
12 июня 2009 г. состоялась встреча московской группы БТр-4 братства «Трезвение» с общиной коломенского Богоявленского братства. Она была посвящена трезвости и трезвению.
В храме, где проходила встреча, почти физически ощущался воздух истории. Белые и черные мраморные плиты двухсотлетней давности с длинным списком воинов-прихожан придали храму особый дух, создающий ощущение присутствия на поле брани, где свобода, каждый день независимости от страстей, достигается ценой человеческой жизни.
Содержание беседы, посвященной борьбе христианина – и в юности, и в старости – за освобождение от зависимостей, от нетрезвенности, во многом соответствовало этому ощущению.
Почему пьют в России?
А. Копировский: Батюшка, благословите. Мы очень рады, что приехали в такой день – День независимости. С темой трезвости и трезвения это понятие очень тесно связано.
Пока мы ехали сюда, брат Дмитрий готовился к экзамену, читал учебник истории. Я заглянул, что он читает, и сразу наткнулся на рассказ о горбачевской антиалкогольной кампании. Новейшая история России, уже 80-е годы. И подумал: как интересно! Вот, вроде бы, то, что надо. Но почему-то в истории нашей страны все самые лучшие начинания либо не имеют продолжения, обрываются, глохнут, либо идут куда-то вбок или даже в обратную сторону, и получаются с обратным результатом. Так и с той антиалкогольной кампанией. Понятно было, что народ спивается, и решили ударить по сивухе – как когда-то ударили по «духовной сивухе», т.е. по религии. Искоренили вместе с религией культуру и историю, а затем стали бороться с пьянством. Но борьба с первым предполагает второе!
Вот и здесь: применялись радикальные меры – прекращение продажи спиртного, закрытие заводов, вырубка виноградников – и это в принципе было плохо. Нельзя так действовать, нужно было прежде разговаривать, убеждать. Радикальные меры нужны, в т.ч. и государственные, сверху, – но нужно сделать очень многое предварительно, чтобы они могли иметь действие. И еще: как и кому это надо делать. Это могут делать только чистые руки, светлые головы. И начинать нужно всегда с себя. С неупотребления алкоголя и т.д., и с возвращения к тем истокам, которые голову человека могут просветлить. Иначе у нас в этой области будет бесконечный порочный круг, пока страна не развалится совсем из-за окончания человеческих ресурсов.
Сегодня о. Димитрий говорил в проповеди об унынии и, мне кажется, можно было бы нам сегодня начать с этой проблемы. На вопрос «почему пьют», особенно в России, есть ответ очень короткий, в одно слово – от уныния. Можно ещё много причин называть, и все они будут правильными. Но, может быть, самое главное – духовное состояние уныния, которое начинается с плохого настроения, с вялости, а кончается смертным грехом, потому что человек не хочет жить. И нельзя попытаться решить эту проблему, просто отобрав то, чем люди своё уныние компенсируют. Ужасно, конечно, компенсируют, с внутренними и внешними разрушениями. Но, как ни странно, всё-таки компенсируют. Какой-то выход через это уродливое состояние есть, как и через всякий грех. Когда человек грешит не потому, что он находит в нём удовольствие, а лишь потому, что он не знает, как сделать по-другому.