Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Зависимости Алкоголизм Стыд и вина в эмоциональном мире лица, больного алкогольной зависимостью

Стыд и вина в эмоциональном мире лица, больного алкогольной зависимостью

E-mail Печать

 О.В. Майорова

Развитие самоотношения невозможно без системы общественных отношений. Самосознание алкоголика, в том числе переживание им стыда, вины, раскаяния и рефлексия этих чувств, формируются под влиянием представлений об алкоголизме и алкоголиках окружающих его людей, общества в целом, идеологии. Поэтому всякое психотерапевтическое воздействие, направленное на изменения в самосознании зависимого, должно основываться на культурально обусловленном базисе.

Винопитие в древней Руси имело сакральный смысл [12. С. 105], [9. С. 26], [18. С. 278], не только «праздничный», но и особую нагрузку: инициацию, испытание способности управлять собой в экстремальном состоянии [7. С. 52–69] (см. былину «Василий Буслаев» [3]). Обрядовый, религиозный смысл события исключает переживание чувств стыда и вины.

В сущности, ритуальное употребление вина не осуждалось ни церковью, ни «миром» (общиной). Спиртные напитки культурально одобрялись [12. С. 141], [12. С. 142]; [5. С. 258], [5. С. 252–253], [12. С. 142–143]. Особенно подчеркивалась именно праздничная, обрядовая коммуникативная функция пития [12. С. 141], [5. С. 251], [5. С. 253].

Соблюдение алкогольных традиций в сельской общине считалось большим преимуществом, чем соблюдение абсолютной трезвости. Трезвость в некоторых случаях могла интерпретироваться окружающими как вариант девиантного поведения, вызывающий подозрение [12. С. 142].

Религиозное восприятие злоупотребления алкоголем в нашей стране всегда было негативным. Оно формировалось на базе таких памятников раннего христианства, как проповедь святителя Василия Великого «На упивающихся» и его же слово «Како подобает воздерживаться от пьянства». Грех пьянства квалифицировался знаменитым богословом как близкий ко греху чревоугодия и неизменно приводящий к другим грехам: блуду, гневу, нерадению о Боге [1. С. 18].

Советы по профилактике пьянства можно найти в работах Иоанна Златоуста. Так, предлагается подчинять тело духу, в частности, вместо наслаждения покоем постоянно пребывать в скорби [1. С. 79]. Следует избегать мест, где употребляют спиртные напитки, чтобы не соприкасаться с соблазном. Иоанн Златоуст даже вводит в практику такую меру борьбы с алкоголизмом, как общества трезвости [1. С. 83]. Далее, подчеркивается роль молитвы как средства к раскаянию [1. С. 81]. Если злоупотребление алкоголем имеет какие-либо душевные причины, то кроме молитвы Иоанн Златоуст рекомендует чтение Библии [1. С. 83].

Не отрицая полезности алкоголя [1. С. 86], Иоанн Златоуст рекомендует священникам проповедовать против пьянства и защищает свою точку зрения. Даже если проповедь не увенчалась очевидным успехом, считает он, она принесла весомую пользу: пьяницы, возможно, «сделали обычное, но не с такой уже наглостию» [1. С. 84], а трезвенники укрепились в своем мнении. Кроме того, одна неудача еще не означает неудач последующих [1. С. 85]. Беседовать с пьяницами предлагается только в то время, когда они трезвы.

Грех пьяницы состоит в том, что он порочит добрые свойства алкоголя и позорит себя самого. Алкоголизм в представлении Златоуста – просто частный случай неумеренности, отсутствие заботы о себе. Не существует ни зависимости, ни болезни – одна только неумеренность.

Воздействие на эмоцию стыда считается наиболее эффективным на начальных этапах работы, так как «почувствовать вполне стыд, сознать вполне свои дела – это начало спасения и прекрасной перемены». По-гречески «метанойя» означает и перемену (изменение), и раскаяние. Именно переход от ощущения вины к раскаянию и составляет ядро христианской психотерапии.

Феномен одушевления, даже демонизации пьянства выражен в работах преп. Кирилла Философа (XV в.): «Имя мое хмель; я на свете сильнее всего…» [1. С. 26]. Пьяница приравнивается к свинье, бесноватому, другу диавола [1. С. 28–29], к самому диаволу [1. С. 30]. Такая проповедь могла с успехом послужить развитию у пьяницы чувства вины, но уж никак не раскаянию. Более того, Кирилл Философ подчеркивает неспособность пьяницы раскаяться [1. С. 28]. Уже не только он приносит вред сам себе, а какая-то дьявольская сила приносит ему вред [1. С. 29]. Пьянство существует само по себе, независимо от носителя представляет злую волю.

В этом контексте уместно рассмотреть «Повесть о Горе-Злочастии», где действуют «молодец» и его двойник Горе-Злочастье, персонифицирующее злую судьбу [3] (в раннем варианте это дьявол [3, 617]). Приключения молодца иллюстрируют алкогольную зависимость, ремиссию и срыв. Герой – алкоголик, зависимая личность, и смысл его ошибки в том, что он забыл о своей зависимости – на мгновение. Трезвая жизнь теряет ценность, даже представляется более опасной, чем существование бражника. Психологическая зависимость – это использовать любые предлоги к началу пьянства. Общий тон повести отнюдь не бичующий, она пронизана жалостью к зависимому. Диалектическое взаимодействие презрения и сочувствия – лейтмотив религиозно-философской литературы допетровской России о пьянице, но намечается и сатирическая линия, например «Слово о бражнике, како вниде в рай».

В качестве примера можно привести дидактический духовный стих конца XVI – начала XVII в. «Василий Кесарийский», где творчески переработаны темы проповедей Василия Великого, который фигурирует в качестве исправившегося пьяницы, чему нет подтверждений в его житии [4]. Алкоголизм героя нимало не снижает пафоса его последующей проповеди, где указаны такие элементы постыдного поведения, характерного для пьяницы:

1.      Нарушение традиций, например, плохое поведение в церкви.

2.      Отсутствие «страха Божьего», некое экзистенциальное бесстыдство. Уже существование в качестве пьяницы есть скверна, угроза традиционному бытию.

3.      Благодаря пьянице впадают во грех, еще больший, чем его собственный грех, окружающие люди. Всякое взаимодействие с пьяницей неизбежно приводит ко греху и другим опасным последствиям [4. С. 196].



 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить