Борьба у нас не против крови и плоти, но... против злых духов на небесах.
Послание к Ефесянам св. ап. Павла, 6:12.
Главная Зависимости Алкоголизм Наследие Старика Букашкина

Наследие Старика Букашкина

E-mail Печать
alt
 В каждом городе есть свои люди-легенды, люди-мифы, люди-эпохи. Люди, чьи имена становятся нарицательными и накрепко прикипают к истории города. Старик Букашкин (1938–2005), несомненно, попал бы в шорт-лист екатеринбургских легенд, если бы вдруг кому-то вздумалось составлять такого рода рейтинги.

Легендами не рождаются, ими становятся. Родился же будущий уральский панк-скоморох как самый обычный ребёнок по имени Женя Малахин в неспокойном 1938 году в городе Иркутске. В Екатеринбург – тогда ещё Свердловск – приехал в 1961 году молодым специалистом, выпускником Ижевского механического института. Здесь и прожил всю оставшуюся жизнь, а на вопрос «откуда?» о своём происхождении так ответил в одном из своих стихов:

«Шар – из точки, Круг – из точки, Линия – из точки, а я – из Свердловска, точка!»

По профессии – инженер-энергетик, по призванию – фотограф, художник, поэт, музыкант, книгоиздатель (правильнее сказать – книгосоздатель), двигатель первых екатеринбургских флеш-мобов и первопроходец городского стрит-арта, стартовавшего с букашкинской акции «раскрась помойки!». Философ, последовательно воплощавший ленинский лозунг «искусство должно принадлежать народу»: случайный прохожий мог стать обладателем картин или книг Букашкина, безвозмездно раздаваемых во время уличных акций, а друзья, знакомые и малознакомые легко становились соавторами шедевров. Поистине народный художник!
alt

Своё творчество Евгений Малахин начинал под псевдонимом К.А. Кашкин, после переименовался в Б.У. Кашкина или просто Букашкина – таким и запомнился. В 1970-х годах он занялся фотографией – сейчас его работы экспонируются в разных музеях, где можно увидеть результаты различных экспериментов с фотоплёнкой. Потом появились как жанр «морально-шинковательные» досочки – картины с текстом, выполненные на кухонных разделочных досках. Одна досочка – один сюжет, иногда как сегодняшние «демотиваторы», иногда как агитационные плакаты (особенно антиалкогольного характера) былых времён, только более яркие, ёмкие и добрые. А если на досочках становилось тесно, Букашкин сотоварищи расписывал серые гаражи, мусорные контейнеры и унылые бетонные заборы.
alt

В 1988 году старик Букашкин основал общество «Картинник» – стать членом этого общества мог любой желающий – хоть на один перфоманс, хоть на несколько лет. В этом была особая новизна – «картинка» – это не просто нарисованное изображение, а часть целого мини-спектакля, непременно со стихами, пением или даже игрой на балалайке.
alt

«Картинники» сначала рисовали картины с текстами – на разделочных досках, на картоне, а потом раздавали их в центре города с шутками-прибаутками. Иногда во время этих акций Букашкин раздаривал свои мини-книжки – они были и обычные бумажно-типографские (издавались небольшим тиражом издательством УрГУ), и абсолютно самодельные, существующие в единственном экземпляре.

alt
alt

В 1989–1991 годах «Картинник» объехал с «гастролями» не только весь Урал, но и многие города бывшего СССР, раздарив по самым скромным подсчётам более 5 000 разрисованных досочек. В 1991 году «Картинником» был записан магнитофонный альбом «Поем & плачем».
alt
alt

Сегодня свидетельства о том, как Букашкин «развил в своей художественной практике новый для Екатеринбурга тип работы художника как коммуникативной игровой практики и обустройства городского пространства» являются достоянием уральских музеев и выставок, а сами книжки и картинки в детском примитивистском стиле украшают лучшие музеи мира.

Музей Б.У.Кашкина

 

Персональный Музей Б.У. Кашкина открылся 19 декабря 2008 года при факультете искусствоведения и культурологии УрГУ им. А.М. Горького (сейчас Уральский федеральный университет имени Бориса Ельцина) по адресу Ленина, 51. В основе коллекции музея – всё, что связано с творчеством старика Букашкина: документальные и архивные материалы, печатные издания, литературные произведения, рисунки и фотографии.
alt

Арт-движение «Старик Букашкин»

 

Настенная живопись старика Букашкина была доброй, мудрой и недолговечной. В 2005 году Евгений Малахин умер, перестав радовать и удивлять горожан новыми картинами и выступлениями, а старые рисунки постепенно смывались дождями и временем.
alt

Зато остались многочисленные друзья старика Букашкина – и те, кто был соавтором его работ, и те, кто просто их любил и ценил. Поэтому 15 января 2008 года по их инициативе и ими же на общественных началах (безвозмездно, то есть даром) был официально (на пресс-конференции) дан старт Арт-движению «Старик Букашкин». Организаторами Арт-движения были: Светлана Абакумова, Катя Шолохова (известна также под псевдонимом П.Ушкина), Андрей Козлов, Евгений Артюх (ныне действующий председатель Арт-движения), Эдуард Поленц, Катя Дерун. Они – лицо арт-движения, сегодня ассоциируется именно с их именами. И, конечно, с именем самого Старика Букашкина.
alt

Усилиями активистов движения была создана «Тропа Букашкина» – своеобразный экскурсионный маршрут по уличной выставке картин на стенах и гаражах. Тропа Букашкина – небольшой проходной дворик между улицами Ленина, Московской и Шейнкмана, в котором Евгений Малахин завершал свою карьеру народного дворника. Здесь, напротив окон компании «ЛевЪ-аудит» (Ленина, 5б) на старых гаражах сохранились оригинальные рисунки старика Букашкина. Активисты Арт-движения следят за их сохранностью, а также восстанавливают по фотографиям те росписи, которые не уцелели. В 2008 году было проведено несколько акций по созданию Тропы, в которых участвовали известные екатеринбургские художники, студенты Архитектурной академии, жители дворов, где рисовались картины, и просто все желающие, кому близки идеи Старика Букашкина.                                                                                                                                    Еще некоторые вещи о Букашкине.

– Ни один разумный человек не скажет, что пить надо. Обычная антиалкогольная реклама строилась на негативном примере: будешь пить – ноги паровозом отрежет. А мы хвалим то, что будет, если не будешь пить. Вот, например, книга на каждый день недели

"ТОТ, КТО БРОСИЛ ПИТЬ ВЧЕРА...".
В понедельник читаешь: Ч...
Во вторник - ЧУ...
В среду - ЧУВСТВУЕТ...
В четверг - ЧУВСТВУЕТ СЕ...
В пятницу - ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ...
В субботу - ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПР...
И, наконец, в воскресенье - ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ПРЕКРА...
Так за неделю бросивший пить человек преобразуется-трансформируется!..

АНТИАЛКОГОЛЬНЫЕ ПЛАКАТЫ

 

Серия социальных плакатов была создана Екатериной Шолоховой (П.Ушкина) на основе текстов Евгения Малахина как реакция на майскую антиалкогольную кампанию 1985 года. Имитация стилистики официального советского плаката в данном случае носит сугубо иронический характер, а алкоголик представлен как довольно милый и несчастный персонаж. Это подчёркивает морально-этическое содержание работ и вызывает у зрителя живой эмоциональный отклик в отличие от государственной пропаганды. Плакаты были выставлены в ДК Автомобилистов в 1985. Так впервые было обнародовано поэтическое творчество Евгения Михайловича.

alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt
alt

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий