Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Трезвение Из истории 110 лет назад: борьба с пьянством в Орловщине

110 лет назад: борьба с пьянством в Орловщине

E-mail Печать

Из доклада священника села Верхососенья, Малоархангельского уезда,
Иоанна Нецветаева о возможности возрождения приходской жизни в
наших селах, сделанный в квартире Обер-прокурора Святейшего Синода
2 апреля 1908 года:

Вообще, все, что касается храма и богослужения, делалось как-то само собой легко, без особой борьбы и усилий. Члены совета действовали дружно, энергично и умело. Прихожане относились ко всему сочувственно. Гораздо труднее было иметь дело с главным бичом деревенской жизни – пьянством. Когда я предложил членам совета заняться организацией общества трезвости в приходе, то все пророчили полную неудачу моего предприятия.

«Ведь сами знаете, батюшка», говорили некоторые, «мужик с водкой родится, с водкой и помирает». Я и сам плохо верил в успех своего дела.
На мой первый призыв бросить пить водку из тысячи присутствовавших в храме откликнулось только пятеро.

«Ведь сами знаете, батюшка», говорили некоторые, «мужик с водкой родится, с водкой и помирает», «нашему брату без водки трудно обходиться: назябнешься, измокнешь, через силу поднимешь, надорвешься, как тут без водки обойтись?» Я и сам плохо верил в успех своего дела, но, ввиду громадного вреда, который приносит людям всех сословий и положений водка, решил все-таки попробовать. Настоящих пьяниц в нашем приходе совсем мало: 3-4 человека, не больше. Водку у нас пьют все больше к случаю, к делу; но как-то уж жизнь так сложилась, что случаев-то этих в ней бывает очень много, и водки попивается ежегодно громадное количество, тысяч на 27 рублей. Народ наш, вообще, добродушный и хлебосольный, из последнего старается угостить гостя или нужного человека как можно лучше. Одно это создает массу поводов к частной выпивке, а уж про свадьбы и престольные праздники и говорить нечего. Тут пьют по несколько дней и непременно допьяна. «Это не праздник», говорят, «и не беседа, когда в своем уме домой приехал, да и хозяину стыдно отпустить гостя домой трезвым».
При таких-то условиях мы решили начать дело отрезвления прихода. На первых порах я поручил было заведывание этим делом одному молодому и энергичному члену из крестьян, но оно оказалось ему не по плечу, и я взялся за это дело сам. Некоторые из членов совета дружно содействовали мне; но печальны были мои первые опыты. На мой первый призыв бросить пить водку из тысячи присутствовавших в храме откликнулось только пятеро. С ними я отслужил молебен и сделал уговор, чтобы каждый из них старался привлечь в общество одного или двух новых членов и распространял бы полезные сведения о пользе трезвости между своими родными, знакомыми и соседями. 
 
Не в сотне человек суть дела, а в том, что проповедь о трезвости стала пользоваться  вниманием общества. Многие стали пробовать обходиться в своем быту без водки и некоторые безо всякой записи в общество бросили пить.

Туго, а все-таки дело налаживалось. Церковный староста и пять членов совета вошли в состав общества трезвости. С течением времени, для распространения в народе трезвых понятий, я роздал членам общества 50 маленьких библиотечек, в которых собрано по 20 Троицких листков о трезвости. Листки и увещания некоторых более деятельных членов трезвенников оказывают благотворное влияние на народ. К концу 1907 года в обществе было 70 человек трезвенников, а всего перебывало в обществе 130 человек. Но не в этой сотне человек суть дела, а в том, что проповедь о трезвости стала пользоваться некоторым вниманием общества, и на сельских сходах несколько раз уже возбуждался вопрос об искоренении тайных шинков и о закрытии казенной винной лавки. Хотя приговоры об этом не могли еще состояться, ввиду того, что еще много есть из защитников этих шинков и казенки, но уже многие стали пробовать обходиться в своем быту без водки и некоторые безо всякой записи в общество бросили пить. Бросившие пить водку обыкновенно заменяют ее в неизбежных случаях сладкими шипучими водами и медом. Возрастающий спрос на эти напитки указывает на развитие трезвости в приходе.
  
У нас теперь ангелы летают, как сын пить бросил

А как довольны те, у кого муж или сын бросит пить водку! Сердечно благодарят, кланяются в ноги и всячески стараются выразить свою признательность за это нововведение. «У нас теперь ангелы летают, как сын пить бросил», говорит одна; а другой сам хвалится: «посмотри, батюшка, сколько я нынче хлеба собрал, сена, соломы заготовил, на два двора хватит», и когда показывал мне свое богатство, наткнулся на пару новых деревянных борон и тоже заметил: «ведь это я сам между дел сработал; в шинок не хожу, без дела сидеть скучно, вот я и слепил две бороны, а то их покупать нужно».

Были случаи, что некоторые не выдерживали срока трезвления, но через некоторое время раскаивались и просили опять принять их в общество. Многие записываются сначала на малый срок, месяца на три, а потом переходят на более продолжительные сроки. Не знаю, как пойдет дело дальше, а то, что достигнуто, превзошло все мои первоначальные ожидания.

Хотя водка, бесспорно, страшный и коварный враг деревни, но неизмеримо лютее и страшнее его тьма народная. Чего-чего только не бывает на белом свете, когда эти два приятеля действуют совместно. Поэтому на просвещение народа я обратил внимание совета с первых же дней его существования. <...>

 

источник: https://www.prlib.ru/item/461587 [ЦЕРКОВНЫЕ
ВЕДОМОСТИ, ИЗДАВАЕМЫЕ ПРИ СВЯТЕЙШЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМ СИНОДЕ.
  1908,  № 22 (31 МАЯ). Отдел: Прибавления  к  Церковным ведомостям. С. 1004-1005.] 
См. также:  
http://maloarhangelsk.ru/alcoholism-struggle/



 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить