Как Америка бросала курить

Печать
altВ Нью-Йорке еще каких-нибудь 20 лет назад курение было почти тотальным. Курили везде – в ресторанах, барах, кафе, гостиницах, на улице. Ситуация начала меняться в середине 90-х годов прошлого века с избранием Билла Клинтона президентом и с приходом Рудольфа Джулиани на пост мэра Нью-Йорка. Ограничение курения в общественных местах осуществлялось поэтапно. Сначала предприятиям массового обслуживания населения (от кафе до аэропортов) было предписано выделить специальные зоны для курящих, со временем они стали закрытыми и четко отделенными от территорий, свободных от табака. 

В настоящее время курение в общественных местах полностью запрещено. Зажженная сигарета в баре или ресторане чревата вызовом полиции, так как грозит владельцам заведения потерей лицензии. Полиция имеет право не только выписать штраф в несколько сотен долларов, но и подвергнуть нарушителя административному аресту. Курение в гостиничном номере для некурящих приведет к выселению из отеля и дополнительной строке в счете – от $300 на очистку воздуха в помещении. 

Одновременно с введением государственных мер по ограничению курения развернулась масштабная антитабачная кампания. По ведущим телевизионным каналам в прайм-тайм шла пропагандистская кампания с элементами манипулирования нацией: звезды, спортсмены, интеллектуалы – все те, кто обладает влиянием на людей, жестко выступали против курения. 

На фоне этих процессов стартовала целая серия судебных исков к табачным компаниям со стороны федеральных властей, властей штатов и пострадавших от курения граждан. Эти иски обошлись табачным монополистам в десятки миллиардов долларов и привели к значительным изменениям маркировки производимых изделий. 

Цены на сигареты поднялись в разы, в основном за счет увеличившихся акцизов. По американскому законодательству, кстати, значительная часть взимаемых с продажи сигарет налогов поступает в муниципальные, а не в федеральные бюджеты. Поскольку налог в разных штатах неодинаков, существенно различаются и розничные цены. Так, цена пачки сигарет в Нью-Йорке составляет $10-11, а в штате Виргиния – около $4-5. При этом выбор ограничен небольшим количеством марок. 

Все эти меры не могли не породить контрабанду сигарет, прежде всего из Мексики. Цена блока мексиканских сигарет – $25, что в три-четыре раза ниже официальных американсКабинка для курящихких цен. 

Еще один поток контрабанды идет через американских и канадских индейцев, которые на своих территориях в силу древних курительных традиций сохранили право беспошлинной торговли табаком. 

Но в целом принятые американскими регуляторами меры и проведенная антитабачная кампания достигли своих результатов: доля курящих среди взрослого населения за полтора десятилетия снизилась с 40% до 20%. 

«Если раньше ты шел по Нью-Йорку и видел, что курят практически все, то сейчас зажженная сигарета в руках вызывает брезгливую реакцию прохожих, даже если ветер несет дым в совершенно другую сторону»,– делится с журналом «Деньги» живущий в Москве американец. Похоже, что именно это психологическое давление стало решающим фактором в антитабачной кампании. Курить стало попросту неприлично.

Адрес статьи в Интернете: http://www.kommersant.ru/doc/1754307