Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Братство Наши доклады «Тому, кто заботится о зависимом, надо ориентироваться на любовь». Выступление на площадке «Милосердие» Преображенского фестиваля

«Тому, кто заботится о зависимом, надо ориентироваться на любовь». Выступление на площадке «Милосердие» Преображенского фестиваля

E-mail Печать
Мария Зиатинова
1. Какой может быть наша помощь людям, ведущим асоциальный образ жизни

Наше братство «Трезвение» (а не «трезвости») названо так не случайно. Добродетель трезвения в христианстве - это очищение сердца, хранение ума от помыслов, а трезвость – свобода от зависимостей (химических и прочих). Без трезвения невозможно обрести трезвости.

Алкогольная или наркотическая зависимость, которой противостоит трезвение, – не только грех, но и болезнь. В грехе нужно каяться, а болезнь нужно лечить. Проблема зависимости, прежде всего – духовная, потому что связана с рабством греху. И важно видеть, в какой момент какая помощь человеку необходима.

Немного расскажу об опыте помощи зависимым людям, который есть в нашем братстве. Помогать человеку можно тогда, когда он сам этого захочет, когда у него есть желание изменить свою жизнь. Мы все знаем, что в одиночку очень трудно бороться с проявлением любого зла. Нужны братские отношения, молитва, взаимопомощь, ответственность личная и братская.

Для того чтобы не впадать в состояние созависимости при оказании такой помощи, важно самим обретать трезвенность, внутреннее делание, доверие Богу, духовное внимание, мирный дух, духовное видение меры нашей помощи, то, как самим устоять в любви и свободе. Нужна решимость честно и открыто говорить о своих трудностях в общении с зависимым близким, просить помощи, в трудных ситуациях советоваться со старшими.

Непросто не поддаться соблазну контролировать жизнь близкого тебе человека, страдающего той или иной формой зависимости. Если не устоять, возникает нетрезвенная (чрезмерно навязчивая) забота о зависимом, подпитываемая ложной значимостью своих действий. Как сказала одна сестра: живешь, уповая не на Господа, а на свои силы, и крутишься как белка в колесе, потому что заботишься о зависимом в режиме навигатора, постоянно «перестраивая маршрут».

Чтобы обрести видение реальности происходящего, приходится бороться со своими привычками и страстями (гнев, раздражение, самозамкнутость, отстраненность и др.), с духом осуждения, и тогда, пусть очень медленно, что-то начинает меняться в отношениях, появляются силы общаться с зависимыми людьми и, наконец, свидетельствовать им о Боге, чтобы зависимый человек увидел Свет, пришел к Богу, уверовал во Христа, узнал Его Церковь.

 

2. Каких критериев помощи придерживаться, чтобы не развращать человека

Нужно все время поддерживать желание самого человека измениться, понимая, что это взрослый человек, и оставлять за ним право выбора. Это как игра в теннис, когда мяч постоянно требуется перебрасывать на сторону партнера. С ним нужно договариваться, и даже предлагая помощь, ставить условия (например: лечись, а если не пойдешь в больницу, не буду тебя кормить, и т. д) – вплоть до выселения из квартиры (крайний случай, но и такое бывает). Но если что-то пообещать ему, то обязательно выполнить. Главный принцип помощи – реальная нужда, нельзя поддаваться на манипуляции.

Самый трудный момент в такой помощи (благодаря чему может начаться процесс выздоровления зависимого) – научиться в мирном духе ставить ему определенные границы, но и самому их не нарушать. Без молитвенной поддержки группы, иногда братства, это крайне сложно, даже невозможно.

Не нужно ставить конечной цель «чтоб не пил» – это временная, промежуточная цель. Конечная, духовная цель – спасение зависимого человека в Боге. Для этого требуется постоянно напоминать себе, что значит трезвиться, и какова норма трезвения.

Трезвенность состоит, в частности, в том, чтобы все отдавать Богу. Если ошибешься, Господь поставит на место, но и поможет встать. Нужно слушать, что Он говорит, и не «танцевать» вокруг зависимых, не бросать все и не бежать к ним без всякого доверия Богу, без ответственности за то, что мы имеем, не помня, что если наша жизнь только им посвящена, значит, она в какой-то степени отнята у Бога, у братства и у других людей.

Нужно помнить о том, что в наших трудах для зависимых мы лишь сотрудничаем со Христом, потому что Он выше всех, и Он больше нас заинтересован в освобождении этих людей от их зависимостей.

 

3. Как помочь такому человеку сохранять человеческий образ и достоинство?

Здесь необходимо иметь сострадание, готовность разделить с человеком его жизнь. Сострадать такому человеку бывает непросто, ведь он стремится овладеть тобой. Ты в результате можешь впасть в ступор, растеряться, ответить на его внутреннюю пустоту своей пустотой или просто сослаться на неотложные дела и уйти. А надо найти силы для молитвы и вернуться в нормальное состояние, иначе диалог с зависимым станет разрушительным для обоих. Надо быть здесь очень трезвенным, решительным и ответственным.

Обычно человек, сталкиваясь с чем-то неизвестным, старается как можно быстрее выйти из этой ситуации, вернуться к привычному образу жизни. А в тесном общении с зависимым, наоборот, приходится принимать удар, что бывает неприятно, некрасиво, неудобно. Митрополит Сурожский Антоний писал, что даже помолчать, посидеть рядом с больным, ничего не говоря, плодотворно выдержать состояние пустоты – большой духовный труд.

Умеем ли мы так общаться – молча, без раздражения на себя и других? Ведь чтобы не раздражаться, нужно возлюбить человека и в его грехе.

Агрессивная реакция зависимого человека может исходить из потребности защитить то, что скрыто, – любовь. Ему страшно чувствовать ее в себе, тем более проявлять. Но она есть! И тому, кто заботится о зависимом, вопреки его пустоте, его претензиям или злости, надо ориентироваться на любовь. Пустота человека неоднозначна. В ней есть живой росточек, который может зацвести.

Направляя усилия любви в эту сторону, христианину нельзя забывать, что агрессии зависимого можно противопоставить только мирный дух, чтобы он ощутил, что уважаются и он, и его взгляды. Это усилие любви, и оно даром не проходит.

Протоиерей Сергий Булгаков и архимандрит Сергий (Савельев) писали, что сострадать может только тот, кто сам прошёл через страдание. Общаясь с зависимыми, невольно входишь в пространство, в котором Господь приоткрывает тайну страдания другого. И что-то меняется в нашем понимании мира и людей, в осознании своей причастности к их страданиям. Господь открывает то, чем можно делиться с другими страдающими, помогая им сделать шаг вперед. А если этого опыта нет и поделиться нечем, никакие правильные слова не помогут.

Православная традиция сильна надеждой на то, что практически любой человек может измениться, и что плодотворно его потерпеть, пока у него есть желание измениться, пока он борется с собой. Тогда молитва о таком человеке будет не благопожеланием, но действенным ходатайством за него перед Богом.

Отец одной из наших сестер был парализован и не вставал с постели больше 30-ти лет. Он был из поколения «израненных лейтенантов», на войне они становились лейтенантами в 20 лет. Он и все его друзья, пришедшие с войны, пили. Когда его парализовало, встал вопрос: давать ему спиртное или нет? Сестра говорила, что вначале давала, не могла по-другому. Если бы волевым решением перестала давать, это было бы похоже на то, что попирается его человеческое достоинство, потому что это уже был не его выбор. Отец мучился, у него были сильные боли, он пил ежедневно 1-2 рюмки, и эта сестра не могла подойти к нему, распростертому, и сказать: не дам выпить, это моё волевое решение.

Но за четыре года до его смерти, после одной из встреч братства «Трезвение», посвященной подобным проблемам, что-то в их отношениях изменилось. И она смогла сказать ему: не буду больше покупать тебе спиртное. Отец принял это спокойно. Несколько лет тому назад его не стало, и она, вспоминая прошедшее, благодарит Бога за то, что Он дал силы вовремя принять правильное решение.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить