено говорить любые слова, унижающие других. Если унижающее заявление правдиво, оно считается злословием».

«Надо из раза в раз повторять, что злословие – это правда, унижающая другого человека. Наиболее распространенная форма защиты от упрека в этом грехе звучит так: «Но ведь я сказал истинную правду!» Наш ответ: если ты сказал правду, то знай, что именно правда превращает твои слова в злословие».

Как эта тема связана с теми, о которых я упомянул выше?

Выше было сказано, «злословие – это правда, унижающая другого человека». Низкая самооценка созависимого и вообще большинства граждан нашей страны – следствие ничем не ограничиваемого злословия и незнания законов, по которым строится «красная» речь.

Далее. Низкая самооценка складывается у ребенка в период до 6 лет. Это время, когда маленький человек большинство слов слышит от своих родителей, и на его самооценку не в последнюю очередь влияют именно эти слова, а также явный без слов пример родителей и их отношение к слову.

И, наконец, тема репрессий. Здесь и унижение людей, и их воспитание и перевоспитание, как будто люди никогда не должны стать взрослыми и, наконец, массовые принуждения к злословию в масштабах целой страны (донос – одна из тяжелейших форм злословия). В этой теме сходятся все перечисленные темы и последствия достигают (к нашему времени уже достигли) гигантских масштабов.

Поиски материала

Наиболее целостное и яркое в контексте проблемы языка слово я нашел не у православного автора, и даже не у протестанта, а у литовского иудея, жившего в XIX и начале XX века (1835–1933) – раввина Исраэля Меира из Радин. Интересно, что и оба протестантских проповедника, занимавшихся темой злословия, ссылаются именно на этот труд. В нем систематически изложен материал на тему злословия на основании Торы (Пятикнижия), а также правил относительно различных жизненных ситуаций, в которых обычно нарушаются запреты и предписания из Торы, кроме того, там изложены законы сплетен (ближайшая разновидность злословия). Вот, например:

 «Каждое злое слово – отдельный грех, помноженный на число нарушенных при этом заповедей. Если человек произносит всего лишь десять слов злословия в день – в течение года их накапливается много тысяч».

«С другой стороны, если человек осторожен, то каждый раз, удерживаясь от произнесения злых слов, он выполняет заповедь. Поэтому воздержание от злых слов всегда благотворно влияет на состояние души человека и, соответственно, на его здоровье и продолжительность жизни».

Или:

Когда народ уже подошел к краю пустыни, были посланы разведчики, чтобы посмотреть, что там впереди за земля, куда идти и т.д. (Числ 13:17–33). И когда они вернулись, они начали злословить ту Землю, которую Бог обещал дать им, и наказание за это было большое. В результате народ ходил 40 лет по пустыне до тех пор, пока не умерли все те, кто вышел из Египта.

И наконец:

Во времена пророков было особое обостренное чувство греха. Выявились три греха, которые связаны с абсолютным запретом – «умри, но не сделай»:

1) Идолопоклонство,

2) убийство,

3) запретные связи (разврат).

В результате регулярного нарушения этих трёх запретов и последовало наказание в виде разрушения Храма, народ был уведён в плен. Кого-то увели, кто-то рассеялся – такой был результат этих грехов. Прошло время, люди поняли, что этого делать нельзя. Народ покаялся, вернулся из плена, опять построил Храм, начало восстанавливаться благочестие. Но 2-й Храм тоже был разрушен. Есть предание, что он был разрушен из-за беспричинной ненависти, происходящей от злословия. Злословие бьёт по главному – по единству Народа Божьего. Максимальной концентрации эта ненависть достигла в отношении некоторых иудеев к Христу. Не случайно и Сам Христос пророчествовал, что не только Храм, но и весь Иерусалим будет разрушен за то, что ... «не узнал времени посещения своего» (Лк 19:41–44). 

Ступени злословия

Несмотря на то, что сам автор цитируемой книги не был замечен в нарушении законов о злословии, он утверждает, что никто из людей не способен сохранить абсолютную чистоту своих уст. Исходя из иудейской классификации, можно назвать четыре категории грешников, как бы четыре ступени «восхождения» к злословию.

1. Первая ступень – это праведники, мудрецы, учителя и знатоки закона. Если каждый человек, так или иначе, грешен, то грешны и они. Но самый строгий запрет злословить людей касается именно этой категории лиц, т.к., во-первых, они способны покаяться очень быстро, во-вторых, очернение их имени, как правило, становится очернением имени Божьего, т.к. они представляют Его и Его народ ещё и для внешних.

2. Вторая – люди, которые очень стараются следить за своей жизнью, но иногда успевают, а иногда падают.

3. Третья состоит из людей невнимательных, впадая в грехи, они это делают скорее неосознанно, ненамеренно. С первой по третью ступень действует запрет пересказывать их падения третьим лицам даже при равновесии аргументов «за» и «против» того, что ими было совершено нарушение прямой заповеди. Для третьей ступени допускается возможность ослабления запрета, но с необходимостью соблюсти ряд условий.

4. Лишь в отношении четвёртой категории людей снимается запрет на их злословие (т.е. на высказывание о них правды). Эту категорию составляют: еретики, доносчики и злостные злословщики, т.е. те, кто злословит вполне сознательно, считая это своим правом.

«Самые “злостные” нарушители – это те, что из раза в раз унижают окружающих, позволяя себе пренебрежительное отношение к людям. Вот несколько примеров излюбленных ими речей:

“Реувен ни на что не способен. Послушайте, что он учинил вчера…”

“Не думайте, что в Лее есть что-то особенное. Она из семьи, которая…”

“Знаете, что я недавно услышал о Шимоне?”

Перечень можно продолжать без конца».

Вынужденное злословие

Всякий может попасть в ситуацию, когда по тем или иным причинам он будет вынужден сам говорить «злую правду» или его к этому будут вынуждать даже под благочестивыми предлогами, например, родители или учителя, а потом и начальники. Но…

«Нет разницы между тем, говорим ли мы злые слова свободно, по желанию, или делаем это по принуждению. Скажите, разве можно есть некошерную (нечистую) пищу только потому, что кто-то настойчиво нам ее предлагает, и мы боимся его обидеть или утратить его расположение? Безусловно, нельзя. То же самое – с запретом на злословие».

Если говорить запрещённое человек может только с собственного разрешения, то как быть в ситуации, когда он вынужден это слушать?

Слушание приравнивается к беззвучному говорению, и поэтому слушающий злословие приравнивается к говорящему, т.е. несёт такую же ответственность перед Богом и людьми. Поэтому первое, что можно сделать в таком случае, – физически уйти. Второе – если уйти невозможно – не слушать, третье – даже если услышал, не верить.

Самое главное действие злословия состоит в том, что поражается вера в человека, доверие ему.

Бывают ситуации, когда хранить молчание невозможно физически. Тогда нужно терпеть дискомфорт, помня о том, что «…за каждую секунду молчания человек получает награду такой величины, что ее неспособны оценить даже ангелы».

Материальный ущерб

«Злословие нельзя оправдать даже тогда, когда нарушение запрета на злословие спасает от большой финансовой потери. Тора требует от человека, чтобы он не нарушал ее запретов, даже если есть риск потерять все состояние».

Формы злословия

Основная форма злословия – устная, но она не единственная. Существует письменное злословие:

«Запрещено не только читать чужие письма, но и показывать адресованное вам письмо другим людям, чтобы унизить его автора. Даже если мы не комментируем письмо, у читателя может возникнуть представление о настоящих или мнимых недостатках автора. В данном случае злословие проявляется в виде косвенного намека или упоминания».

Также оно может быть в форме намёков, жестов и т.д. Есть возможности для злословия, которые возникли сравнительно недавно, например, телефон, интернет и др. современные средства связи.

Новый завет

«Частота использования в новозаветных посланиях слова καταλαλία (злословие) показывает, с каким трудом боролись с этим пороком первые христиане (см. 1 Петр 2:1, Рим 1:30, 2 Кор 12:20). Именно те кто, согласно Иак 3:1–2, мечтали о славе учителя, из-за этого лишали славы других.

“Кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит Закон и судит Закон” (Иак 4:11). Почему? Потому что закон запрещает “злословить” брата (см. Лев 19:16, 18, Пс 49:20; 100:5, Притч 20:19; 30:10) . Поэтому всякое злословие одновременно направляется против закона Божия».

[Герхард Майер. Послание Иакова: Историко-богословский комментарий к Новому Завету] 

Основные причины злословия

В раввинистическом предании считается, что есть три основных фактора, блокирующих работу ума и тем самым «развязывающих» язык, это: карман (кошелёк), гнев и вино. И ещё. Причиной «дурного языка» (а язык, хочет он того или нет, выдаёт содержание нашего сердца  – Мф 12:34) является «дурное ухо» и особенно «дурной глаз», т.е. желание слышать и видеть зло в других и вообще вокруг себя в мире.

Выводы

Познакомившись лучше с законами злословия даже по одной этой книге, можно по-новому посмотреть на обеты трезвения, особенно те из них, которые непосредственно связаны со словом. 

Примеры некоторых заповедей-запретов злословия 

«Не ходи сплетником в своем народе» (Лев 19:16)

«Не разноси ложный слух» (Исх 23:1)

«Да не выступит один свидетель против человека, подозреваемого в какой-либо провинности и в каком-либо проступке, в любом грехе, который он совершит» (Втор 19:15) (т.е. нужны как минимум два свидетеля).

 

Богу нашему слава!

 

  
 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Комментарии   

 
#1 нашёлИгумен Димитрий 24.03.2016 22:46
Буквально на днях я нашёл интересный материал на эту тему у православного подвижника четвёртого века - преп. Ефрема Сирина "Слово о злоязычии и страстях": http://predanie.ru/efrem-sirin-prepodobnyy/book/68297-efrem-sirin-tom-1-sobraniya-tvoreniy/#toc243
И во многих его писаниях прослеживается сходство с тем, что писал о злословии раввин Исраэля Меира из Радин. Думаю, что надо поподробней их исследовать. Параллели между этими традициями кроются в сходстве сирийского языка и еврейского, которым преп. Ефрем пользовался для лучшего понимания Ветхозаветных текстов и лучшего знания им традиций Востока по сравнению с греческими отцами.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить