Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Трезвение Из истории Свящ. Николай Опоцкий. Как отрезвить себя и друзей наших

Свящ. Николай Опоцкий. Как отрезвить себя и друзей наших

E-mail Печать

 

Наверное, ты, дорогой мой, все это хорошо знаешь. Если же не знаешь, то почитай побольше книжек о вреде пьянства и ужаснешься тому, какие мерзости и преступления чинят пьяницы. Вообще, все более и более мрачною и ужасающею становится картина жизни нашей от ужасов пьянства.

Итак, что же, друг мой, уже ли мы будем еще терпеть живущего среди нас этого страшного, безумного зверя – пьянство, так безжалостно мучающее многих и безвозвратно губящее столь многие души?! уже ли мы по легкомыслию и потворству злу не обратим никакого внимания на это общее бедствие? уже ли не примем никаких мер к прекращению беды? уже ли не решимся общими силами восстать против страшного Голиафа – пьянства? 

Если мы будем медлить в этом деле отрезвления народа, то дождемся такого ужасного времени, что и житья нам не будет от пьяниц. Уже и теперь многие стонут и плачут от них, но настанет время, что сами себя убивать будут от горя и кручины. Довольно, кажется, и на своем небольшом веке мы наслышались ссор, бранных слов, навиделись драк, убийств, слез и бедности целых семей от пьянства. Кажется, можно уже убедиться во вреде винопития.

Наверное, ты скажешь, друг мой, да, я искренне хочу начать борьбу с пьянством, но как бороться с ним успешно, как и чем побудить его, не знаю.

По опыту личной жизни моей я готов и здесь дать тебе наставление в этом деле.

Если ты хотя и умеренно пьешь водку и пиво, то прежде всего начни с себя самого, полюби полное воздержание от употребления спиртных напитков, дай обет полной трезвости. Нельзя других врачевать тому, кто сам болен, нельзя в других обличать грех, которым сам одержим. Здесь и одна рюмка – большое зло. Допустим, что ты умеренный: выпил рюмку, две и – довольно. Но вот слабый – невоздержанный увидел, что ты пьешь. Ему важно и поучительно не умеренность твоя, которую он не видит, а важен пример винопития. «Такой-то почтенный NN, – скажет невоздержанный, – я видел, – пил водку, значит, пить можно, а мера – душа: сколько хочу, столько и пью».

Да и сам ты, друг, не застрахован от того, чтобы выпить и другую, и третью рюмочку, пока не почувствуешь веселья. Ведь недаром же и пословица сложилась: «первая рюмка – колом, а вторая – соколом», значит, – более приятна. Не без основания и библейский мудрец говорит даже: «Не смотри на вино: как змей оно укусит и ужалит как аспид» (Прит. 22, 31).

А давши обет трезвости, молись Господу и Его Пречистой Матери, проси у Них помощи устоять в своем обете.

Далее, беги от соблазнителей – соседей, товарищей, любящих попойки и угощения водкой. Трезвеннику естественно искать общения и содружества с трезвыми людьми.

В единении сила. Поэтому мы, трезвые и благомыслящие люди, должны сплотиться в один братский союз – общество, чтобы взаимно поддерживать один другого в исполнении обета трезвости. Слава Богу! теперь на Руси таких обществ уже много. Всякий трезвенник может найти такой союз, примкнуть к нему и найти в нем поддержку себе в добродетели трезвости.

1) Выяснение себе самому ясных понятий о трезвости и о вреде пьянства, 2) обет трезвости перед св. иконой, 3) усердная молитва о помощи Божией и 4) частое общение с трезвыми людьми – вот четыре могучих оружия для охраны себя от пьянства.

Но еще недостаточно только самому отрезвиться и жить богобоязненно. Необходимо и слабым – невоздержанным подать руку помощи, помочь им бросить дурную привычку пить водку.

Эта привычка держится главным образом на полном непонимании всего позора и вреда от пьянства и на неясном представлении красоты трезвости.

Отсюда прямая обязанность каждого трезвенника, понимающего благо трезвости и вред водки, при всяком удобном случае разъяснять своим невоздержанным соседям вред и позор пьянства, – убеждать их перестать пить водку и вино, для чего дать перед Богом обет полной трезвости сначала хотя бы на срок, а потом и навсегда.

Великую услугу окажет трезвенник делу трезвления народа, если уничтожит обычай угощения водкой в своем доме при всех праздниках, при радостных и печальных случаях, когда нередко до скотоподобия напиваются вином. Трудно это сделать, трудно разрушить веками установленный обычай; зато лишнего греха избежим, удалив от друга соблазн – выпить, хотя на время удержав его от винопития. Правда, сосед, родственник может оскорбиться отсутствием у тебя водки, будет упрекать в скупости; что же? Потерпи скорбь и обиду неправедную, за то награду великую получишь от Христа. Сам Он так говорит: «Побеждающему дам сесть со мной на престоле Моем» (Откр. 3, 21).

Итак, возлюбленный мой Трезвенник, поспеши и ты с прочими трезвенниками на дело Божие, на дело распространения здравого учения о трезвости и о вреде пьянства.

1) При всяком случае говори, читай и объясняй невоздержанным, что в настоящее время по свидетельству лучших докторов водка признана ядовитым напитком, что спирт, находящийся в водке, есть довольно сильный яд, вроде мышьяка, сулемы, стрихнина, фосфора и т.п. Только этот яд отравляет человека не сразу, а исподволь, медленно и не одного его, но и все потомство до третьего рода. Если же много выпить водки, то и сразу можно отравиться и умереть. И отравление от водки особое, не такое, как от других ядов. От приема последних сейчас же – рвота, корчи и смерть. А от спирта пьяница умирает несколько лет, если не опьется сразу. Потому-то пьянство и не считается отравлением, что последнее незаметно для наблюдения.

2) Далее, сколько можешь, жертвуй деньгами на это же дело. Покупай и раздавай книжки о вреде вина для здоровья и о тяжести греха пьянства пред Богом, ибо многие пьянствуют потому, что не сознают и не чувствуют всей преступности пьянства пред Богом.

3) Старайся напоминать невоздержанным слова Святого Писания, предупреждающие от вина и пьянства. Говори, что еще Премудрый Соломон предостерегал от вина, говоря: «Не смотри наивно: как змей оно укусит и ужалит как аспид» (22 гл. 31). «Не будь винопийца» (23 гл. 20). Сам Господь предупреждал нас: «Смотрите, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк 21:34). Святой ап. Павел убеждает: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф 5:18). Он же предупреждает, – что «пьяницы … Царствия Божия не наследуют» (1 Кор 6:10). При этом объясним, что, продолжая пьянствовать, они оказываются ослушниками – непокорными Самому Христу и верными рабами дьявола, за что будут навеки осуждены в геенну огненную.

4) Затем, желающим отрезвиться объясни силу и значение личного обета трезвости. Скажи, что в очах Божиих обет (обещание) стать трезвенником имеет великую цену, так как обнаруживает в нас искреннее желание доброй трезвой жизни и ненависть нашу к прежней, порочной пьяной жизни. Ведь известно, что «Господь и доброе намерение целует», и подает руку помощи во исполнении благого произволения.

Для самих же, решившихся бросить пьянство, обет является самою верною охраной от соблазна выпить при праздничных угощениях вином. Мне лично известно, что даже пьющие вино опасаются угощать водкой трезвенников, давших обет. Да и сам трезвенник вспомнив обет трезвости, данный пред Св. Иконой, побоится Бога, карающего нарушителей обетов, ибо «страшно впасть в руки Бога живого» (Евр 10:31).

5) Наконец, еще совет тебе, дорогой трезвенник: глубоко верь сам и других убеждай верить в ходатайство за нас святых угодников Божиих. Как при жизни своей, так по отшествии отсюда святые продолжают заботиться о нашем спасении от грехов наших и нередко являются перед нами чудодейственную руку свою для спасения погибающих.

Поэтому и сам всегда призывай в молитвах своих угодников Божиих и других, особенно невоздержанных в вине, советуй обращаться за помощью в борьбе со страстями к угодникам Божиим. Они наши небесные, сильные и любящие друзья, которые не заставят нас долго молиться, скоро придут на помощь и прогонят ненавистную для нас привычку или страсть.

А чтобы ты, возлюбленный, знал, как заботятся о спасении погибающих от пьянства святые, я передам тебе на память и назидание следующий случай, бывший в моей иерейской практике и записанный очевидцем (псаломщиком) в Новгор. Еп. Вед. За 1901 г. № 17.

«В селе нашем… приходской храм имеет храмовою икону Св. Апост. И Еванг. Иоанна Богослова … Среди населения эта Св. икона в большом почете и уважении. Прихожане нередко говорят, что все они осязательно чувствуют покровительство над собою Св. Иоанна Богослова.

На днях же в нашем храме совершилось событие, которое по всей справедливости должно быть признано по истине чудесным. Событие это следующее:

В зажиточном мещанском семействе посада Сольцы, проживающему в д. Пуп Псковской губ., при почтенном старике-отце жил сын, холостой парень лет 25. Этот молодой человек всю свою молодость проводил в разгуле и пьянстве; последним он увлекался при всяком удобном случае. Никакие увещания стариков-родителей, ни явные тяжкие последствия от получаемых им в пьянстве побоев от сотоварищей не могли отклонить его от винопития.

В первых числах августа месяца (1901 г.) Иван Васильев (так зовут этого молодого человека) сильно запьянствовал вне дома.

С 4-го по 5 августа он явился домой, а утром 5-го, когда он, больной от долгого пьянства лежал на чердаке своего дома, пришла к нему мать и вместе с увещанием, обращаясь к нему, употребила ужасные слова материнского проклятия. По уходе ее, – как рассказал потом сам Иван Васильев, – ему сделалось настолько стыдно, что он решил тут же повеситься и, недолго думая, привел свое решение во исполнение.

Но милость Господня еще не оставила безумца: проходившая внизу по сеням его сестра услышала необычайное хрипение повесившегося, поспешно прибежала к нему и с помощью ножа освободила его от веревки. Затем были приняты кое-какие домашние меры к возбуждению его, но Иван оставался в беспамятстве, хотя был жив и в таком положении находился до вечера 6-го августа. Много мысленно перестрадали в это короткое время его родители, но страдания их еще усугубились, когда 6-го вечером Иван очнулся, но оказался глухонемым, а правая рука была совершенно парализована.

Наступила ночь с 6-го на 7-е авг., ночь, проведенная в сильных нравственных страданиях и родителей, и их несчастного сына. Около 7 часов утра 7 августа больной Иван как бы забылся.

Вдруг является ему в видении очень седой старец, взял его за парализованную руку чуть повыше кисти, приподнял его и сказал: «иди в Велебицы к о. Николаю, послужи молебен Иоанну Богослову, поговей, исповедуйся и причастись Св. Тайн, да дай какой-нибудь обет Богу, исполни его, и Бог простит тебя».

После этих слов видение исчезло. Иван очнулся, и к великой радости его и всех окружающих парализованная рука владела, как здоровая, но сам оставался все еще глухонемым. Родители знаками объяснили ему, что они намерены ехать к доктору, но Иван дал им понять, что хочет что-то написать. Когда ему подали бумагу и карандаш, он с помощью оздоровившейся руки написал вышеперечисленные слова явившегося ему старца и просил отца немедленно же отправиться в с. Велебицы.

К утру 8 августа они прибыли в Велебицы, где в это время совершалась служба. Старик-отец объяснил священнику цель их прибытия и просил после утрени отслужить перед иконой Св. Ап. и Еванг. Иоанна Богослова молебен с акафистом и с прошением об исцелении болящего Иоанна, что и было исполнено.

После молебна старик-отец передал священнику о случившемся несчастии с его сыном и о желании последнего отговеть в В. Церкви, на что и последовало разрешение священника с указанием на ближайшие дни богослужения 12-го и 13-го августа.

По выходе из церкви старец-отец с больным сыном зашли в дом к своему родственнику – кр. С. В. Петру Яковлеву. Здесь глухонемой знаками попросил бумаги и карандаш и, воздавая славу Богу, написал, что около половину молебна он исцелился от глухоты – как и прежде все слышит хорошо и понимает. Радости родителей не было конца. Ивану задавали разные вопросы, на которые он давал обстоятельно письменные ответы.

В воскресенье, 12-го авг., отец с немым сыном явился в В. Церковь, а 13-го, в день Св. Тихона Задонского, покровителя местного общества трезвости (перед Литургией Иван исповедовался «немою исповедью», а на Литургии сподобился причаститься Св. Таин).

По окончании обедни, после молебна Св. Тихону Задонскому, Иван с отцом зашли к родственнику своему. Когда пришло время обеда, Иван стал на молитву и начал мысленно молиться, хотел мысленно призвать имя Господне, но … вместе с мысленным призыванием этого великого имени открылись уста немого и язык внятно произнес имя Господне: «Господи благослови». Так закончилось совершенное исцеление немого Ивана.

Услышав о такой милости Божией, явленной горькому пьянице, я пригласил исцелившегося к себе, и Иван сам вновь рассказал мне о всем случившемся с ним. Событие это совершилось на глазах всего села, поэтому оно крепко теперь хранится в памяти всех прихожан.

Поистине дивен Бог во Святых Своих и не хочет смерти грешника. Иван дал обет отслужить в В. Храме 12-ть обеден о своем здравии и на год записался в члены Велебицкого общества трезвости.

Друг мой! – трезвенник! внимательно прочитав сейчас настоящую историю явления небесного старца, так милостиво спасшего погибавшего от водки, ты, наверное, сам догадывался о том, какие еще могущественные, благодатные средства хранятся в православном нашем храме для оздоровления и тела нашего и души?!

Эти благодатные средства: 1) хождение к церковным службам и служение молебнов Пресв. Богородице и местнопочитаемым угодникам, 2) говение, исповедание духовнику своих грехов, 3) причастие Св. Тела и Крови Господней и 4) добровольное наложение на себя (обещание) какого-нибудь доброго дела.

Сам с любовью и усердием пользуясь этими орудиями в борьбе с душепагубными привычками и в том числе с привычкой пить, уговаривай, умоляй, дорогой мой, всех родных и соседей твоих благоговейно пользоваться этими средствами. Уговаривай ходить чаще в храм Божий и служить молебны проще всего храмовым святым; советуй чаще говеть, исповедоваться и причащаться Св. Тайн, ибо в них заключены великая спасающая сила Божия, убеждай невоздержанных вступить с тобою и твоими союзниками – трезвенниками в братский союз трезвости; пообещай ему свою помощь и поддержку в доброй трезвенной жизни. А о давшем обеты трезвости надо молиться как о своем брате, посещай его, беседуй и молись с ним. И верь, заботы, труды, молитвы твои о брате не будут напрасны. Господь укрепит любовь твою к делу спасения, соделает тебя могучим в этой жизни; а грешного, пьяного товарища твоего вразумит и твердо поставит на путь новой, благочестивой жизни. 

 

Доброход твой Иерей Николай

1913 г.

Декабря 17 дня. 

Текст приводится по изданию: Опоцкий Н., свящ. Как отрезвить себя и друзей наших : (Иерейское письмо к читающему). СПб. : Тип. И.В. Леонтьева, 1914. 27 с.



 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий