На Евангелие от Иоанна 14:10-21

Печать

 10 Не веришь ты, что Я в Отце, и Отец во Мне? Те слова, которые Я говорю вам, Я не от Себя говорю: Отец, во Мне пребывающий, творит дела Свои.
11 Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне. Если же нет, по самым делам верьте.
12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня будет творить дела, которые Я творю, и большие этих будет творить, потому что Я иду к Отцу.
13 Ио чем ни попросите во имя Мое, Я сотворю, чтобы прославлен был Отец в Сыне.
14 Если о чем попросите Меня во имя Мое, Я сотворю.
15 Если любите Меня, заповеди Мои соблюдите.
16 И Я умолю Отца, и другого Утешителя даст вам, чтобы был с вами вовек,
17 Духа Истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает; вы же знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет.
18 Не оставлю вас сиротами: приду к вам.
19 Еще недолго, и уже мир Меня не видит; но вы видите Меня, потому что Я живу, и вы жить будете.
20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
21 Имеющий заповеди Мои и соблюдающий их, тот и есть любящий Меня. А любящий Меня возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлю ему Себя.

 

Дорогие братья и сестры! Евангелие от Иоанна, как и всякое благовестие, обращено к тем, кто ищет спасения, кто любит Бога, кто стремится исполнять заповеди, кому нужна в этой жизни правда, настоящая, подлинная. Таким Христос говорит: «о чем ни попросите во имя Мое, Я дам вам». Конечно, не механически это происходит. Недостаточно послать Богу некий запрос, чтобы обязательно получить на него ответ. Как говорил митр. Сурожский Антоний: «Молитва не есть вежливое напоминание Богу о том, что Он забыл для нас сделать». Просьба, обращенная к Нему, не есть просьба, с которой мы обращаемся к нашим близким. Прежде чем просьба к Богу станет настоящей молитвой, мы сами должны сделать шаг навстречу Ему. Ведь слова о мирском до Бога не доходят, потому что плоть и кровь, как говорится в Писании, Царства Божьего не наследуют. Что же делать, чтобы действительно просить во имя Христа?

Часто мы видим, как на улицах люди просят: «Дай мне во имя Христа!» Многие думают, что это своеобразный пароль, на который автоматически должен следовать отзыв: «на, что просишь». Это так и не так. Только находясь в Духе Святом можно давать с дерзновением и просить с дерзновением. Только тот, кто находится в Духе, может говорить с Богом так, что Господь исполняет его прошение. Не потому что он очень сильно просит или просит настойчиво – это все может быть только плотью и кровью, только эмоциями. Вы знаете, что когда человек стремится «докричаться» до Бога, это, как правило, нетрезвенность. Господь видит сердце человека, Он может человеку дать что-то, зная его сердце, а не его молитву.

И условие трезвения – тоже пребывание в Духе. Мы трезвенны, когда с нами Дух Святой. Этого нельзя достичь по собственной воле, но к этому можно стремиться. Как? Мы обратились к Богу, покаялись, вошли в Церковь. Мы не стали строить себе домик, который нам был бы приятен – такую жизнь духовную, такую «церковь», где мы будем и первосвященниками, и священниками, и дьяконами – всеми, где наше «я» будет властвовать. Нет, мы вошли в ту Церковь, которая есть – во всей ее реальности, со всеми ее трудностями. И оказалось, что в этой Церкви действует Дух. И когда мы ради Христа что-то терпим, когда, в этом смысле, восходим на крест, тогда появляется основание для действия в нас Духа.

В евангелии от Иоанна говорится: «Дух дышит, где хочет». Мы иногда по-человечески представляем себе, что действия Духа, следовательно, – абсолютный произвол. Но это ведь неправильно. Мы знаем, как действует Дух, кого любит Дух. Дух любит того, кто любит Христа. Любовь ко Христу церковной жизнью усиливается, даже столь несовершенная как наша, она укрепляется. Мы приходим в Церковь, участвуем в таинствах, стараемся преодолевать то, что в нас негативного, греховного, стараемся укреплять то, что в нас есть доброго, что соответствует Евангелию. Но этим нужно заниматься постоянно. А нас на это не хватает, мы берем тайм-аут, развлекаемся. И думаем, что после развлечения можно, как в телевизоре, переключить программу и снова начать духовную жизнь. Но для нее нужен разбег. Значит, многое придется начинать сначала или почти сначала. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить слова Евангелия: тот возлюблен Отцом, кто соблюдает заповеди Христа.

«Соблюдать» – это не только выполнять. Часто говорят: такой-то – хороший работник, все выполняет, что положено. Наступило 18-00, он встал и ушел. Но соблюдающий заповеди – это человек, живущий во Христе, тот, кто ищет, что бы еще сделать, как сделать лучше. Только такого человека можно назвать трезвенным.

Будем же и мы трезвиться так! Ведь мы воздерживаемся от алкоголя, табака и т.п. в полной мере лишь тогда, когда ищем жизни духовной, когда она становится на первое место, когда все остальное, даже очень хорошее и доброе, мы можем переставить на последующие места.

Мы часто думаем, что достаточно воздерживаться, скрипя зубами. Да, это будет полезно нашей душе, телу. Конечно, лучше быть трезвым, чем нетрезвым. Но задача духовная иная, совсем иная. Нужно пребывать в Духе и соблюдать заповеди, чтобы иметь их плоды – в себе и других. Потому что заповеди Христовы – не ветхозаветные, которые выполнил – и молодец. А в Новом завете ты принес 2 таланта, тебе говорят: молодец, иди, принеси 4, и так далее, и так далее, потому что духовный рост человека бесконечен. Нельзя сказать: «Господи, я уже принес два вместо одного, передохнуть-то можно?» Это будет нетрезвенностью, хотя бы и искренней.

Нет, нам нужно себя постоянно направлять туда, где действует Дух Святой. А для этого, вы знаете, нужна любовь, которая никого не осуждает, никому не мстит, ни на кого не обижается, никогда не завидует, которая всегда ищет новых путей – как послужить Богу и через Бога ближнему. Человек, который по-настоящему любит, всегда идет вслед Христу. Многие читали книгу Дитриха Бонхёффера «Хождение вслед», – это трезвящая книга. Она не дает увильнуть в сторону, полюбоваться собой, обличая других. Кто это делает, тот нетрезв, даже если он никогда не нюхал ничего спиртного.

Дорогие братья и сестры, будем благодарить Бога за возможность не просто прислуживать Ему, не просто исполнять Его заповеди как наемники или рабы, а быть Ему детьми. Именно сыновняя и дочерняя любовь рождает настоящую благодарность. И когда мы научимся благодарности, т.е. «евхаристии» в полном смысле этого слова, когда вся наша жизнь будет евхаристией, тогда наша жизнь будет полностью трезвенной. Будем об этом молить Бога, и будем друг другу в этом помогать, во славу Божью, аминь!