Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.

Пресыщенность

E-mail Печать
Какое интересное наблюдение епископа Иоанна (Шаховского) о сути пресыщенности и ее корнях! И с «добрым пьяницей» сравнил владыка это состояние, и с «пеной над глубиной моря эгоизма», и с евангельским образом «дома, построенного на песке». Пресыщенность открылась мне через инстинкт самосохранения, когда мы набираем (набираемся) всего про запас: пищи, одежды и всего остального. Всегда были интересны люди, ничего не имеющие про запас. Вспоминается Велимир Хлебников, поэт Серебряного века. Рассказывают, что он имел один костюм (пальто) и прилагающиеся к нему аксессуары, в том же количестве. Когда костюм (пальто) изнашивались, он шел в магазин, покупал все то же самое, только новое, остальное с себя снимал, включая нижнее белье и носки, и просил завернуть в пакет. Пакет этот выкидывался по дороге из магазина в какую-нибудь урну.
А вот и наблюдение епископа Иоанна: «Пресыщенный человек всегда находится в каком-то обольщении относительно себя. Он чувствует себя всегда лучшим, чем он есть, и доброта его, как доброта пьяницы, исходит не от глубины сердца, а от глубины желудка. Известно, что пьяница, с умиленными слезами желающий целоваться со всеми, совсем не добр по существу своему. Это пьяное умиление у него может сейчас же перейти в озверение.
  Так же и разнеженный от сытой и праздной жизни сластолюбивый человек часто бывает склонен к благодушным порывам и мыслям. Но все это у него не основательно. Это доброта лишь пена над глубиной моря эгоизма. Его добро – дом, построенный на песке. Подуют ветры, разольются реки, и будет падение дома того великое (см. Мф 7:24-27). … Многие постящиеся бывают злы и раздражительны, а стоит им только вкусненько поесть, как они становятся кроткими и добрыми. Но что стоит эта их кротость, являющаяся следствием услаждения или поблажки чувственности!»

Из книги: Мгновения святой тишины : По трудам епископа Иоанна (Шаховского), архиепископа Сергия (Королева), митрополита Антония Сурожского, митрополита Анастасия (Грибановского). М. : Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2011, 343 с. С. 43-45.

Источник в Интернете: http://tamarafavor.livejournal.com/147777.html

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий