Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Братство Наши доклады Трезвиться в отношениях с родителями – начинать с себя…

Трезвиться в отношениях с родителями – начинать с себя…

E-mail Печать
 Елена Репина
Исполнение заповеди о почитании родителей (как и любой другой заповеди) христианину нужно мыслить не как соблюдение буквы Божьего повеления (чтобы можно было сказать: я это требование (условие) выполнил, теперь совесть моя спокойна, меня не трогайте), но как действие творческое, которое может совершаться через Бога, самого человека и его родителей.

Обратимся к заповеди о почитании родителей и постараемся вникнуть в ее суть. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Что значит обещание продлить дни на той земле, которую дает Господь? Почему недостаточно было сказать «чтобы продлились дни твои»? Для христианина эти слова могут служить прообразом (или символом?) того, что (какое поведение) в нас может наследовать вечную жизнь. Научиться по-настоящему почитать родителей (делать это пред Божиим лицом, с чистым сердцем) – задача для человека совсем непростая. Для кого-то, может быть, даже по-человечески невозможная. 

У каждого из нас есть опыт взаимоотношений с родителями. Этот опыт у всех разный. У кого-то, может быть, отношения с родителями могут быть достойным примером любви, уважения, послушания; у кого-то отношения сложные, имеющие историю грехов, ошибок, непонимания; у других, такое тоже бывает, отношения могли вообще не сложиться, либо же испортиться до отчуждения, разрыва в общении. Поэтому, как нам кажется, пытаясь рассуждать на эту тему, мы не можем просто опираться на какие-то правильные (действительно важные, неоспоримые!) слова, которые были высказаны когда-то и передаются из поколений в поколения. Но важно соотносить их со своей личной совестью и жизнью. 

Когда мы размышляем о почитании родителей, то вспоминаем, что почтительное отношение в нормальном случае должно быть по отношению к каждому человеку как носителю образа Божьего. И для христианина это норма, естественное движение сердца: почитать другого. Но почитание именно родителей, как начала твоей жизни, – это основа. Это то, без чего человек дальше не сможет идти. Получается проблема, парадокс: не исполнять эту заповедь невозможно (потому что смертельно опасно), но и исполнять, как было сказано выше – невозможно (по-человечески). Наверное, тут нужно видеть, иметь ввиду какую-то нижнюю планку (черту, через которую нельзя переступать, иначе – смерть) и высокую (примером совершенного исполнения этой заповеди является пример Христа. Тут каждый может размышлять лично). 

Есть примеры исполнения заповеди о почитании родителей из священной истории, художественной литературы. Примеры того, когда у людей есть внутренний стержень, не позволяющий нарушить эту заповедь. Сыновья Ноя – Сим и Иафет, Соня Мармеладова, Маша из повести "Дубровский". Говоря о Соне Мармеладовой, мы уже касаемся темы об отношении к зависимым родителям и можем здесь на примере взаимоотношений отца и дочери увидеть образец такого глубокого, живого (если так можно сказать) исполнения заповеди о почитании родителей. И мы тут же видим, как отец Сони переживает такое к себе отношение. Повествуя Раскольникову о своей жизненной истории, он рассказывает ему о том, как Соня давала ему деньги на выпивку: "Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, всё что было, сам видел... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют!.." 

Если кто-то из братьев и сестер имеет опыт такого кроткого, терпеливого отношения к зависимым родителям (пусть не на протяжении всей жизни, пусть отчасти), может быть, могли видеть, как такое отношение воспринимается ими (прежде всего, духовно).

Если в нас есть внутренняя открытость к тому, чтобы нести бремя греха и оторванности от Бога наших близких, то родители могут найти в нас опору для своего возрождения, если смогут услышать, почувствовать в нас ростки новой жизни. 

Но часто мы имеем в своей жизни другие примеры, когда в наших сердцах имеют место горькие (и, может быть, не на пустом месте возникшие) обиды, душевные раны, непрощение. А также, что еще хуже, какие-то более тяжелые грехи против родителей. Как выправлять такое наследие? 

Изначально отношения с родителями в основе своей всегда имеют любовь (без этого ребенок не может выжить). Но если ребенок растет в семье, где кто-то из родителей зависим (или оба), то у него к любви присоединяются травматичные чувства, поэтому испытывать чувство любви к родителям становится больно, и человек старается избежать этих чувств и добрых отношений с родителями. Многие наживают в себе внутренние претензии, иногда – ненависть и проклятия. Но рано или поздно человек начинает понимать, что это ненормально, что с этим «наследием» нужно что-то делать. 

Если человек становится верующим, он обязательно столкнется с тем, что ситуацию надо выправлять. К этому нас обязывает то, что нам открылось во Христе, откровение о подлинном достоинстве человека быть чадом Божиим. Перед человеком встает задача преодоления обид, претензий и возрождение любви к тому, кто дал тебе жизнь, любви,  которая изначально вложена Богом в сердце каждого человека.

Путем, позволяющим добраться до своих чувств любви и благодарности к родителям, может стать путь умаления (об этом говорят и святые отцы). Эти чувства в подавленном состоянии есть в каждом человеке. У нас у каждого есть что расчищать. Актуальное переживание себя, как не имеющего любви к родителям, есть это состояние подавления любви. Мы сталкиваемся с тем, что на добром корне (любви) паразитирует злость, гнев, желание отомстить. Чем сильнее эти чувства, тем сильнее подавленная любовь. Смиренное отношение к себе и проблеме отношений с родителями, молитвенный труд об очищении в нас опыта любви к родителям, рано или поздно будут менять ситуацию. Терпение и смирение позволяют не драматизировать и не переживать как глобальную ситуацию в детстве, а найти для нее адекватное место и значение. Найти адекватное место и значение своим тяжелым чувствам, связанным с отношениями с родителями. Были в нашем опыте тяжелые переживания, а были радостные и добрые. Нам следует отказаться от такого отношения к родителям, при котором мы выставляем им счета за обиды, за недолюбленность, недоласканность, недопонимание. Нам нужно самим обрести покаяние, прощение. Состояние непрощения родителей, обиды не дают развиваться человеку. Но когда приходит покаяние, примирение, возможно исправление как настоящего, так и прошлого (а поэтому и будущего). А дальше –  вместо того, чтобы требовать того, что нам недодали, мы должны научиться делиться с родителями тем, что нам дает Господь. Он простил нам много и принял такими, какие мы есть, и Своей любовью исцеляет нас и укрепляет в желании жить Его жизнью, ходить в Его свете, самим становиться источниками света, любви. И поэтому в нас не может оставаться места никаким претензиям и обидам.

Выводы

Отношения к зависимым родителям находятся в границах исполнения заповеди о почитании родителей. 

Нам нужно стараться осмыслять эту заповедь в новозаветном ключе: понимать ее не буквально, но как живую творческую задачу, исполняя которую мы можем возродиться сами и помочь возродиться к новой жизни нашим родителям. 

Наши психологические травмы, боль, обиды, которые появились на фоне жизни с детства с зависимыми родителями, имеют реальные причины. Нельзя закрывать глаза на этот факт, нельзя подавлять все эти чувства. Но невозможно и оставлять здесь все как есть. Мы сами приняли прощение от Господа и мы помним, какой ценой нам это прощение даровано. Живя в Церкви, мы обрели «доступ» к Источнику милости, прощения, всех тех даров, которые наполняют нашу жизнь. Принимая такое отношение Бога к себе, мы не можем в своих сердцах оставлять место непрощению, обидам, какими бы справедливыми они ни были. 

Такой высокой планке, заданной нам в заповеди о почитании родителей, по-человечески соответствовать невозможно. Мы можем надеяться только на действие силы Христовой любви через нас, о чем и призваны просить в молитвах.

«Сила Божия такова, что там, где она является, исцеляет все без ущерба, ибо Бог – полнота жизни и творит жизнь из ничего» святитель  Афанасий (Сахаров).



 
Интересная статья? Поделись ей с другими: