Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Братство Наши доклады Иван Чуриков и созданное им движение народных трезвенников

Иван Чуриков и созданное им движение народных трезвенников

E-mail Печать

В заключение можно сказать, что:

1.         Иван Чуриков и созданное им движение трезвенников были значительным явлением в церковной и общественной жизни России в конце XIX — начале XX века. Свое служение Иван Алексеевич видел в отрезвлении жизни народа благодаря проповеди Слова Божьего. Для этой цели он регулярно проводил открытые беседы на евангельские темы, которые сочетал с молитвой об исцелении от недуга пьянства.

2.         Появление такого яркого харизматического лидера как Чуриков и его движения трезвенников стало возможным благодаря большому стремлению к духовной жизни простого народа. Это видно из огромного количества сект, существовавших в то время.

3.         Значительное влияние на служение Чурикова и его отношение к трезвенничеству оказало беседническое движение, целью которого было приобщение простого народа к евангельской жизни через аскетическую практику (в том числе отказ от винопития) и совместное чтение Священного Писания. Также значительное влияние на служение Чурикова оказала личность и деятельность святого праведного Иоанна Кронштадтского.

4.         Особенностью движения трезвенников было то, что Чуриков собирал огромные массы народа, в том числе зависимых. Само движение не имело четких границ и организационной структуры. Важным отличием чуриковцев от многочисленных в то время обществ трезвости было то, что в центре проповеди братца Иоанна стоял призыв не к частичному отказу от алкоголя (зарок на 3 месяца или полгода), а к изменению жизни на евангельских началах с полным воздержанием.

5.         В вопросах вероисповедания Иван Чуриков был послушен церковным и светским властям, предпринимал много усилий для того, чтобы наладить взаимоотношения трезвенников со священниками. Со своей стороны, епископы и епархиальные миссионеры не доверяли братцу Иоанну, опасаясь, что его проповедь уведет народ в раскол. Ему предъявлялись обвинения в том, что он носит священнический крест; проповедует, будучи мирянином; отрицает церковную иерархию; выдает себя за мессию. Собрания, которые проводил Чуриков, назывались безблагодатными из-за отсутствия на них священника. В целом отношение представителей официальных церковных структур к И.А. Чурикову и его движению было негативным, что делало почти невозможным вхождение трезвенников в нормальную церковную жизнь. В том числе еще и из-за того, что церковная власть не понимала специфики этого движения и его разнородности.

6.         На сегодняшний день чуриковское движение сохранилось и представлено двумя основными группами. Одна, с центром в Вырице, состоит из чуриковцев, считающих братца Иоанна мессией, и потому не поддерживает связей с РПЦ МП. Вторая состоит из последователей братца Иоанна в Санкт-Петербурге, которые не потеряли связь с православной церковью, регулярно собираются на беседы в православном храме.



[1] Краснов–Левитин А. Лихие годы: 1925–1941. Режим доступа: http://krotov.info/history/20/1930/levitin_3.htm.

[2] Паламодов С.Ю. Общество христиан трезвенников Братца Иоанна Чурикова. Режим доступа: http://www.optimalist.narod.ru/ch111.htm.

[3] Там же.

[4] Миссионерское обозрение. 1907. № 1. С. 92 Цит. по: Якубовский Б. прот. История беседничества в Самарской епархии. Самара, 2003. С. 16.

[5] Паламодов С. Ю. Общество христиан трезвенников Братца Иоанна Чурикова. Режим доступа: http://www.optimalist.narod.ru/ch111.htm

[6] Письма Братца Иоанна Самарского (Чурикова) СПб. 1995.С.274.

[7] Доклад В. В. Берсенева на конференции «Иоанн Чуриков и Святейший Синод» Режим доступа: http://trezvograd.ru

[8] Паламодов С.Ю. Подвижник трезвости. Режим доступа: http://trezvograd.ru

[9] Письма… С.200.

[10] Пругавин А. С. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством (К вопросу о веротерпимости) М, «Посредник» 1905. Режим доступа: http://az.lib.ru/p/prugawin_a_s/text_0040.shtml

[11] Письма… С.206-207.

[12] Зарембо Н. Г. Духовные власти Санкт-Петербурга и народное трезвенническое движение чуриковцев (1907–1914 гг. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 126. СПб., 2010. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/journal/n/izvestiya-rossiyskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo-universiteta-im-a-i-gertsena

[13] Зарембо Н.Г. Духовные власти Санкт-Петербурга и народное трезвенническое движение чуриковцев…

[14] Письма… С.318.

[15] [Смолев И. Г.] Слово к 100-летию со дня рождения Братца Иоанна Чурикова. Cамиздат, машинопись. 1962.С.130.

[16] Письма… С.225.

[17] Письма…С.275.

[18] Кирика Ф. протопресв. Чуриковщина (Материалы по опознанию ея)//Миссионерское обозрение, 1914. №11. С.284-285.

[19] Боголюбов Д. И. «Братец Иоанн Чуриков», как религиозный проповедник среди петербургскаго простонародия // Приходской священник. 1911. № 16. С. 7.

[20] Апостол трезвости: Иоанн Алексеевич Чуриков // авт.-сост. Комков М. П., Плотникова В. В. Спб., 2014.С.136.

[21] Тамже. С. 150.



 
Интересная статья? Поделись ей с другими: