Жемчужина, найденная в паломничестве - Братство Трезвение

Жемчужина, найденная в паломничестве

В этом году я, готовясь к паломнической поездке в город Змеиногорск Алтайского края, познакомилась с историей жизни и служения настоятеля местного храма, расстрелянного большевиками в 1938 г., протоиерея Афанасия Шевелкова. Более всего меня заинтересовало его служение по борьбе с винопитием. Начиная с 1909 года он вместе с причтом начинает активное противостояние пьянству в селе Хлопуновском, в котором он тогда служил дьяконом.

Об этом можно прочесть в Томских Епархиальных Ведомостях за 1913 г.:

 Для уменьшенія и прекращенія пьянства въ с. Хлопуновскомъ, сопровождаемаго драками, плачемъ, стонами и почти ежегодными убійствами, причтъ при участіи учителей мѣстной церковно-приходской школы рѣшилъ выйти на открытую борьбу съ этимъ страшнымъ источникомъ различныхъ бѣдъ и всякаго зла, для каковой цѣли 3-й годъ знакомитъ прихожанъ съ вредомъ алкоголя, устраивая при школѣ дневныя, и вечернія чтенія съ туманными картинами, ясно иллюстрируя всю пагубность пьянства. Результатомъ чего явилось въ нѣкоторыхъ прихожанахъ сознательное отношеніе къ трезвой жизни; замѣчая это, причтъ рѣшилъ, съ Божіей помощью приступить къ открытію Общества трезвости, покровителями онаго избравъ Святыхъ Тріехъ Святителей, Великихъ Учителей воздержанія, въ честь и славу которыхъ освященъ храмъ въ селѣ[1].

В 1913 г., уже будучи рукоположенным во священника, о. Афанасий при подготовке к открытию Общества трезвости, начиная с последней недели Рождественского поста, за каждым богослужением читал поучения и проводил беседы о вреде пьянства. Его усилия не прошли даром, и некоторые прихожане изъявили желание вступить в будущее Общество трезвости.

Открытие Общества о. Афанасий решил приурочить к началу Нового года как символу обновления жизни. Для вдохновения своих прихожан он первым перед Святым Крестом и Евангелием дал обет не употреблять никаких спиртных напитков. Его примеру последовало в тот день еще 50 человек, а в конце мая того же года их было уже 121 чел. При общем числе жителей села (по переписи 1911 г. в нем проживало 2335 чел., включая женщин и детей, в 319 дворах) это приблизительно каждый десятый взрослый.  Общество трезвости о. Афанасия в Змеиногорском уезде было самым большим по численности. Для сравнения в с. Риддерское того же уезда на 5304 прихожан (перепись 1909 г.) трезвенников было 80 человек, к началу 1911 г. их число сократилось до 56 чел. В с. Золотухинское на 3260 жителей в 1906 г. приходилось 40 чел., к январю 1911 г. их осталось только 27. А во всей Томской епархии к 1913 г. было открыто 102 общества трезвости, в состав которых в 1912 г. входило не более 1,6 % всего населения губернии.

По возвращении домой я выяснила, что в Томской губернии борьба с пьянством в отличие от Европейской части России началась очень поздно, только после принятия указа Синода о содействии правительству в борьбе с пьянством (10 августа 1889 г.). А всерьез этим занялись еще позже, в 1909 г., после выхода указа Синода о борьбе с алкоголизмом. Как правило такие общества возникали только там, где имелась личная инициатива самого духовенства. Борьба с пьянством повсеместно встречала враждебное отношение, и особенно со стороны крестьян. Удивляться этому не приходится. Попойки в конце XIX в. случались уже не только на праздники, свадьбы и поминки, но и на мирских сходах.  К началу ХХ в. такие сходы созывались сельскими старостами преимущественно в воскресные и праздничные дни и часто прямо во время литургии.

Духовенство жаловалось, что несмотря на то, что на встречи, где проводились чтения «с волшебным фонарем» народу набиралось битком, желающих вступать в общества трезвости было очень мало. Прихожан подолгу приходилось убеждать в необходимости принятия такого решения. Обычными отговорками были следующие: «Да я и так мало пью», «и так воздержусь, как захочу», «а почему в других приходах этого нет?» и т.п. Часто отказ аргументировали тем, что «надо девку пропивать (т.е. дочь выдавать замуж), «солдат скоро вернется со службы», «приходит срок сына в рекруты сдавать».

На этом фоне тем более ярким выглядит опыт о. Афанасия, который сумел своим примером убедить многих прихожан и уберечь их от страшного недуга пьянства.


[1] Томские Епархиальные Ведомости № 6 от 15 марта 1913 года. С.341-343. Цит. по ст. «Шевелков Афанасий Маркианович — последний протоиерей Змеиногорского собора» виртуального музея «Змеиногорский Кунстштат» (https://ok.ru/zmeimuseum/statuses/156991185306486)

Лариса Ясонова

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.