На Евангелие от Марка 7:31–37

Печать

31 А Он, возвращаясь из земель Тира, пришел через Сидон к морю Галилейскому со стороны Десятиградия; 32 и выносят к Нему глухого, который и говорить насилу мог, и умоляют возложить на него руку. 33 И Он, отведя его в сторону от толпы, вложил пальцы ему в уши и Своей слюной помазал ему язык, 34 а после, подняв глаза к небу, испустил стон и сказал: «Эффата!» Это значит: «откройся!» 35 И уши этого человека открылись, и узы языка его разрешились, и стал он говорить чисто. 36 И наказал им Иисус, чтобы они никому не говорили; но чем больше Он наказывал, тем больше они разглашали. 37 Изумление их было безмерно, и они говорили: «Все-то Он хорошо делает: глухим дает слух, а немым речь». 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Постараемся в этом коротком сюжете узнать то, что хочет Господь открыть нашему собранию. На первый взгляд сюжет очень короткий. Тут нет никакого развёрнутого наставления, диалога. Одно только Божье слово произнесено: «Откройся!». Что здесь происходит? Приводят люди глухого и косноязычного, и Господь вложил пальцы ему в уши, слюной помазал ему язык, а после поднял глаза к небу и сказал: «Еффафа!», что значит: «откройся». И уши этого человека открылись, и стал он говорить чисто.

В этой сцене трое участников: люди, которые привели косноязычного к Господу, сам косноязычный и Господь, который отверзает ему слух и язык. Поразмыслим, каково наше место в этом сюжете. Первое, что приходит в голову: мы – те люди, которые привели косноязычного к Господу. По крайней мере, мы должны таковыми быть. Для этого мы и собраны, чтобы приводить людей к Богу. Но какое-то отношение к самому косноязычному мы тоже имеем. Потому что, – кто такой глухой косноязычный? Во-первых, это человек закрытый. Глухота – это закрытость для всего, в первую очередь, для слова Божия, так как известно, что вера – от слышания. А человек духовно глухой не может слышать слово Божье и поэтому не может уверовать. Даже слепой находится в лучшем положении – он может слышать слово Божье и может сам молиться. А глухой косноязычный не может ни того, ни другого. Положение его бедственное. И хоть мы не в таком бедственном положении находимся, тем не менее – не всегда слышим слово Божье, не всегда слышим своего ближнего, не всегда слышим даже самих себя, своё сердце. Поэтому мы не всегда  можем сказать то, что надлежит. От глухоты – косноязычие. Это вещи взаимно определяемые.

Господь говорит одно слово, и человек исцеляется. Мы же говорим множество слов, а человек не только не исцеляется, а иногда приходит в худшее состояние в результате наших, как мы думаем, увещеваний. Чаще всего это бывает от нашей самонадеянности. Очевидно, мы здесь можем занимать и место косноязычного. Люди склонны полагаться на свою наученность, а не на опыт. Поэтому мы иногда и не слышим ни Бога, ни ближнего, ни себя.

И, наконец, что удивительно и невместимо, мы можем находиться на месте и самого Господа. Ведь Господь призывает занять Его место. Не сказал ли Господь, что верующий в Него дела, которые Он сотворил, ещё больше сотворит? И Он сказал, что если Его слово исполняют, будут исполнять и ваше. В таких ситуациях Господь может действовать через нас, если Ему ничто не мешает, и если по своей самонадеянности мы не заменяем Его действие чем-нибудь другим. Поэтому такая ситуация помогает нам рассудить, где мы находимся и кем являемся. Она даёт нам полный спектр жизни. Может быть, нам следует, если мы не можем говорить с дерзновением, как говорили апостолы, и исцелять нашим словом ближних, поставить себя на место глухого и косноязычного и просить у Господа, чтобы Он отверз наши уши в первую очередь и дал нам услышать Его слово, обращённое к данному человеку, обращённое к нам самим. Тогда сам Господь может действовать в нас Духом Святым. И мы сможем исцеляться сами и содействовать исцелению и просвещению других, чтобы исцелились наши ближние, чтобы созидалась Церковь.

 Давайте рассуждать, где мы находимся и молиться за себя и друг за друга, чтобы Господь открыл слух наших ближних и нас самих к слову Его, чтобы оно могло действовать в нас и приносить плод. Аминь.