Трезвение по учению святых отцов

Печать

 Сергей Гаврилов

  1. Св. отцы опытно знали тайну спасения человека и создали опытную науку – науку о трезвении. Сущность трезвения.

«По святоотеческому разуму, в основе опытного богопознания, в основе опытного усвоения спасения, усвоения начала нового Бытия лежит умное делание, или трезвение, которое состоит из внимания к помыслам и непрестанной молитвы (о. Иоанн Журавский предлагает конкретную Иисусову молитву. – Прим. авт.). Внимание и непрестанная молитва и есть та мысленная деятельность, из которой слагается умное делание».

«Это Божественное делание священной умной молитвы было непрестанным делом древних Богоносных Отцов наших», – говорит Паисий Величковский. «И пусть будет известно, – продолжает он, – что, по неложному свидетельству Богомудрого, Преподобного и Богоносного Отца нашего Нила, постника Синайского, еще в раю, Самим Богом дана первозданному человек умная Божественная молитва. Но несравненно большую она стяжала славу, когда более всех святых Святейшая, Честнейшая Херувимов и Славнейшая без сравнения Серафимов, Пресвятая Дева Богородица, пребывая во Святая Святых, Умною молитвою взошла на крайнюю высоту Боговидения и сподобилась быть Пространным Селением Невместимого всею тварью, Ипостасно в Нее вместившегося Божия Слова».

Сокровенный смысл умного делания, или трезвения, или непрестанной молитвы – в таинстве богопознания и выявления Лика Христова в лике человеческом. В этом и секрет, тайный смысл трезвения св. отцов. Умная молитва есть умный подвиг воли умной души, совершающей благодатное таинство покаяния.

Умное делание есть забытый монашеством путь опытного Богопознания. Монашество, носящее ангельский образ без ангельского делания, не есть монашество, это – пустоцвет, тело без души. В умном делании сущность монашества, а в монашестве сущность христианства. Без умного делания нет монашества, без монашества нет христианства. Это делание и есть тайна спасения апостольского корабля, в котором спасались древние св. отцы и за который не держалось монашество в последние времена, потому и погибло. Оно держалось за внешнее одеяние, за стяжание, за внешнее благочестие, потеряв при этом внутреннее внимание к помыслам и непрестанную молитву. А, потеряв трезвение, оно потеряло себя.

Теперь это ангельское делание будет принадлежать тем, кто ухватится за него изнутри, кто обретет внутренний путь к Богу: узкий путь умной тесноты. Это и будет монашество внутреннее, сокровенное, ибо тайна Царства Божьего внешним не вверяется.

Трезвение, по учению св. отцов, есть духовное художество, которое, если долго и с постоянным усердием проходить его, с Божьей помощью, совершенно избавляет человека от страстных помыслов и слов и худых дел, дарует ему верное познание Бога... сокровенное разрешение сокровенных божественных тайн и есть творительница всякой заповеди Ветхого и Нового Заветов и всякого блага будущего века подательница.

«Само же оно есть собственно чистота сердца ... А чистота сердца и есть молитвенное хранение ума от злых помыслов» (св. Исихий). Следовательно, сущность трезвения – «в непрестанной молитве и во внимании ума к помыслам».

Далее о. Иоанн говорит о том, что «святоотеческое учение о трезвении начинается с познания нашей «умной природы», умерщвленной грехом в Адаме, и указания средства, приводящего к воскресению, которое есть крещение либо покаяние, в случае несохранения обетов крещения, выражающееся:

– в многотрудном исполнении заповедей;

– в непрестанной Иисусовой молитве или в непрестанной памяти о Боге.

И первое средство могущественно, но второе могущественнее, так что и первое получает от него полную свою силу, спасаться непрестанно призыванием имени Его».


2. Святоотеческое учение о трезвении есть величественное таинство. Оно раскрывается вступившему на путь возрождения. Сущность возрождения души. Признак возрождения души.

«Собравшись все в себе и очистив ум – услышите величие Таинства!» – восклицает Григорий Палама. Поэтому оно названо богомудрыми Отцами «наука из наук», «художеством из художеств», Таинство.

«Духовное знание дается духовному житию. В меру благодатного жития бывает и мера благодатного ведения». «Душа видит истину Божию по силе жития» (св. Исаак Сирин. Слово 30).

«Небезопасно пускаться в море богословия тому, кто изнутри не огражден смиренным житием пред Богом и пребывает в плотском житии».

«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин 3:3). «Рожденное от плоти – есть плоть, и рожденное от Духа есть дух» (Ин 3:6).

Таинство есть возрождение души от Духа Божьего. «Непрестанная молитва есть выраженная живая любовь души к Спасителю».

В это рождение свыше и «вводит умная молитва», она и есть сокровенный божественный путь души от плоти к духу, от земли – к небу, от самолюбования – к вечной любви.

При покаянии, которое есть таинство смерти и воскресения, душа опытно вкушает сокровенный смысл таинственного речения отцов: «Отдай кровь и прими Дух». Ибо благодать выпускает при своей операции кровь плотских вожделений и похоти, омывает в потоке многих горьких слез и облекает в новое световидное одеяние Духа.

«Как печь возжженная сначала только коптит от дыма, исходящего от дров, а когда разгорится посильнее, тогда все делается светлым, подобно огню и не омрачается уже никакой копотью от дыма; так и душа, начавшая гореть Божественным желанием, сначала видит вместе с огнем Духа внутрь себя и тьму страстей, исходящую наподобие дыма ... лукавые помыслы и злые пожелания попаляются огнем и превращаются в прах, душа радуется. Благодатным же и неоспоримым признаком того, что в душе возгорается божественный огонь возрождения, является пробудившееся внимание к своим помыслам и ко всему своему житию. Тогда как отсутствие внимания, рассеянность и кружение в помыслах служит верным признаком душевной смерти. Кто живет невнимательно к своим помыслам и носится в вихре зловредных мечтаний, тот еще не возродился свыше, тот еще пребывает в смерти. Живая, свыше рожденная душа, становится весьма внимательной к своему уму, к своим помышлениям и не носится в вихре мечтаний. Поэтому св. отцы с таким жаром устремлялись от кружения в помыслах в благодатную тишину ума трезвенным вниманием и умною молитвою.

Внимательная молитва творила с ними чудо: помогала им отыскивать свою умерщвленную душу, оживотворять ее, снимала с нее пелены страстей, выводила из мрака смертного демонского кружения, озаряла немеркнущим Светом Божества и вводила ум в божественную тишину. Из земных человеков создавала их небесными, бессмертными ангелами».

Заканчивая доклад, хотелось бы еще сказать о молитве, какие при этом посещают чувства, сразу ли дается молитва или нет. Например, если человек начинает молиться сухо, то это как раз говорит о том, что душа очищается. Если же молящийся много и глубоко переживает, то это как раз и говорит о нетрезвенности.