Читая "Епархиальные ведомости"

Печать

 

alt

Мнение митрополита Филарета Московского о курении табака, выраженное в письме на имя ректора Московской духовной академии, арх. Евгения, по случаю посещения оной принцем Ольденбургским в 1855 году.

Известно Вам, о. ректор, замечание одной Высокой Особы, что в комнатах студентов дух. академии есть запах табака. Неприятно думать, что Особы, которых суждение столь же достойно глубокого уважения, сколь чиста их нравственная мысль, будут видеть между получающими высшее образовование к духовной службе людей, порабощенных суетной прихоти, выдуманной мимо природы. Если против сего нет запрещающего предписания, то потому, что желательно было оказать доверие благоразумию людей уже недетского ума. – Не странно ли, что люди изобрели себе нового рода голод, которого природа не знала, и нового рода пищу, о которой она не думала, посредством привычки сделали себя рабами самой неестественной прихоти и умножили число своих нужд, сделав необходимым излишнее? Изобретение, чуждое порядка природы и благоразумия, перестает ли быть таким потому, что многими принято? – Люди, имеющие притязание на любомудрие, должны ли слепо принимать обычай, принятый другими потому, что они не приняли труда подумать? Древний закон говорит служителям алтаря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику,] (Лев. 10, ст. 9), хотя вино, кроме сего случая, благословлено было к употреблению и даже удостоено быть приносимым к алтарю. Никто не станет спорить, что христианский алтарь требует еще большего благоговения, нежели ветхозаветный. Посему позволительно ли служителю алтаря христианского приносить к нему не запах вина, естественно употребленного, но смрад по неестественной прихоти употребленной ядовитой травы, и не должен ли готовящийся к сему служению предварительно остеречься, чтобы не основать в себе привычки, несообразной с достоинством служения? – О естественном и законном употреблении сказал апостол: ни за что не буду есть мяса вовек, чтобы брата моего не соблазнить. (1 Кор. 8 ст. 13); неужели служащий алтарю, или готовящийся к сему решится сказать: буду угождать неестественной прихоти,– пусть соблазняются? – Скажут ли: предмет маловажный и не требует строгого внимания? Но вы почему же не откажетесь от маловажного предмета, а держитесь за него упорно и хотите, чтобы другие отказались от него в пользу вашей прихоти? Маловажно ли cиe слово: горе тому человеку, через которого соблазн приходит?.. Отдаю cиe на размышление Ваше о вверенных Вашему руководству. Мне надлежало исполнить мой долг: желаю, чтобы и Вы исполнили – Ваш.


 

Казанского епархиального начальства – о мере к отвлечению народа от пьянства и от других обычаев.

Казанский преосвященный сделал следующее предложение своей консистории. «Один из благочинных казанской епархии, в донесении своем о состоянии подведомственного ему благочиннического округа за прошедший 1875 год, говоря о религиозно-нравственном состоянии прихода, между прочим, прописывает, что хотя приходские священники часто говорят поучения в церквах и вне церкви пользуются всеми случаями, чтобы преподать здравое учение своим прихожанам, при всем том грубые пороки еще существуют в народе. Так, пьянство продолжается по-прежнему. Ему предаются крестьяне преимущественно в праздники, во время свадебных пиров, на сырной неделе, начиная с четверга и кончая воскресеньем, во время так называемых помочей, бывающих летом при уборке с полей хлеба, и обыкновенно устраиваемых в воскресные и праздничные дни, к явному оскорблению святости сих дней, когда, вместо храма Божия, люди отправляются в поле на работу с грешною мыслью после работы напиться пьяными, как и действительно напиваются. Пьянство бывает также при отдаче молодых людей в рекруты, ограничивающееся, впрочем, преимущественно кругом родных отдаваемого. За сим благочинный описывает несогласный с духом христианства образ препровождения вечеров на святках у простого народа. В эти святые дни, когда христианам приличествует вести себя наиболее благопристойно, по словам благочиниаго, молодые люди обоих полов наряжаются – мужчины в женские, а женщины в мужские одежды, и в таком виде ходят из дома в дом, поют, пьют, пляшут и говорят непристойные речи, и бывает шум и крик как в домах, так и на улицах. Чтобы отвлечь народ от такого безобразия у себя в приходе, благочинный со своим помощником, при участии некоторых благочестивых прихожан своих – местных землевладельцев, открыл на святках вечерние собрания, на которых читались статьи религиозно-нравственного содержания, либо направленные к искоренению в народе суеверий или противо-христианских обычаев, предлагаемы были также статьи, относящиеся к сельскому хозяйству или объясняются явления природы. Чтобы не утомить внимания слушателей, чтение сопровождалось пением церковных песней, которое исполнялось хором из детей прихожан, при некотором участии умеющих петь из собравшихся. Успех этой меры был очевидный и весьма утешительный; прихожане обоего пола и всякого возраста охотно посещали собрания в продолжении всех святок; некоторые собрания были особенно многочисленны, состоя более чем из 200 человек; но что в особенности важно – хождение по домам наряженных почти прекратилось; везде стало тихо и в домах, и на улицах. Изложенное о. благочинным относительно религиозно-нравственного состояния прихожан в его округе, сколько известно, не ограничивается какою-либо известною местностью, а более или менее распространено повсюду, составляя общий недостаток русского народа. И по донесениям других благочинных видно, что нетрезвость есть преобладающей порок в нашем народе, весьма трудно врачуемый всеми принимаемыми против него мерами. Обычай предаваться разгулу в известные времена, как на сырной неделе, при помочах, при отдаче в рекруты детей, есть явление, очень знакомое всем. Не менее известен и обычай наряжаться на святках в маски и ходить по домам с шумом и криком, пением песен и проч. Не сомневаюсь, что многие из приходских пастырей казанской паствы, смотря на cиe, глубоко скорбят и по возможности, посредством церковной проповеди, стараются ослабить развитие пьянства в народе и вывести из употребления обычаи, подобные описанным. Но некоторые, сколько мне известно, смотрят на пьянство и на существующие издавна в народе нехристианские обычаи довольно равнодушно, считая сие неизбежным злом, к искоренению или ограничению которого они находят себя бессильными. Доходили до меня слухи, что в иных местах есть обычай даже и у священно-церковно-служителей созывать к себе на помощь народ в дни праздничные, хотя и после службы церковной, но, разумеется, с обычным при сем угощением. Все сие побуждает меня вновь напомнить приходским пастырям, дабы они всемерно усилили свою пастырскую деятельность, направив оную к искоренению усиливающегося в народе пьянства и грубых, противохристианских обычаев, каковы указаны выше. С этою целью пусть они и в церковной проповеди, и в частной беседе, при всяком удобном случае возможно чаще касаются сего предмета, убеждая прихожан к составлению приговоров о закрытии у себя питейных заведений и прекращения пьянства, чему примеры есть уже в казанской епархии, а также об оставлении как вообще дурных обычаев, так в частности и упоминаемых в означенном донесении о. благочинного. Чтобы успешнее достигалась эта цель, пусть оо. иереи обратятся к участию и содействию почетнейших и наиболее влиятельных лиц в приходе – из самих ли прихожан или только проживающих в приходе. Что же касается собственно до уничтожения обычая наряжаться на святках и вообще проводить святочные вечера, как и другие праздники, в буйном и бесчисленном веселье, то желалось бы, чтобы пример благочинного, открывшего в своем приходе вечерние собрания на святках, нашел себе подражателей, и чтобы мера, употребленная им для отвлечения народа от обычных святочных безобразий, как уже оправданная опытом, имела применение в других приходах. Предлагаю консистории дать по сему циркулярное предписание приходским священникам казанской епархии, и для чтения народу в праздничные и воскресные дни рекомендовать выписывать весьма полезное и дешевое – 1 руб. 60 коп., с доставкою в год – еженедельное издание «Общества распространения полезных книг в Москве» (Изв. по казан. епарх. № 8).