Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Братство Наши обеты Обеты: осмысление

Обеты: осмысление

E-mail Печать

Вопросы для членов братства «Трезвение»

Почему вы решили взять обеты?


…для укрепления сил Добра

Сначала нужно отметить, что обеты я взяла не с первой группой, а только через полгода. Это было связано с тем, что мне нужно было лично подготовиться, продумать, помолиться, решить для себя взять все обеты или частично, если частично, то какие брать, какие не брать и на какое время. В моем характере есть некоторая духовная инерция, и я пока не могу такие вещи решать быстро.

Может быть, из-за этой инерции я взяла обеты только на время, но все четыре: и двухразовое питание, и сухой закон, и Иисусову молитву и выучивание анафоры литургии св. Иоанна Златоуста наизусть.

Обеты я взяла на срок 3,5 года, т.е. до Преображения 2008 г. Не буду долго останавливаться на том, сколько раз и по какому поводу в ВЗ и НЗ упоминаются 1260 дней, 42 месяца, 3,5 года. Самое яркое упоминание связано с Откровением ап. Иоанна. Это время, которое дано зверю, это время, которым зверь ограничен в своих действиях. Это же время, согласно Писанию, нужно для укрепления сил Добра. Т.е. я понимала, что такие обеты будут связаны с искушениями и нужно время, чтобы научиться их преодолевать. Возможно, по окончании этого срока я расширю число обетов или возьму обеты на больший срок, может быть, на всю жизнь, пока судить трудно, все зависит от того, что удастся за этот срок.

… в помощь зависимым

Обеты взял на всю жизнь в помощь зависимым и для трезвения в собственной жизни. Зависимость от греха есть у каждого человека, поэтому, на мой взгляд, деление на разные категории зависимости и отдельно на помогающих – условно. Например, я всю жизнь был и остаюсь сладкоежкой, а это тоже зависимость и не самая безобидная. Поэтому, в первую очередь, обеты для меня это помощь так называемым зависимым. Но моя трезвенность это тоже проблема не только моя, но и каждого близкого человека. Поэтому этот аспект работы и для них тоже. А срок – на всю жизнь, поскольку нет внешней необходимости во временном ограничении, поскольку любой другой срок был бы для меня плохой игрой с самим собой, хитростью, раздвоением.

…«нет» алкоголю – жизнь себе

Взял обеты на всю жизнь. Почему? Сухой закон я соблюдаю уже 16 лет. Вынужден соблюдать, так как алкоголик (трезвый до первой рюмки). Если я снова начну пить, то умру. Это я осознаю. Поэтому ответ на вопрос «да» или «нет» стоит жизни. «Да» алкоголю – смерть себе, «нет» алкоголю – жизнь себе. Алкоголизм, как известно, медленное самоубийство, а значит, грех смертный.

На двухразовое питание вдохновил Александр Копировский, его 20-летний опыт. Также сработал принцип «Если кому-то удается, может, и у меня получится» (из программы 12 шагов Анонимных алкоголиков). Сейчас полагаю, что двухразовое питание – это начало всякой аскетики. Этот метод преодолевает зависимость любого человека от еды, первого наркотика, влияющего на сознание. Сворачивать с этого пути не собираюсь: взял на всю жизнь. 

С какими трудностями вы столкнулись, и какие пути их решения вы нашли?

… в духовной жизни вехи нужно ставить

Оказалось трудно чисто, без огрехов соблюсти двухразовое питание. Особенно это оказалось трудным вне поста. То выпьешь сок или кофе, то нет сил отказаться от чего-то очень вкусненького, предложенного вне еды, то, чего греха таить, где-нибудь по пути съешь мороженное. Приходилось каяться в этом на исповеди. Преодолевается все это с трудом. Тут вспомнилось, как св. пр. о. Алексей Мечёв говорил, что в духовной жизни иногда вехи нужно ставить близко, чтобы это было выполнимо. Вот оставила себе чашечку чая или кофе после литургии, когда есть потребность пообщаться вместе с братьями и сестрами. Видимо, мой путь – выдавливание раба по каплям – иначе пока не получается. Думаю, что здесь для меня важно хоть понемногу, но двигаться. Трудно учится анафора наизусть. То вроде бы знаю, то снова забывается. Видимо, нужно выбрать время, хотя бы раз в неделю, для повторения.

… не могу выучить анафору

С анафорой у меня проблемы давние. Выучить наизусть ее я так и не смог, даже в колледже, зачет по ней схитрил, но как-то сдал, а выучить – не выучил. Из опыта 2-й группы  понял, что своими силами мне осуществить это не удастся, необходима духовная поддержка братьев и сестер. Сейчас я «собираюсь с духом», чтобы осуществить с Божьей помощью это. Буду готовить сердце для этого.

Об «Иисусовой молитве» я мечтал давно, читал книги на эту тему, но приступить к практике опасался (вычитал много предостережений по этому поводу). Принятие обетов мои страхи развеяло. Сейчас остаюсь пока на начальном уровне – 100 молитв в день (50 утром, 50 вечером). Верю, что Бог даст мне сил в свое время для большего продвижения.

Повлияло ли принятие обетов на участие в общинно-братской жизни?

…оказало положительное влияние на супругу

Принятие обетов на мое участие в братской и общинной жизни особого влияния пока не оказало – я все еще довольно пассивный. Но я верю, что со временем семена прорастут и дадут соответствующие плоды. Хорошо уже то, что, зная о моих намерениях, супруга вместе со мной приняла все обеты и значительно активизировала свое участие в общинно-братской жизни… Получается мирно решать проблемы

Важно, что убывание компромиссности проходит при старании решать проблемы мирно, но непримиримо в отношении зла. Это трудно, но иногда получается.

Появились ли плоды духовной жизни?

...стало меньше компромиссов

Как и всякие границы, обеты дают возможность удерживать, сохранять, накапливать силы духовные. Кроме того, они дают возможность видеть те «дыры», в которые эти силы «утекают». Для меня это, прежде всего, неумение отказаться от «вкусненького», будь то еда, книга, фильм, общение, даже вещи, одежда.

Размышляя над ответом на этот вопрос, неожиданно для себя отметила, что в моей духовной жизни стало меньше компромиссов. Хотя они и не исчезли совсем, но теперь я яснее вижу, как разрушительны компромиссы не только для меня, но для тех, кто по моей вине оказался в него вовлечен. Батюшка часто об этом говорит, но теперь я это знаю на собственном опыте.

… твердость в решении проблем

Жизнь стала более упорядоченной, более уравновешенной, появилась некая спокойная твердость в решении своих проблем и в помощи близким. Прямых искушений, связанных с обетами, не было. Видимо, я был готов к обетам, они мне пришлись как раз впору.

… появились силы разбирать старые завалы

Ну, некоторые из них уже отмечены выше. Кроме того, появились силы разбирать старые завалы в духовной жизни, вернуться к недоделанным вещам, к незавершенкам, к недовыполненным (а значит, невыполненным) благословениям. Вот припомнила их все на исповеди и теперь потихоньку ищу (и нахожу!) силы их исполнить. Во всяком случае, появилась вера, что это возможно.

… помогло осмыслить новый духовный опыт

После поездки к «беседникам» в составе 2-й группы БТр в моей духовной жизни произошел спад. О его истоках я догадываюсь. Дело в том, что я страдаю перфекционизмом, болезненным стремлением к совершенству. «Или все, или ничего». Все обычно не получается, и на этот метод приходится «ничего». У «беседников» я увидел, как можно жить, и воспринял это как эталон. В первые же дни пребывания там я попросил записать меня в состав следующей группы «первых». Но уже к концу нашего пребывания я понял, что мои намерения благие не приведут меня в рай. Я осознал, что тот духовный уровень и режим (полуторачасовые молитвы ночью и т. п.), который приходилось соблюдать там, в Москве я соблюдать не буду. И у меня начался обратный процесс, приведший к тому, что сейчас я нахожусь в «духовном кризисе». Но я и за это благодарю Бога. Кризис ведь в переводе означает «суд». Главное в нем не застревать, прилагать усилия, чтобы выйти из него, что я и стараюсь делать.

Некоторые вещи: дефекты моего мировосприятия, конфликты в супружеской жизни, сама моя духовная жизнь стали мне очевидны. Во тьме находиться легко – лежишь себе и спишь. И все вроде бы в порядке, и сон хороший. А в кризисе приходится делать выбор. Сейчас я вынужден направлять свою волю на то, чтобы выйти из кризиса, чтобы жить. Я благодарен братству «Трезвение» за то, что у меня была возможность побывать у «беседников», принять обеты и осмыслить новый духовный опыт.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить