Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Братство Наши доклады О возможных путях выхода из зависимости и созависимости. Взгляд православного психолога

О возможных путях выхода из зависимости и созависимости. Взгляд православного психолога

E-mail Печать

Еще одним фактором, блокирующим развитие способности при достижении возраста взрослого человека, становится негативное отношение к этой способности его матери, которое запомнилось человеку еще в утробе. Впадая в пустоту или ступор, он ожидает, что к его состоянию окружающие будут плохо относиться, и он сам приучается негативно относиться к нему. Таким образом, человек снова себе запрещает развивать способность.

Ситуация кардинально меняется, если люди, окружающие зависимого и созависимого, могут относиться к такой пустоте положительно, как ценному переживанию, которое может расти и развиваться в нужном направлении. Рядом с такими людьми окружающие сами впадают в состояние пустоты или ступора. Требуется доброе, положительное отношение к себе в состоянии пустоты, чтобы это состояние могло перейти в стадию положительного развития. Обычно у людей это вызывает сильнейшее сопротивление. Доводы могут быть самые разные. Делать усилие, чтобы проявить доброе отношение к пустоте, непросто. Ловишь себя на том, что злишься или думаешь о том, что к человеку, ведущему себя так, можно относиться только с отвращением, презрением. Как можно по-доброму относиться к человеку, месяцами лежащему на диване или хуже этого, постоянно слушающему орущую дурацкую музыку и болтающему по телефону? Однако это состояние нужно преодолевать духовным усилием, молитвой, покаянием.

Есть видимая сторона поведения человека, и есть глубинная, которую не видно. Важно разглядеть этот глубинный слой, потребность в развитии и поддержать его молитвенно и добрым отношением.

В Библии есть образ пустыни, в которую Господь выводит свой народ из египетского плена: «И Бог повел их кружным путем, по пустыне…» (Исх13:18) (Перевод Росс. библейского общества, 2011 г.) Но Бог постоянно пребывает с народом в столбе огненном и облаке, это образ Его любви и заботы о народе, о духовном взрослении людей.

Еще один образ пустоты – это описание сотворения земли, когда она была «пуста и пустынна… и Дух Божий веял над водами» (Быт 1:1) (Перевод Росс. библейского общества, 2011 г.)

 Здесь тоже виден образ несовершенства мира, и то, как Дух Божий этот мир сохраняет, готовя его к будущему развитию.

 Очень трудно увидеть пустоту в себе и решиться что-то с ней делать, принимать ее в себе. У созависимого пустота скрыта глубже, ее практически не видно. Но именно созависимый может стать инициатором выхода из зависимости и созависимости. Он способен решиться на изменения.

Аналогом такого выхода могут служить процессы, проходящие в обществе, такие как революция, когда происходит смена парадигм восприятия мира. В них прослеживаются этапы, свойственные выходу из хим. зависимости, и ощущается такой же эмоциональный накал. Старая система терпит крах, и из обломков постепенно вырастает новая.

 Подведем итог. Выход из зависимости и созависимости во многом связан с развитием тех психических структур и способностей человека, которые травматично были заблокированы в ходе его очень раннего, даже внутриутробного развития. И зависимому, и созависимому необходимо поэтому пережить состояние пустоты и ступора, воспринимая их как этапы раннего архаичного развития любой способности, принять это в себе и научиться по-доброму к этому относиться. Это требует мужества и терпения, поскольку при этом запускается естественный процесс развития и созревание отсутствующих пока у человека способностей. Их появление затем и приведет к наполненности «Я», чувству уверенности в себе, ощущению человеком своего достоинства как образа Божия. Этот процесс невозможен без общения, без взаимодействия.

 Выдающийся психолог Виктор Франкл, прошедший нацистские концлагеря, пришел к выводу о том, что в них выживали не сильные телом и духом люди, а те, кто видел смысл во всем, что с ними происходит. В своей широко известной работе, он поэтому сделал особый акцент на поиске смысла. Он призывал увидеть глубокий смысл в жизни. Человек, писал он, не может получить готовый ответ – в чем назначение его жизни, кто он, такой ответ нужно искать ему самому. И если он его находит и берет за это ответственность – он растет как личность, несмотря ни на что. Главный вывод Франкла: «У человека можно отнять все, кроме одного – его последней свободы: выбрать свое отношение к любым данным обстоятельствам, выбрать свой собственный путь». (Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. Глава ХХХ. http://lib.ru/DPEOPLE/frankl.txt ) Эти евангельские по духу слова могут послужить одной из опор в движении зависимых и созависимых людей к освобождению от уныния и тупиковой зацикленности на собственной ситуации. 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: