Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Трезвение Из истории Свящ. Николай Опоцкий. Как отрезвить себя и друзей наших

Свящ. Николай Опоцкий. Как отрезвить себя и друзей наших

E-mail Печать

 

Как отрезвить себя и друзей наших (иерейское письмо к читающему)

 

«Не будь винопийца»

(Прит. 23:20).

 

Священник Николай Опоцкий 

С.-Петербург, 1914. 

 

«Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф 5:18).

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш – диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет 5:8).

 

Возлюбленный слушатель мой!

 

Как пастырь я хочу побеседовать с тобою об ужасном и пагубном бедствии нашем – о народном пьянстве, которое поглощает в течение года до 900 миллионов рублей и тем более и более разоряет наш народ и материально, и нравственно. Лично я непрестанно скорблю об этом общественном горе, умоляю Господа сжалиться над нами и послать нам великого Советника и Утешителя – Ангела, да уничтожит беду, да отрезвит народ и приведет его к познанию Бога и праведной жизни, завещанной Христом. Кроме молитвы я проповедую народу о трезвости как главной добродетели, без которой не может быть даже речи о христианской, богоугодной жизни. Объясняю вред и все безобразие пьянства, призываю всех вступить в Общество трезвости. И с тобою я хочу поговорить здесь о том, как и что мог бы и ты сделать для охраны своих соседей от пьяной привычки, какие меры должен предпринять для отрезвления народа своего.

Представь себе, друг, что в нашу местность нежданно забежал бешеный волк. Одних из наших соседей он укусил, сделав небольшую рану на теле, так что укушенные сначала не почувствовали никакой боли, даже весело смеялись, радуясь, что остались живы. Но вот яд звериных зубов, пущенный через рану в кровь, дошел до головного мозга. Вдруг рассудок отравленных помрачился, мысли стали путаться, в глазах потемнело, все окружающее заколебалось, зашаталось. Отравленные впали в легкое помешательство, заговорили что-то непонятное, бессмысленное или смешное.

Других же этот зверь так больно укусил, что они сразу же сошли с ума: со всеми стали ругаться, произносить скверные, неприличные (матерные) слова; стали бить посуду, ломать мебель, драться и бить своих домашних – жен, детей, прислугу и других.

И, наконец, третьим из нас этот зверь своими зубами нанес такую глубокую рану, что они вскоре же лишились чувств и умерли в страшных муках и предсмертных конвульсиях.

Если бы это на самом деле случилось (чего, конечно, не дай Бог), то, спрошу тебя, мой друг, уже ли ты позволил бы этому лютому зверю оставаться и жить в своей местности, уже ли не принял бы никаких мер предосторожности от нападения этого страшного, вредного зверя? Я убежден – ты так ответишь мне: «нет, сохрани меня Бог от такой беспечности; я тогда ни на минуту не задумался бы, что надо делать; я немедленно употребил бы все, что могу, чтобы убить или прогнать зверя; в противном случае он всех нас изуродует, сделает страдальцами или преждевременно отправит в могилу.

Я уверен, что все мы – здравомыслящие – прежде всего поспешили бы спасти своих детей от зверя, сразу увели бы их с улицы домой и настрого запретили бы им выходить на улицу. Боязливые из нас сами поспешили бы укрыться от бешеного волка. Те же, кто посильнее да поумнее из нас, я верю, – взял бы ружья, топоры, вилы, колья и дружною толпой пошли бы на волка, общими силами постарались бы убить его или, по крайней мере, рогнать из своей местности, чтобы оградить на будущее время себя и свои семьи от сильных страданий, болезней, слез и мучительной смерти, причиняемой зубами зверя.

Друг мой! Хочешь ли ты знать, что подобный зловредный зверь, даже более ужасающий, уже давно, давно рыщет по всей матушке Руси – по всем городам, и селам, и деревням. Рыщет он, к сожалению, и в нашем месте. Этот свирепый волк – есть пьянство, или непреодолимое влечение русских и особенно простых крестьян и фабричных рабочих пить водку, заключающую в себе спирт, который, по свидетельству докторов, для тела нашего – настоящий яд, отравляющий кровь, расстраивающий здоровье наше, притупляющий умственные способности и даже причиняющий смерь (паралич сердца).

О! сколько бед, скорбей и всякого рода преступлений принес и теперь еще приносит нам этот зверь – это горькое пьянство, эта страсть к водке!

С ненасытной жадностью нападает этот зверь главным образом на наш простой рабочий народ и целых 20 000 человек ежегодно безжалостно и преждевременно уносит в могилу. О, ужас! О страх! 20 000 погубленных душ, непокаявшихся ежегодно нисходят в ад и там вечно томятся.

Подумай, друг, ведь, это целый и довольно большой город ежегодно исчезает с лица земли.

А сколько людей сводит с ума пьянство водкой, страшно даже представить.

По мнению одного доктора (проф. Мержеевского) в наши дома умалишенных ежегодно поступает 42%, т.е. из 100 умалишенных 42 человека, которые обязаны своим сумасшествием пьянству. Другой профессор заявил, что в одной больнице для умалишенных в г. Берлине 70%, т.е. из 100 человек умалишенных 70 человек – пьяницы. Вообще по свидетельствам, полученным как за границею, так и у нас в России, оказывается, что на каждую тысячу человек мужского и женского пола приходится 3 человека – умалишенных. В Европейской России круглым числом можно считать 130 миллионов народонаселения; следовательно, в нашем отечестве 390 тысяч человек – умалишенных, из которых более половины, до 70%, именно до 273 тысяч человек лишились рассудка, обратились в живых мертвецов потому, что или сами пьянствовали, или их родители были пьяницами.

Подумай, возлюбленный, 273 тысячи сумасшедших, никогда и ни для кого не нужных людей, только обременяющих расходами и заботами своих близких родственников, вот сколь ужасная жертва пьянства!

О, ужас! О, позор! О, срамота!

Ужели ты, друг мой, не содрогнешься при одном представлении такого множества безвозвратно погибающих?! 20 тысяч уходит преждевременно в могилу от водки, 273 тысячи сумасшествуют, становятся хуже и опаснее бессмысленных скотов.

Ох! Какое это великое горе наше, какая злая беда для всей нашей родины! Представь еще, друг, сколько самых горьких и безутешных слез пролито над этими жертвами пьянства бедными отцами и матерями, мужьями, женами, детьми и родными! Сколько людей погибает ежегодно от буйства и свирепости пьяниц; сколько совершается пьяницами преступлений, разврата, насилия девиц, драк, кровопролитий и убийств, трудно даже перечислить!

Впрочем, зачем много говорить о сумасшедших – пьяницах. Возьмем и посмотрим на обыкновенного пьяного человека: с которого лучше сравнить, как не с тем же сумасшедшим, безумным зверем. Под влиянием охватившего желания и привычки выпить человек выпивает стаканчик, два и более водки, а вместе с нею вводит в кровь значительную часть (40%) одурманивающего спиртного яда. Сначала выпивший не замечает опасности для своего здоровья и даже смеется и весело болтает все, что придет в голову.

Но вот, введенный вовнутрь яд быстро распространяется по телу, ударяет в голову. Последняя начинает кружиться, рассудок теряется, мысли путаются, язык лепечет всякую бессвязную чепуху. Далее, яд ударяет в ноги; они теряют твердость. Пьяница идет, спотыкаясь и качаясь во все стороны, и даже падает и лежит, как свинья, на улице, часто в грязи.

Скажи мне, возлюбленный, – в здоровом состоянии такой человек или в больном? Конечно, ты ответишь, – он больной, расслабленный человек. Он, так сказать, во временном легком помешательстве.

Но если в начале для веселья пьющий позволяет себе пить водку без всякой меры, то опьянение бывает еще более сильное и безумное. Таковой окончательно теряет всякую разумность: сквернословит, бьет посуду, ломает мебель, издевается над женой, детьми, часто незаслуженно бьет их и гонит из дома на улицу, на холод. Случается, что бьет самого себя, рвет на себе волосы, платье, бросается в воду и тонет или в петлю и давится. Много есть случаев самоубийств пьяниц.

Так называемые запойные пьяницы доходят и в своей домашней жизни до полного одичания и зверства и наконец до хмельника, т.е. до белой горячки, когда несчастного пьяницу преследуют ужасные привидения.

Расскажу из моих два случая, показывающие, до какой дикости может дойти пьяница.

13 января 1897 года, в Старо-Залисе Вольмарского уезда был такой случай: сидели в кабаке два крестьянина, выпили, заспорили и, наконец, стали друг перед другом хвастаться, кто что может сделать; наконец, один из них, увидевши воробьев, спросил своего товарища: «Можешь ли ты съесть трех воробьев со всеми перьями?» Последовал утвердительный ответ и безобразники побились об заклад на ½ штофа водки и три бутылки пива. Предложивший заклад схватил ружье, выстрелил в воробьев и трех из убитых передал товарищу, который тут же потребовал соли и, обмакивая в ней воробьев, с перьями съел их (Вестн. Трезв. 1897 г., № 45).

Ну, посуди теперь, друг, возможно ли подобных людей назвать здоровыми, умными, порядочными?

Да слыхано ли где, чтобы здоровый, умный человек стал есть воробьиное сырое мясо и еще с перьями?! Значит пьяница – не умный человек, а безумный кровожадный зверь.

А вот и еще ужасный факт, говорящий о зверском нраве пьяниц. Крестьянин села Дятькова Брянского уезда Василий Москвичев, молодой еще, – 22-летний человек, вернулся домой пьяный и подошел к лавке, на которой лежал его незаконный сын Василий 2 лет. Москвичев стал его спрашивать, кто сломал доску на полу, но мальчик мог только ответить: «мА» – «мА». Тогда пьяный отец начал бить мальчика, ударил его о лавку. Мальчик заплакал. Отец стал наказывать его розгами; когда же ребенок расплакался пуще прежнего, то отец взял полено и три раза ударил его по голове. Ребенок умер; причем вся голова у него была разбита поленом. Отец же после такого ужасного злодеяния опять отправился в кабак (Вестн. Трезв. 1897 г., № 45).

Друг! Как бы ты назвал подобного изверга-отца? Я же, как пастырь, по своей иерейской совести не иначе назову, как дикий и бешеный зверь.

Послушай, как называет и изображает пьяницу великий пастырь церкви Иоанн Златоуст: «Пьяница отвратителен для жены, несносен для всех… Упившись, он скрежещет зубами, терзает члены тела своего, выворачивает свои глаза, как пес бесстыдничает, чуждается своего жилища, валяется по земле; пена у него течет изо рта, как у бешенной собаки; глаза, уши и ноздри свои все сделал он вместилищем смрада и мокрот зловонных. Страшное зловоние исходит из гортани его, так что трезвому и минуту тяжело пробыть близ него… Сколько ни есть на земле и в воде зверей и гадов, но всех хуже пьяница…» (Из слова о пьянстве из Статира).

А какую бедноту и скудость в жизни родит пьянство! В доме пьяницы постоянные недостатки и даже полное хозяйственное разорение. Почему это? Всякий из нас знает. Завелась лишняя копейка, рубль в доме, пьяница употребит его не на семью и хозяйство, а на водку или пиво. Наступил праздничек Господень, – пьянице без водки праздник – не праздник. На последние гроши он покупает водку, чтобы одурманить себя и гостей своих. Поехал пьяница продавать на рынок лен, сено, хлеб, с барышей он непременно выпьет. Были случаи, что ни одной копейки не привезет домой. Поедет ли пьяница на мельницу рожь или овес молоть и там продаст часть муки и пропьет. Получил пьяница месячное жалование за работы, непременно с получки выпьет, нередко, что и все жалование пропьет или проиграет в карты.

Суди же теперь, откуда тут достатку быть, когда все, с большим трудом заработанное, идет на покупку водки.

А сколько еще не виданных для нас слез за пьянство мужей, отцов и сынов проливают ежедневно их бедные жены, матери, дети; сколько самых горьких обид, незаслуженных ругательств и побоев терпят они, несчастные, от своих пьяниц.



 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить