«Господу, вашему Богу, давайте обеты и исполняйте их» (Пс 75:12)

Печать

Человек должен созреть, чтобы понять необходимость аскетических усилий

Аскетика нужна, но ее нельзя навязать, предложить какой-то рецепт. Человек должен созреть, чтобы понять ее необходимость.

 Для участия в богослужениях, исполнения молитвенного правила, чтения Писания, духовной литературы, духовного образования, для того, чтобы быть в центре жизни церкви, нужно аскетическое усилие. Не всегда хочется в это вникать. Но иначе ты не будешь полноценно свидетельствовать. И это касается и братства, и общин. Община должна делать усилия, чтобы жить в ритме всей церкви.

Хорошо, что в нашей общине есть члены братства «Трезвение». У них есть личный и братский опыт. Мы в общине говорили о принятии обета «сухого закона». Я был готов принять обет тут же и надолго. А выслушав сестер из БТр, понял, что можно вначале принять обет на время. Иногда человек берется за что-нибудь до конца жизни и не находит сил, не справляется. Лучше взять на время, посмотреть, что получается. Если нет, то разобраться почему. Лучше честно признать, что нет сил, чем увиливать. Согласились взять обет «сухого закона» на 1 год. Многим нужно преодолеть в себе страх, привычки.

Андрей


Исполнить то, что обещал Богу 

На Преображенском соборе 2005 года приняла обеты трезвения на всю жизнь. Вначале даже не понимала для чего. Стало понятно, когда столкнулась с первыми трудностями, а именно на днях рождения и праздниках (они были часто). Пришлось резко отказаться от любого спиртного. Встретила сильное сопротивление, и люди даже обзывались. Тут понимаешь, что сама устоять не сможешь, только с помощью Божией, Его помощью можно дать отпор любому нападению.

Так произошло и с моим курением. Это телесные грехи, которые не дают по-настоящему заглянуть во внутреннее состояние своей души, своего сердца. И когда живешь со своими братьями и сестрами относительно близко, понимаешь, что их исправлять куда проще, чем самого себя. Неся обеты, понимаешь, что трудно удержаться от «излишков», предлагаемых со всех сторон, и видишь, насколько тонка и слаба душа моя, насколько она еще неустойчива в сопротивлениях.

Тут и начинаешь понимать, что такое трезвенное отношение к себе. Даже на протяжении стольких лет ощущается неправильное отношение к жизни по Евангелию. Часто ошибаешься в необходимости различения своего места в этой жизни, где нужнее быть сегодня, а где завтра. И именно обеты помогают увидеть ошибку, т.к. приучают к навыку строгого отношения к себе, своей нечувствительности, медлительности, лени и т.д. и т.п.
Частенько хотелось отказаться от такой нагрузки. Казалось, что сил никаких нет. И еще приходили мысли о нетрезвенности и необдуманности принятия обетов и т.д. Но: «Враг хитер и – что? –  коварен. Огонь!»

Обеты дают возможность увидеть себя со стороны, и это помогает отказу от эгоцентризма, хотя бы на самую малость. А это особенно тяжело стареющему человеку, плоть требует свое. Но отказ даже от самого малого «своего» дает плоды любви и дружбы, желание исполнения не своей воли.
Хотелось бы исполнить то, что обещал Богу, до конца, оставаясь верным своему долгу – обету.

Вера


В одиночку трезвиться скучно

Как повлияла жизнь в БТр на отношения в семье, внесла ли трезвенность?

Я думаю – да, повлияла. Я перестала паниковать в критических ситуациях и тут же начинала более интенсивно молиться, слова молитвы приходили сами. Постепенно уходит страх за будущее, потому что вижу, что Господь помогает. Сейчас более стабильная ситуация в семье, чем раньше. Безусловно, помогают обеты трезвения.

Можно ли трезвиться в одиночку? В чем преимущество трезвения в общине? Ведь христианин в церкви соблюдает заповеди, ездит самостоятельно в паломничество, укрепляет свою веру, но только для себя?

В одиночку всё делать скучно и неинтересно, в том числе и трезвиться. Трезвиться – это большой труд, а трудиться всегда лучше вместе – больше плодов бывает. И у нас большие преимущества перед другими, т.к. мы живем общинно-братской жизнью, и духовный климат в наших группах и общинах сильно меняется, когда в них появляются по-настоящему трезвенные люди.

Елена


Иисусова молитва

Пятница первой недели Поста. Едем с Л. на вечерню. Чтобы не терять времени зря, читаем Иисусову молитву. Это часть личного молитвенного правила каждого из нас, заодно – это наша подготовка к богослужению. Л. ведет машину, я – читаю молитву вслух.

Удивительно, как сильно отличается совместное чтение этой молитвы от индивидуального чтения! Наверное, это связано с тем, что в центре не «помилуй меня», «а помилуй нас». За окном машины леса, поля, деревеньки, коттеджные поселки. В процессе чтения молитвы это «нас» выводит молитву за пределы тесного пространства автомобиля и распространяется сначала на дорожную ситуацию (хочется доехать без происшествий), а потом и дальше, на то, что за окном …

Я почти 20 лет ежедневно читаю эту молитву. И не в первый раз читаю ее совместно, но в такой силе Иисусова молитва открылась мне впервые.

Ирина


 Есть ли готовность к принесению обета?

Расскажите о вашем опыте несения обетов трезвения.

Исполнение обетов трезвения для меня оказалось делом очень трудным, потому что требует больших усилий воли для преодоления своих желаний. А навыка в этом нет, т.к. до воцерковления (48 лет) вся сознательная жизнь прошла в угождении плоти и угождении людям. Безбожное сознание меняется очень медленно, видимо, вследствие греховной жизни произошли очень сильные разрушительные процессы, и для восстановления и духовного и душевного здоровья требуется много усилий и времени. Господь вдохновляет и поддерживает меня в этом труде через братьев и сестер, достойно исполняющих обеты, на примере старших, через молитву Преображенского содружества за всех членов нашего братства, через Послания св. апостола Павла.

Можно ли сказать, что взятие обетов трезвенияэто результат духовной зрелости?

Думаю, что для братчиков, вдохновленных примером «беседников» и взявших первыми обеты трезвения, – это было действительно результатом духовной зрелости.

К сожалению, для меня взятие обетов, судя по реакции на их недостойное исполнение, прошло, скорее всего, как взятие аскетических правил, таких же, как соблюдение молитвенного правила, посты, т.е. на уровне «надо». Я думаю, для того, чтобы взятие обетов было действительно результатом духовной зрелости, необходимо прежде иметь личный аскетический опыт, чтобы знать свою готовность к исполнению обетов и иметь страх нарушить обет. Ведь праотцы, когда давали обет Богу, знали, на что соглашаются. Если у человека еще не выстроены личные отношения с Богом в такой степени, что он боится нарушить данный обет, то, наверное, ему лучше начинать с аскетических правил.

Татьяна


Трезвение «для себя» и не для себя

Можно ли трезвиться в одиночку? В чем преимущество трезвения в общине? Ведь христианин в церкви соблюдает заповеди, ездит самостоятельно в паломничество (на омовения в св. источнике, к св. мощам), укрепляет свою веру, но только для себя, индивидуально?

 – Часто нетрезвые люди говорят: «Я сам смогу. Это нетрудно. Я много раз бросал пить».

Из опыта моей жизни: в одиночку трезвением заниматься невозможно. Нетрезвенно это, потому что человек не видит своих ошибок, неосознанно обманывает себя и окружающих, принимая желаемое трезвение за реальность. Братья и сестры помогают понять это и измениться. К тому же, легче трезвиться, соблюдать заповеди, укреплять свою веру вместе с тем, кому доверяешь, с кем у тебя одинаковые цели жизни, к кому ты можешь обратиться за помощью. Опыт трезвения для себя лично часто кончается срывом. Трезвение уже по сути – не для себя, это путь к очищению духовному, к честному общению с Богом, а значит, прежде со всеми людьми, потом и с собой получится. 

Случались ли срывы на пути трезвения и что служило причиной для них?  

– У меня как у родственника зависимого человека, конечно, срывы случаются. И гневливость, и раздражение, что ближние поступают не как ты хотел бы. И неоправданное благодушие бывает, и попустительство («только оставьте меня в покое, я-то в порядке!»). И желание бросить молиться и смиряться (ну, сил нет больше). Чувство вины, грядущей утраты парализует силы, это для меня причина срыва, ослабления в вере и надежде. 

Как повлияла жизнь в БТр на отношения в семье, внесла ли трезвенность?  

– Об этом в прошедшем времени не могу сказать, случаются и падения, и сомнения. До дна доходит не только зависимый человек, но и его близкие. Трезвение – это на всю жизнь.

Близкие люди стали требовательнее ко мне относиться. С моей стороны, в отношениях с зависимыми близкими появились границы, не позволяющие нам саморазрушаться.

Я осознала, что мое жаление и «спонсорство» приведет к тому, что человек ничему так сам и не научится и духовное спасение не обретет. 

Появились ли на пути трезвения находки, открытия в поиске духовного пути в церкви?  

 – Находки это не свои, но исполнение, например, обетов трезвения помогает устоять, не сорваться на такие мои грехи как расслабленность, контроль за поведением зависимого, обиды, мечты вместо действия (сказал, но не сделал или не доделал). Они помогают более внимательно относиться к событиям в жизни ближних, больше видеть вокруг, не опаздывать.

Стало ясно на опыте, что нельзя свободу духовную навязать или доказать ее необходимость, а любовь давать насильно и к тому же время от времени, и порционно.

Поняла, что духовное сопротивление злу, болезни оставлять не нужно, но нужна другая форма его: внутреннее моление, большая опора на Бога, нужно держать надежду, не расслабляться.

По большому счету, жизнь с зависимым человеком – это непрерывное стояние в молитве: как бы не навредить ему и себе, устоять в любви, учиться любви Христовой и мужеству духовному.

Ирина

Нужно двигаться вперед

Как повлияла жизнь в БТр на отношения в семьи, внесли ли трезвенность?

В братстве с 1999 г. Сама решила не употреблять спиртного и дома не позволять с 1998 г. Было очень тяжело держать этот натиск. Много друзей и знакомых перестали общаться со мной. Дома спиртного не пили, но отношения были тяжелые. С приходом в Братство спасала общая молитва. А в 2002 году муж пошел на оглашение. В братство «Трезвение» вступили вместе. Несем обет «сухого закона». Жизнь изменилась. Вместе в паломничества, в детский лагерь, многое делаем вместе.

Случались ли срывы на пути трезвения, и что служило причиной для них? Примеры.

Срывы – это раздражение, непонимание, что это болезнь, хочется общаться и любить хорошего, доброго, трезвого. Нужно было меняться самой. Не делать за мужа то, что он должен делать сам, уметь выстоять, когда он требовал купить ему сигареты. Легче было сделать все самой.

 Видится ли развитие БТр и что нового хотелось бы видеть в его жизни?

Нужно двигаться вперед, иначе засосет, как трясина. Если у нас сейчас есть изменения, это не значит, что все хорошо. Зло не дремлет. Нужно быть активным. У нас работы – до конца жизни.

Лариса


Господь принял от меня обет и помогает его исполнять

Что касается алкоголя, то для меня здесь никогда проблем не было. Мне было легко решить не употреблять его совсем. Трудность была в том, что нужно было это как-то объяснить родным, друзьям, знакомым. Особенно трудно это было сказать в своей неверующей семье и среди родственников старшего поколения. Сейчас для меня нетрудно сказать, что у меня обет и объяснить, с чем связано такое мое решение. Но сейчас большинство моих родственников и друзей относятся к этому с уважением, все помнят об этом. Сейчас мне чаще всего не приходится ничего говорить – если нужно, обязательно найдется человек, который объяснит, что у меня «сухой закон» и объяснит почему.

 У меня был как-то случай. В жаркий летний день мы вышли из метро с одним моим знакомым. А он знал, что я не употребляю алкоголь и знал почему. И вот он говорит мне – ты иди вперёд, а я тебя догоню – и останавливается возле палатки с напитками. Я не стала идти вперед, а отошла в стороночку и жду. Он подходит к палатке, какое-то время стоит, потом поворачивается ко мне и говорит: «Ну не могу я при тебе пива выпить!» Вот, и такие случаи бывают. 

Господь принял обет и помогает его исполнять. Всегда. И это видно. У меня был такой период, когда я пенсию еще не получала. Года полтора это длилось. И у меня не было возможности покупать себе продукты. И тут пост наступает. И я как-то помолилась так: «Господи, ну, буду есть, что будет. Ну, прости, если это не постная еда, ну, какая будет, такая и будет, ну, потому что нет у меня средств покупать специально постную еду». Живу я с сыном и его женой, они оба некрещёные, там двое детей, и сын, скажем так, негативно относится к моей вере. И вот этим постом прихожу домой, а сын говорит: «Мам, там супчик из-за тебя постный сварили». Я об этом не просила. Я могла бы спокойно съесть, что было. И тут я поняла, что Господь тоже заинтересован в том, чтобы мы исполнили свои обеты и помогает их нам исполнять. Надо просто трезвенно и внимательнее посмотреть на свою жизнь, чтобы не упустить своего шанса исполнить обет.

Ирина


Кайф от своеволия всегда имеет похмелье

Мне обеты трезвения помогают преодолевать внутреннюю раздвоенность.
Перед принятием обетов «заедание» обидчивости и внутренней боли стало проблемой. Мысли крутились вокруг «что есть, где купить, как похудеть?». То же и с одеждой, здесь освобождение пришло благодаря Иисусовой молитве, когда стал ясен «корень». А обет Богу о двухразовом питании освободил от навязчивых мыслей о еде, так как пришла уверенность, что Бог голодной не оставит. В Великий Пост думы «о хлебе насущном» уходят не сразу, но уже имеют ненавязчивый характер и теряют свою энергию. Меня поставили старшей по трапезе и помощницей в буфете, там можно проявлять свои кулинарные фантазии – энергия пошла в нужное русло. А простая еда стала больше нравиться. Кайф от своеволия  – а это главный кайф – всегда имеет похмелье. «Бог – в мелочах». 

Наталья

 


Немощь – от зацикленности на себе

Принятие обета двухразового питания помогло мне освободиться от беспокойств о перекусах, от страсти к вкусненькому или к возможности заесть свои беспокойства. Принятие обета сухого закона освободило от бокала вина «за компанию», когда не всегда ясно, что это за компания и за что пить и вообще от самого факта выпить!

Принятие обета ежедневной Иисусовой молитвы ввело мою жизнь в рамки молитвы, опыт внутреннего собирания, предстояния перед Богом и покаяния. Обет знания анафоры наизусть открыл значимость её в служении литургии, дал большую включенность во время службы. Другая важная грань несения обетов, открывающаяся через качество их исполнения, – это осознание своей немощи, корень которой в зацикленности на себе, на своем, из чего рождаются и страхи, и беспокойства, и прочее разнообразие. Внутренняя пустота разжигает огонь, требующий насыщения хлебом земным так, что кажется, не протянуть и получаса. Нет смирения, отказавшись от общей чарки вина, не осудить и не высказать своего «фи» тем, кто в этом привык искать путь к общению.

Татьяна