Саамы – один из древнейших народов Европы, который никогда не имел собственного государства и, тем не менее, не растворился среди соседей, а сохранил свою самость. Саамы приняли христианство в форме лютеранства. Поскольку протестантские организации не были четко структурированы, в них появилась масса течений, не порывавшими с основным движением.
Харизматическим пастором для саамов стал Ларс Леви Лестадиус (1800-1861 гг.). Он был шведским лютеранским проповедником и ботаником. Женившись на женщине саамского происхождения, стал викарием в шведской Лапландии, где выучил саамский язык.
Лестадиус проповедовал на доступном разговорном языке, для иллюстрирования проповедей стал использовать скульптуры и картины, написанные яркими (как саамы любят) красками. Он изобразил проклятие греха и ужасы ада так, что произвёл сильное впечатление на слушателей и зрителей. Главными грехами, наряду с убийством, провозглашались воровство и пьянство (но не курение табака, популярного у саамов).
Кроме того, для облегчения принятия христианства Лестадиус не возражал, чтобы саамы танцевали и пели в храме, то есть познавали божественное понятным им способом.
Процессы культурной ассимиляции нетитульных наций Норвегией (которая с нач. XIX в. получила контроль над Лапландией), в первую очередь, коснулись саамов.
8 ноября 1852 года «группа пробудившихся» (так называли последователей Лестадиуса, отказавшихся от употребления алкоголя и выступающих против враждебного им духовенства) под руководством Аслака Якобсен Хетта убила шведского торговца спиртным Карла Йохана Рута, ленсмена (чиновника уездной полиции, аналогично должности станового пристава в Российской империи) Ларса Йохана Бухта, избила пастора Фредрика Вальдемара Хвослефа и сожгла магазин-бар.
Волнения были подавлены. Двое нападавших погибли в ходе беспорядков, многие скончались в заключении. За это восстание двоим отрубили головы, перед казнью они отказались от покаяния.
В фильме «Восстание в Каутокейно» режиссер Нильс Гёуп рассказал об этом средствами кинматографа.
Большую часть фильма занимает предыстория волнений. Мужчины саамы пропивают своё богатство – стада оленей – в баре («тёмном доме»), который принадлежит шведам. Пропивают все имеющиеся средства и даже пьют в долг, за что позже власть изымает у них оленей. Женщины вынуждены сгонять оленей в стада, что крайне сложно делать без мужчин. Однако всё меняется, когда главные герои попадают на эмоциональную проповедь к Ларсу Леви Лестадиусу: Матиас Хетта прекращает пить, а его жена Эллен становится гражданским проповедником лестадианства среди саамов Кёутокейно.
Лестадиус «пробуждает» саамов. Кадр из фильма «Восстание в Каутокейно». Источник: alchetron.com
Постепенно почти все саамы прекращают употреблять спиртное, и шведский бизнес терпит убытки. Тогда владелец бара-магазина Карл Йохан Рут и его шурин Ларс Йохан Бухт, понимая, что с этим нужно что-то делать, просят прислать им приходского священника, чтобы отвадить саамов от лестадианства и вернуть "на путь истинный" – в шведский бар.
Череда несправедливых действий: замена бывшего ленсмана на шурина владельца бара, гонения на Эллен, заключение под стражу Матиаса и пр. приводят к тому, что саамы убивают Карла Йохана Рута и Ларса Йохана Бухта, избивают пастора и сжигают бар-магазин.