Активная борьба съ алкоголизмомъ въ Россіи и роль духовенства въ этой борьбѣ

Печать
I.                Въ Россіи, главнымъ образомъ у русскихъ, есть величайшій врагъ, противъ котораго должны быть мобилизованы умственныя и нравственныя силы всѣхъ тѣхъ, кто будетъ подготовленъ къ борьбѣ съ этимъ врагомъ. Врагъ этотъ крайне опасенъ: онъ очень распространенъ; многіе еще и теперь, къ крайнему прискорбію, считаютъ его за друга, и подъ так ленія спиртныхъ напитковъ идти некуда. Нужно употребить всѣ мѣры къ ограниченію употребленія ихъ, а въ дальнѣйшемъ и къ совершенному изгнанію ихъ изъ употребленія, т. е.— къ полной трезвости.

Мѣры борьбы съ этимъ зломъ могутъ быть разнообразныя: 1) общія, государственныя; 2) общественныя — участіе въ этой борьбѣ земствъ и городовъ; 3) индивидуальныя—идейная борьба. Въ началѣ должна быть развита именно идейная борьба; нужно произвести переворотъ въ умахъ относительно употребленія спиртныхъ напитковъ, перевернуть понятіе о нихъ; когда люди вполнѣ и въ глубинѣ души убѣдятся, что эти напитки — ядъ для организма и приносятъ для него лишь одинъ вредъ, и никакой, даже малой пользы не приносятъ и не могутъ принести, тогда переворотъ въ умахъ относительно спиртныхъ напитковъ произведенъ; послѣ этого и общія государственныя и общественныя мѣры борьбы съ этимъ зломъ очень облегчатся, и врагъ будетъ побѣжденъ. Однако, чтобы начать идейную борьбу въ такомъ большомъ государствѣ, какъ Россія, нужно очень много духовныхъ силъ и борьба должна быть хорошо организована.

Намѣчу общія соображенія этой борьбы: 1) борьба черезъ школу; во всѣхъ школахъ и учебныхъ заведеніяхъ (низшихъ, среднихъ и высшихъ) должны быть устроены чтенія о вредѣ алкогольныхъ напитковъ; 3) борьба съ употребленіемъ спиртныхъ напитковъ взрослыми должна быть ведена главнымъ образомъ подготовленными къ этому врачами (мужчинами и женщинами), духовенствомъ, частью и другими лицами, относящимися съ любовію и увлеченіемъ къ этому дѣлу, особенно духовенствомъ. Въ этой идейной борьбѣ наука должна соединиться съ религіей. И теперь уже, хотя еще и въ очень малыхъ размѣрахъ, духовенство приноситъ пользу въ этой борьбѣ и ведетъ ее практически, а именно большую пользу приносятъ въ этой борьбѣ общества трезвости при церквахъ съ записью желающихъ перестать пить спиртные напитки на сроки. Эти записи большею частью достигаютъ цѣли: многіе перестаютъ пить на тѣ пли иные сроки, а при повторной записи нерѣдко и навсегда. Въ виду того, что эти записи несомнѣнно приносятъ громадную пользу въ практическомъ смыслѣ въ борьбѣ съ алкоголизаціей русскихъ, крайне желательно, чтобы подобныя общества трезвости при церквахъ распространялись; въ идеалѣ желательно, чтобы при каждой церкви было подобное общество трезвости. 

II. Чтобы успѣшно бороться съ врагомъ, необходимо хорошо съ нимъ познакомиться. До сихъ поръ еще очень и очень многіе не знаютъ, что спиртъ—ядъ для организма, даже и въ маломъ количествѣ. Каждый пріемъ спиртнаго напитка разрушаетъ кровь въ той или иной степени, отнимая кислородъ у гемоглобина красныхъ кровяныхъ шариковъ, вслѣдствіе чего ухудшается питаніе важныхъ для жизни органовъ (желудка, печени, сердца, кровеносныхъ сосудовъ, мозга, нервовъ и т. д.); отсюда—предрасположеніе къ заболѣванію многими болѣзнями и цѣлый рядъ болѣзней. Эго —жестокій и ехидиый ядъ, потому что онъ вначалѣ и сильнѣе оказываетъ пагубное вліяніе на душевныя способности: слегка и на короткое время возбуждая ихъ, онъ очаровываетъ ихъ; затѣмъ на продолжительное время затемняетъ и ослабляетъ высшіе психическіе центры, а иногда и парализуетъ ихъ,—ранѣе всего волю и альтруизмъ, потомъ разумъ и задерживающіе центры, и, вслѣдствіе всего этого, обманываетъ самымъ коварнымъ образомъ людей: имъ кажется, что этотъ ядъ оказываетъ на организмъ во всѣхъ отношеніяхъ хорошее вліяніе—укрѣпляетъ, даетъ позывъ на ѣду, помогаетъ отъ усталости, согрѣваетъ, веселитъ..., а въ дѣйствительности онъ дѣйствуетъ какъ разъ наоборотъ, т. ѳ. оказываетъ на организмъ одно пагубное вліяніе, а именно: 1) разслабляетъ организмъ, уменьшаетъ его работоспособность, иногда и совсѣмъ уничтожаетъ ее; 2) уничтожаетъ позывъ на ѣду и производитъ болѣзни органовъ пищеваренія, а если иногда усиливаетъ желаніе ѣсть, то также лишь во вредъ организму, потому что и ѣсть нужно въ мѣру; 3) не согрѣваетъ, а охлаждаетъ: онъ производитъ параличъ сосудодвигательнаго центра, вслѣдствіе чего кожные сосуды расширяются; поэтому у выпившихъ кожа часто краснѣетъ; отъ этого и появляется субъективное, обманчивое чувство тепла вслѣдствіе согрѣванія чувствительныхъ нервовъ кожи притекающею къ ней въ расширенные сосуды въ большемъ количествѣ кровью; но въ это же время начинается отнятіе теплоты изъ организма чрезъ кожу, потому что чрезъ кожу сравнительно съ нормой протекаетъ значительно болѣе крови, и организмъ охлаждается; частью вслѣдствіе этого выпившіе, какъ извѣстно, скорѣе замерзаютъ; 4) спиртные напитки вызываютъ не натуральное веселье, а пьяное возбужденіе, пьяное веселье. *: вначалѣ, вслѣдствіе непродолжительнаго возбужденія, теченіе мыслей ускоряется, появляется болтливость, а затѣмъ мыслительныя способности и задерживающіе центры (выдержка) ослабляются, поэтому выпившій нерѣдко дѣлается крайне легкомысленнымъ въ словахъ и поступкахъ, смѣется по пустякамъ, чего въ трезвомъ состояніи съ нимъ никогда бы не было; а въ дальнѣйшемъ, кто много выпилъ, дѣлается временно умалишеннымъ; при этомъ, вслѣдствіе угнетенія мыслительныхъ способностей, животныя страсти (чувства) разнуздываются, и въ это время выпившіе нерѣдко совершаютъ такіе поступки, отъ которыхъ по вытрезвленіи приходятъ въ ужасъ. Понятно отсюда, что спиртные напитки служатъ причиною почти всѣхъ преступленій и проступковъ семейной п общественной жизни.  

Алкогольные напитки могутъ убить человѣка и сразу при большой дозѣ; но большею частью они убиваютъ болѣе или менѣе медленно, производятъ въ организмѣ старческія измѣненія ранѣе срока, а именно—обусловливаютъ паренхиматозныя перерожденія разныхъ важныхъ для жизни органовъ—желудка, печени, сердца, сосудовъ, мозга, нервовъ, ночекъ, при чемъ дѣятельные элементы этихъ органовъ, отъ которыхъ зависитъ нормальная ихъ физіологическая дѣятельность, замѣняются соединительной тканью, происходятъ уплотненія (склерозы) этихъ органовъ; отъ этого порождается цѣлый рядъ болѣзней, болѣе или менѣе тяжелыхъ, иногда неизлѣчимыхъ. 

Въ организмѣ человѣка есть запасная (потенціальная) энергія, противодѣйствующая заболѣванію разными болѣзнями, особенно заразными; заразныя болѣзни происходятъ отъ низшихъ микроорганизмовъ, но послѣдніе лишь тогда развиваются въ организмѣ, когда находятъ соотвѣтствующую почву для развитія: спиртные напитки какъ разъ и подготовляютъ именно такую почву. Употребляющіе спиртные напитки, при прочихъ одинаковыхъ условіяхъ, скорѣе заболѣваютъ разными болѣзнями, хуже и тяжелѣе переносятъ ихъ и, несомнѣнно, гораздо ранѣе нормальнаго срока умираютъ. Этотъ ядъ буквально губить душу и тѣло человѣка. Онь приноситъ несомнѣнно болѣе вреда, чѣмъ всѣ остальные яды, потому что имъ крайне легко соблазняются (психическая и физіологическая заразы), съ одной стороны, а съ другой—онъ отравляетъ не только пьющаго, но и все его потомство. 

Дѣти употребляющихъ спиртные напитки и составляютъ главный контингентъ вырождающихся (дегѳнѳрантовъ) и выродившихся (дегенератовъ). Ребенокъ, зачатый при опьяненіи отца, а тѣмъ болѣе обоихъ родителей , — несчастный человѣкъ на всю жизнь: онъ предрасположенъ ко многимъ наслѣдственнымъ болѣзнямъ и, дѣйствительно, большею частью одной изъ нихъ и заболѣваетъ (особенно нервными и психическими болѣзнями). „Пьянство **, по мнѣнію геніальнаго государственнаго дѣятеля, покойнаго Гладстона, „производитъ болѣе опустошенія, чѣмъ чума, голодъ и война **; я прибавивъ бы еще сюда; чѣмъ холера, чахотка и сифилисъ, ибо всѣ  эти болѣзни и несчастія, преслѣдующія и истребляющія человѣчество, прямо и косвенно вызываются и всегда поддерживаются употребленіемъ спиртныхъ напитковъ, особенно пьянствомъ. Употребленіе спиртныхъ напитковъ—причина многихъ общественныхъ бѣдствій и несчастій. Оно—причина многихъ преступленій въ частной и общественной жизни; отъ 70 до 80% всѣхъ преступленій совершается на алкогольной почвѣ. Употребленіе спиртныхъ напитковъ ведетъ къ обѣдненію частныхъ лицъ, цѣлыхъ обществъ и всего государства; а бѣдность—причина многихъ болѣзней и разнообразныхъ общественныхъ бѣдствій. 

Смертность въ Россіи громадная сравнительно съ культурными странами; у насъ умираетъ на 1000 отъ 30 до 35 чел., а, нанр., въ Даніи только 17, въ Англіи 16. Дѣтская смертность у насъ особенно велика (она повышаетъ и общую смертность). Сколько вслѣдствіе этого Россія теряетъ матеріально, не говоря уже о совершенно напрасныхъ слезахъ и страданіяхъ! Одна изъ главныхъ причинъ повышенной смертности, особенно дѣтской  —зловредныя питейныя привычки всѣхъ слоевъ русскихъ гражданъ и алкоголизмъ. Въ военномъ и морскомъ быту употребленіе спиртныхъ напитковъ приноситъ громадный вредъ въ мирное и военное время. Отвѣтственное и точное дѣло можетъ быть поручено только совершенно трезвымъ людямъ. У военныхъ и моряковъ пьянство—причина многихъ дисциплинарныхъ проступковъ и преступленій, влекущихъ за собою иногда крайне тяжкія наказанія. 

III.            Перейдемъ къ изложенію идейной активной борьбы съ алкоголизмомъ. Въ борьбѣ этой духовенство наше должно быть крупной силой. Если духовныя лица хорошо усвоятъ вышеизложенное о вредѣ спиртныхъ напитковъ, проникнутся всѣмъ ужасомъ, которому подвергаются въ концѣ концовъ потребители ихъ. сердечно и съ любовно отнесутся къ своей миссіи, какъ проповѣдниковъ идей трезвости, то сами они должны сдѣлаться безусловными трезвенниками; съ этого и слѣдуетъ начинать: проповѣдывать трезвость могутъ только трезвые люди. 

Позволю себѣ изложить здѣсь способъ, которымъ я совѣтую пользоваться для прекращенія употребленія спиртныхъ напитковъ безъ записи въ обществахъ трезвости при церквахъ. Я совѣтую дать самому себѣ слово, зарокъ (самовнушеніе) не пить на извѣстный срокъ, а именно такъ: вначалѣ на 3 мѣс., затѣиь за недѣлю до окончанія срока (безъ перерыва) зарокъ на Ѵз года, далѣе 4 раза на годъ, постоянно безъ перерыва (за „недѣлю до срока"); въ концѣ этого срока (около 5 лѣтъ) организмъ обыкновенно отвыкаетъ совсѣмъ отъ употребленія спиртныхъ напитковъ, и они при этомъ большею частью дѣлаются противными. Способъ этотъ часто дѣйствуетъ съ большимъ успѣхомъ. Его, конечно, можно видоизмѣнять относительно сроковъ, но основа—„безъ перерыва"— должна оставаться. 

Предварительно, до предложенія этого способа, я говорю о вредѣ спиртныхъ напитковъ; формулу этой предварительной бесѣды, краткую или болѣе подробную, легко составить, примѣняясь къ обстоятельствамъ и лицамъ; а затѣмъ уже предлагаю продѣлать самый способъ. Онъ дѣйствуетъ большею частью такъ же, какъ запись въ обществахъ трезвости при церквахъ на извѣстные сроки. Здѣсь видно также, какъ самовнушеніе, внушеніе и вѣра стоятъ близко другъ къ другу. Предлагаю я его пьющимъ небольшія количества спиртныхъ напитковъ, и также тѣмъ, которые почему-либо не желаютъ записываться при церквахъ; далѣе неправославныхъ, и когда я не имѣю времени полѣчить пьющаго болѣе основательно (психотерапіей). Этотъ же способъ могутъ примѣнятъ къ себѣ и духовные пастыри, употребляющіе спиртные напитки (въ томъ или иномъ количествѣ) и желающіе сдѣлаться безусловными трезвенниками, съ несомнѣннымъ успѣхомъ. 

Настоятельно совѣтую пастырямъ въ своемъ словѣ предъ записью въ обществахъ трезвости при церквахъ говорить, чтобы записывались на тѣ или иные сроки (но желаннію) безъ перерывовъ („за недѣлю до срока") въ теченіе 5—6 лѣтъ; тогда записи дадутъ болѣе благопріятные результаты. Общества трезвости при церквахъ съ записью желающихъ перестать пить спиртные напитки должны сыграть у насъ большую роль въ борьбѣ съ употребленіемъ спиртныхъ напитковъ.  

Трезвые люди однимъ присутствіемъ своимъ и примѣромъ непитія производятъ благотворное дѣйствіе на окружающихъ въ смыслѣ воздержанная. И чѣмъ болѣе поэтому будетъ обществе трезвости, тѣмъ шире будет распространяться идеи трезвости. Беседе священниковъ съ трезвенниками на разнообразныя темы изъ этой области *), соотвѣтствующіе беллетристическіе разсказы (частью съ картинами, отброшенными на экранъ волшебнымъ фонаремъ) несомнѣнно, будутъ укрѣплять трезвенниковъ и такимъ образомъ распространять идеи трезвости и въ ширь, и въ глубь въ данной мѣстности. Чѣмъ болѣѳ будетъ такихъ оазисовъ трезвости, тѣмъ вѣрнѣе пойдетъ борьба съ ужаснымъ врагомъ („зеленымъ зміемъ") *) Матеріалы для нихъ можно въ обиліи найти въ журналахъ „Трезвая Жизнь" и „Вѣстникъ Трезвости", а также въ изданіяхъ (масса брошюръ) Ал.-Невскаго Общества трезвости.

 Русскіе хлѣбосольны и любятъ угощать; это—прекрасный обычай, но, кь сожалѣнію, понятія угощать и выпивать у насъ объединились; въ значительной степени и отъ этого зло алкоголизаціи всѣхъ слоевъ русскаго общества такъ обширно и все растетъ. Ни одно угощеніе не обходится безъ выпивки! Изъ сказаннаго выше видно, что спиртные напитки—жестокій ядъ (даже и въ маломъ количѳствЬ) и приносятъ только одинъ вредь, часто непоправимый; развѣ жъ возможно угощать ближнихъ ядомъ? Дѣло въ томъ, что въ обществѣ и народѣ не знаютъ, что ядъ этотъ опаснѣе сулемы и мышьяка; послѣдніе—-открытые яды и въ извѣстной дозѣ убиваютъ сразу; а алкоголь (и напитки изъ него)—ядъ ехидный, убиваетъ большею частью медленно, и не только пьющаго, но и все потомство. Еслибы увѣренность въ этомъ распространялась шире и шире, то употребленіе спиртныхъ напитковъ начало бы уменьшаться, а населеніе болѣе и болѣе трезвѣть, а вмѣстѣ съ тѣмъ крѣпнуть душевно и тѣлесно и богатѣть матеріально. Государственные люди, законодатели и финансисты болѣе и болѣе будутъ убѣждаться, что на отравленіи душевномъ и тѣлесномъ народа нельзя основывать благосостоянія государства, и мысль о томъ, что безъ полученія доходовъ отъ винной монополіи нельзя обойтись, будетъ все болѣе и болѣе ослабляться. А со временемъ и эта мысль замѣнится такою: „да развѣ можно основывать благосостояніе государства на употребленіи отравляющихъ его жителей ядовъ"? Наоборотъ, это ведетъ лишь къ обѣдненію государства. Оно такъ и есть. И только инертность и незнаніе законодателей и финансистовъ въ государствахъ и слабое вліяніе на государственныя дѣла врачей объясняетъ то, что въ Европѣ такъ расцвѣтаетъ и процвѣтаетъ употребленіе алкогольныхъ напитковъ. 

Необходимо такимъ образомъ разъединить понятія „угощать" и „выпивать". Можно угощать всѣмъ, чѣмъ угодно, но никоимъ образомъ не спиртными напитками (ядами). Пора прекратить дурной обычай пить „за здоровье" спиртные напитки (т. е. яды). Сколько въ этомъ трагизма! Можно пить, что угодно (а почему и не „ѣсть") „за здоровье", только никоимъ образомъ не спиртные напитки. Несомнѣнно, съ этимъ обычаемъ предстоитъ упорная и продолжительная борьба. Въ повторномъ разъясненіи этого (разъединеніе понятій „угощать" и „выпивать"), при всякомъ подходящемъ случаѣ, священники наши и могутъ принести громадную пользу. И постепенно зловредный обычай угощать водкой и пивомъ на праздники, особенно большіе (Рождество, Пасха) будетъ болѣе и болѣе выходить изъ употребленія. 

Новые взгляды на спртныѳ напитки и на угощеніе, несомнѣнно, привьются русскому народу. Примѣръ трезвости мы видимъ въ нашихъ старообрядцахъ; онъ долженъ ободрить всѣхъ приступающихъ къ этому великому дѣлу. Со временемъ мы достигнемъ и того идеала, что большіе праздники, семейныя и общественныя торжества, будутъ встрѣчаться безъ батарей бутылокъ вина и безъ ведеръ водки. Миссія сельскихъ священниковъ въ проведеніи изложенныхъ идей будетъ очень плодотворна для народа и окажетъ громадное вліяніе на оздоровленіе и укрѣпленіе его. Несомнѣнно, найдутся такіе энергичные сельскіе священники, которые устроятъ при церквахъ общества трезвости съ записью трезвенниковъ и понемногу выведутъ скверные и безобразные обычаи пьянствовать по нѣсколько дней (до недѣли) на большихъ и т. наз. престольныхъ праздникахъ и на свадьбахъ. Сколько на этихъ праздникахъ и свадьбахъ бываетъ всевозможныхъ безобразій, проступковъ и преступленій!.. Городскіе священники могутъ внести въ другіе слои народа и общества много здравыхъ понятій о вредѣ употребленія спиртныхъ напитковъ; большинство жителей городовъ въ этомъ отношеніи также не просвѣщены. Вслѣдствіе этого устройство обществъ трезвости при церквахъ въ городахъ сь записью трезвенниковъ весьма желательно. 

Жизнь есть рядъ привычекъ. Привычка пить, къ сожалѣнію, сильно распространена среди русскаго народа. Борьба съ ней должна быть неустанная, твердая и рѣшительная. Проповѣдникамъ трезвости необходимо проникнуться трезвыми идеями (сами мч, сдѣлаться полными трезвенниками) и дѣйствовать съ увлеченіемъ и любовью въ этомъ направленіи: труды ихъ тогда будутъ успѣшны и плодотворны. Если изъ 10 церквей въ 1 окажется энергичный и вполнѣ проникнутый вышеизложенными идеями священникъ и устроитъ при церкви общество трезвости сь записью трезвенниковъ, то и это принесетъ громадную пользу въ борьбѣ съ алкоголизмомъ и въ оздоровленіи Россіи. ІІри этомъ, если священникъ, основатель подобнаго общества трезвости, будеть вести активную борьбу съ употребленіемъ спиртныхъ напитковъ, съ внушеніемъ, что и угощать ядомъ нельзя, то привычка нить у русскаго народа начнетъ ослабѣвать: чаще и чаще праздники, семейныя и общественныя торжества и обѣды будутъ проходить безъ спиртныхъ напитковъ. 

Въ дальнѣйшемъ многіе не только не будутъ смущаться, что они не пыотъ и не угощаютъ спирными напитками, но будутъ этимъ гордиться. Дѣйствительно, для первыхъ піонеровъ нужна энергія, чтобы бороться съ вѣковыми привычками—угощеніемъ спиртными наиитками въ извѣстныхъ, опредѣленныхъ случаяхъ; но разъ русскіе будутъ дѣлаться болѣе и болѣе сознательными въ этомъ отношеніи, они рѣшительно оставятъ эти вредныя и скверныя привычки *). 

*) Изъ „Русск. Врача", съ сокращеніемъ. На запросы по поводу активной борьбы сь алкоголизмомъ авторъ готовъ отвѣчать. Адресъ: С.-Петербургъ, Свѣчной переул. д. 5, кв. 22, доктору А. Г. Карчагину.