Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Трезвение Библиотека о трезвении Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии. Оглашение четвертое

Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные гомилии. Оглашение четвертое

E-mail Печать

<Следует избегать опьянения и страстей>

4. Я знаю, что вы благоразумны и после нашего увещания не позволите себе перейти пределы необходимого. Я же ныне благовременно увещаю вас отвращаться не только от этого [телесного] пьянства, но и от того, которое возникает даже без вина. Ибо оно еще опаснее. И пусть вас не удивляют мои слова, что можно без вина быть пьяным. О том, что можно быть пьяным без вина, послушай слова пророка: Горе пьяным не от вина[1]. Итак, что же это за опьянение не от вина? Оно многообразно и различно: и гнев опьяняет, и тщеславие, и высокомерие[2], и всякая пагубная страсть, зарождающаяся в нас, производит словно бы некое опьянение и пресыщение в нас и помрачает наш разум. Ибо опьянение – не что иное, как выход разума из своего естественного [состояния], отклонение ума и утрата сознания.

5. Итак, что же, скажи мне, гневающиеся, пьяные от ярости и проявляющие такую неумеренность находятся в менее бедственном положении, чем пьяные от вина? Они бросаются на всех без разбора, не щадят слов и не знают различия лиц. Гневающиеся и одолеваемые яростью подобны безумным и исступленным, которые, кидаясь в пропасть, [ничего] не замечают. Поэтому один мудрец, желая представить губительность такого опьянения, говорит: Ибо самое движение гнева есть падение для человека[3]. Ты видел, как он в нескольких словах показал нам чрезвычайную пагубность этой страсти?

6. А тщеславие и самонадеянность, в свою очередь, – другие [виды] опьянения, и даже более тягостные, чем пьянство. Ведь пленник этих страстей утрачивает, так сказать, критерий [верного] восприятия и опять-таки оказывается в состоянии не менее бедственном, чем безумные. Ибо, каждый день терзаемый этими страстями, он не замечает [их], пока не низвергается в самую бездну порока, окружив себя неисцелимыми бедами. Итак, будем избегать, прошу вас, как опьянения от вина, так и [опьянения], возникающего в нас от неуместных страстей, которые помрачают [наш] разум, и послушаем слова всеобщего учителя вселенной: Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство[4].

7. Ты увидел, как ясно он показал нам этим изречением, что бывает и иное опьянение? Ведь если бы не было иного опьянения, то зачем, сказав: Не упивайтесь[5], он присовокупил: вином? И заметь его преизобильную мудрость и обстоятельность учения в этом добавлении. Ибо сказав: не упивайтесь вином, он добавил: от которого бывает распутство, показывая нам некоторым образом, что чрезмерность служит причиной всех наших бед. От которого, сказано, бывает распутство, то есть из-за которого мы утрачиваем богатство добродетели.

8. И чтобы ты знал, что он подразумевает именно это, я постараюсь разъяснить вам это из самих [его] слов[6]. Распутниками мы обычно называем тех юношей, которые всякий раз на наших глазах впустую и понапрасну разоряют отцовское имение, без всякой надобности, не зная ни времени для трат, ни меры в своем расточительстве, но в скором времени, издержав все отцовское богатство, доходят до крайней нищеты. Таковы и одержимые пьянством от вина. Ибо они уже не могут должным образом распоряжаться богатством своего разума, но, подобно распутным юношам, и они, потопляемые пьянством, если требуется произнести слова и даже изречь нечто непристойное и приносящее великую погибель, все бесстрашно говорят, и делают, и хуже тех распутников, расточающих денежное имение, ввергают себя в крайнюю нищету добродетели. Зачастую они даже не замечают, что разглашают тайны своего разума, и, разорив все имение своего разума, вдруг оказываются нагими и лишенными всякого страха и совести.

< Пьянство – результат собственного невоздержания>

9. Пьяница не умеет здраво управлять своими словами[7], но, подобно дому с распахнутыми настежь дверьми, куда легко проникают злоумышленники, разум пьяницы разверзнут и отдан на растерзание губительных страстей. Ибо пьянство – не что иное, как предательство [своего] разума, несчастье, которое подвергается осмеянию, болезнь, над которой издеваются. Пьянство – добровольно избранный бес, пьянство – помрачение ума, пьянство – потеря здравого смысла, пьянство – разжжение плотских страстей. Того, кого мучит бес, часто мы даже жалеем, а на этого негодуем и гневаемся. Почему? Потому что там – пагубное влияние беса, а здесь – результат нерадивости и великой невоздержности, там – козни диавола, а здесь – козни собственных помыслов.

10. И дабы ты знал, что это так, посмотри, что пьяница претерпевает одно и то же с беснующимся или даже еще более ужасное. Ведь как беснующийся испускает пену изо рта, падает, часто остается [лежать] неподвижным на земле и не узнает стоящих возле него, но вращает зрачками глаз, так же и пьяный, когда чрезмерность выпитого вина нарушает способность мыслить, он точно так же испускает изо рта пену и лежит неподвижно, подобно мертвецу, а часто даже изрыгает гнилые соки изо рта. И поэтому он становится и друзьям противен, и жене ненавистен, и детям смешон, и слугами презираем, одним словом, для всех взирающих он оказывается предметом стыда и насмешек.

11. Ты увидел, что пьяницы находятся даже в более жалком положении, чем беснующиеся? А хочешь узнать ко всему этому и главное из этих несчастий? Ведь, сказав о столь многом, я еще не дошел до вершины: пьяница становится чужд Царства Божия[8]. Послушай блаженного Павла, который говорит: Не обманывайтесь: ни блудники; ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники, ни пьяницы – Царства Божия не наследуют[9]. Но, может, кто-нибудь скажет: «Что же? И идолослужитель, и прелюбодей, и пьяница в равной степени оказываются вне Царства?» Возлюбленный, не жди от меня ответа на это. Ибо я прочитал это в божественном законе. Поэтому не занимайся исследованием того, равное ли с теми наказание получает пьяница, но посмотри на то, что пьянство равным образом лишает Царства, а какое будет иметь утешение оказавшийся вне Царства?

12. Я говорю теперь об этом не для того, чтобы обвинить присутствующих, ни в коем случае. Ибо я убежден, что Божией благодатью вы чисты от этой страсти, и в качестве главного доказательства [моих] слов я приведу вас [самих], охотно собравшихся здесь и ревностно внимающих этому духовному учению. Ведь невозможно, чтобы тот, кто утратил трезвость и бодрствование, жаждал божественных слов. Но я говорю это, желая, чтобы через вас и все остальные научились этому, и вы сами стали более непоколебимыми, дабы иногда вам не оказаться пленниками этой страсти.

13. Ибо таковые были бы неразумнее неразумных животных. Каким образом? Я скажу. Когда животные испытывают жажду, они соразмеряют свое желание с потребностью и никогда не позволяют себе превзойти потребность. А наделенные разумом люди стремятся не только утолить жажду, но и упиваются, сами себе устраивая ужасное кораблекрушение. Подобно тому, как перегруженный корабль быстро тонет, так и человек, превысивший пределы необходимого и перегрузивший свой желудок, потопил свой разум и осквернил благородство своей души.

14. Поэтому вам следует проявлять великую заботу, возлюбленные, чтобы исправить своих ближних и избавить от этой напасти, дабы получить великую награду за спасение не только своих, но и других. Так и Павел говорил: Никто не ищи своего, но каждый пользы другого[10]. И еще: Назидайте один другого[11]. Поэтому не взирай на то, что ты сам здоров и избавлен от этой болезни, но проявляй великую заботу и попечение, чтобы и твои сочлены были свободны от этой пагубы и избегли этой болезни. Мы члены друг другу, и страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены[12].

Перевод И.В. Пролыгиной

[1] Ис 29:9. В синод, переводе: Они пьяны, но не от вина.

[2] Под словом ἀπόνοια здесь следует понимать, очевидно, «высокомерие», «самонадеянность», поскольку Златоуст часто употребляет это слово как синоним слова ὑπερηφανίᾳ «гордость». См., например, hom. III in Isaiam (PG 56, 116).

[3] Сир 1:22. Выражением σοφός τις, «один мудрец» Златоуст обычно вводит цитату из книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Ср. cat. 2, §15.

[4] Еф 5:18.

[5] Буквально: не опьяняйтесь.

[6] Златоуст вновь здесь обращается к греху пьянства, который, согласно приведенной цитате из апостола Павла, есть источник распутства. Используя это определение, он уподобляет пьянство распутству и расточительству. 

[7] Точно такое же выражение встречается в hom. De ressurectione (PG 50, 434): «Пьяный не умеет здраво управлять своими словами». В этой гомилии Златоуст дает и такое же определение пьянства: «Пьянство – добровольное исступление, пьянство – несчастье, которое подвергается осмеянию, болезнь, над которой потешаются, добровольно избранный демон, нечто страшнее безумия». Еще более полное перечисление приводится в hom. I De statuis (PG 49, 22).

[8] Этим аргументом Златоуст обычно завершает свое увещание, направленное против пьянства. См. hom. De ressurectione (PG 50, 434), hom. In martyres (PG 50, 664).

[9] 1 Кор 6:9–10

[10] 1 Кор 10:24.

[11] 1 Фесс 5:11.

[12] Еф 4:25; 1 Кор 12:25–26.

 


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий