Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Братство Наши доклады Мужество меняться (обсуждение доклада о созависимости)

Мужество меняться (обсуждение доклада о созависимости)

E-mail Печать

 На одной из встреч братства «Трезвение» прозвучал доклад Натальи Никулиной «Что такое созависимость».  Тема эта не простая. И если алкоголизм – это зависимость от алкоголя, то созависимость – от чего?  И если пил мой дедушка, что мне до этого?

Ниже – обсуждение этого доклада во время встречи одной из общин Преображенского братства.

            Обсуждать доклад Натальи Никулиной «Что такое зависимость» на встрече общины было непросто – не давалось понятие созависимости. Как это – созависимый бессознательно провоцирует любителя выпить на то, чтобы тот выпил еще раз? Более того, созависимому нравится роль жертвы? Да потому, что он стремится сохранить привычное течение семейной жизни. Ведь если близкий ему человек бросит пить, придется менять свою жизнь, а созависимый к этому не готов.

            Кто-то зачитал фрагмент из доклада: «Наблюдения [психотерапевтов] показали, что члены семьи мешали лечению «больного», пытались включиться в лечение или саботировали его, как будто семья была заинтересована, чтобы он оставался «больным»». Получается, членам семьи «невыгодно», чтобы зависимый изменил свою жизнь к лучшему.  Кто-то вспомнил о зарубежной программе 12 шагов выздоровления от зависимости. Там лечат не меньше 12-ти родственников больного алкоголизмом, да еще всем им уделяют больше внимания, чем зависимому. А у нас на эту программу родственники идут неохотно, хотя понимают, что и им надо подлечить свою нервную систему.

            Многим в общине не хотелось соглашаться со своей созависимостью. Но этот дух атакует каждого и внезапно: после общения с зависимым просыпается тяга то к алкоголю, то к кофе или чаю; то хочется провести вечер у телевизора или за компьютерной игрой. Напряжение разговора повысилось, когда стало понятно, что  влияет и материнская утроба. Это если наши мамы, будучи беременными, зависели от кого (чего)-либо.

Как же осознать в себе эту зависимость? Увидеть себя  такими, какие мы есть? Ведь это и страшно, а еще это и большой труд. Не поддаться зависимому, не расстроиться от его очередной выходки, не впасть в ступор…

            Так как же понять, есть ли в нас созависимость?

            Вопрос тонкий, потому что он связан с молитвой и покаянием. В молитве будем просить мужества… Ведь чтобы Христос открыл созависимому, что в нем не так, ему важно этого мужественно захотеть. А когда это состояние откроется, осознать его и принять как свою проблему, решать которую придется всю жизнь.

            Вот зависимому захотелось выпить, и он на все пойдет ради этого. А созависимая сбрасывает свое напряжение через скандал. Ей бы сдержать себя, проявить любовь. А сил нет. Иногда получается, как говорила одна сестра, а иногда она выдает мужу все, что думает о нем, а потом раскаивается. Еще на какое-то время сил хватает – и снова срыв. Стандартное поведение созависимой. Зависимый уже голоса своей жены не может слышать, и просит не разговаривать с ним, а то повышенное сердцебиение начинается. А жена в ответ: «Тебе плохо от того, что ты делаешь, а не от того, что я с тобой разговариваю», – и опять берется его контролировать, чтоб не выпил, закрывшись в туалете.

            Проблема созависимости – не просто проблема души и тела, это прежде всего – проблема духа. Надо захотеть увидеть себя в неприглядном свете. Ведь человек склонен не замечать своих проблем. На этом пути узнавания себя много самообмана. Долгие годы потребуются, чтобы, стараясь исправиться, разорвать, «расщепить» дурной круг «созависимости – зависимости». Здесь важно заниматься выстраиванием своих приоритетов и осознанием границ своей ответственности за церковную жизнь. Важна и решимость не испугаться последствий этого разрыва, ведь и к созависимому придет нечто вроде похмельного синдрома, или ломки. Будет болеть голова, кости, суставы, и все это из-за того, что своя жизнь замещалась жизнью зависимого человека – в ущерб себе. И нужно идти в сторону трезвения, стремясь трезвенно понимать и принимать себя и другого. Это непросто: действует «коэффициент искажения действительности», который есть в каждом из нас. Он уводит от трезвения. Влияет еще и конфликтная среда, и состояние здоровья, и т. д.

            В довершение ко всему может показаться, что молишься, молишься, а ситуация не меняется. Потому что просишь у Бога, чтобы Он открыл тебе твои грехи, и в то же время думаешь: только не сейчас.  Противостоять духу, противящемуся тому, что связано с покаянием, можно только вместе, в церковной среде, с помощью Христовой веры и любви. 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: