Пьянство и трезвость в русской литературе и изобразительном искусстве - Братство Трезвение

Пьянство и трезвость в русской литературе и изобразительном искусстве

22–23 января с.г. под председательством епископа Глазовского и Игринского Виктора состоялось заседание трезвеннической секции XXXII Международных Рождественских образовательных чтений – церковно-общественного форума Русской православной церкви в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. Основным в первый день работы секции был доклад Александра Михайловича Копировского, канд. пед. наук, зав. кафедрой Свято-Филаретовского института, сопредседателя православного братства «Трезвение».

А.М. Копировский. Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Прежде всего благодарю за честь первому выступить на таком заседании.

Наша секция называется «Трезвый образ жизни в православии и отечественной культуре», и моя тема прямо связана этим названием: я буду говорить о произведениях классической литературы и изобразительного искусства в ее контексте. Тема широкая, невероятно широкая, она, конечно, не для одного небольшого выступления. Но, к моему удивлению, когда я стал ею заниматься, оказалось, что материала для нее не так уж много. То, что можно было бы назвать или показать прямо, ярко и убедительно по поводу трезвого образа жизни, – и в русской литературе, и в русском изобразительном искусстве практически отсутствует.  Зато есть в большом количестве яркие образы пьянства и алкоголизма. Вывод из этого и соответствующее предложение я постараюсь сделать в конце своего доклада.  

 Прежде всего несколько слов о русской классической литературе. Начинается она, естественно, с Пушкина. Но для нашей темы можно было бы рассмотреть и одно значительно более раннее литературное произведение XVII века, которое называется «Праздник кабацких ярыжек» или «Служба кабаку». Оно известно исследователям, о нем есть специальные научные работы (в т.ч., академика Д.С. Лихачева и его коллег в книге «Смех в Древней Руси»). В нем иронически представлена, точнее, спародирована, церковная служба, состоящая из элементов вечерни и утрени, которая как будто происходит в некоем собрании пьяниц. Мысль создателей этого текста была в том, чтобы заклеймить пьянство, показать, что оно тоже в некотором смысле «богослужение», но понятно, обращенное не к Богу, а совсем наоборот. Исследователи подчеркивают, что никто не предполагал смеяться над богослужением. Но, думаю, все понимают: если вместо «мир всем» говорится «пир всем», а вместо «аминь» – «опрокинь», то все равно получается пародия на церковную службу. Т.е., хотели как лучше – посмеяться над пьяницами и, тем самым, устыдить их, а в результате получилось как всегда…   

Теперь о Пушкине. У него есть замечательная повесть «Станционный смотритель», думаю, ее помнят многие.

Там речь идет о человеке, как бы сейчас сказали – «дежурном» по станции, где проезжие заменяют уставших лошадей на свежих, и о его дочери Дуне. Показана обычная, довольно скучная жизнь, которую Дуня смотрителю скрашивает, да еще и поддерживает, защищая его от нападок проезжающих господ. Но вот она уезжает с гусаром, и смотритель быстро спивается. Его визит к дочери и гусару в Петербург ни к чему не приводит, он быстро умирает, дочь приходит на его могилу и рыдает там. Вот, собственно, и весь сюжет. Конечно, повесть впечатляет, затрагивает до глубины души, ведь Пушкин – везде Пушкин, т.е., написана она очень сильно. Однако никакой прямой пропаганды трезвого образа жизни здесь, конечно, нет – рассказ идет вообще о трагизме в человеческой жизни.

  Перечисляем дальше: Тургенев, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Лесков, Достоевский, Чехов, у которых названная тематика присутствует. Заметим, что у Льва Толстого ее практически нет: он был пропагандистом трезвого образа жизни не в произведениях литературы, а в публицистике. Названные же выше писатели тему пьянства затрагивали и, надо сказать, довольно основательно и художественно.  

Начнем с Тургенева. Все знают его «Му-му».

Там яркий персонаж не только Герасим – безусловно положительный герой, – а еще и башмачник Капитон, законченный пьяница. Писатель говорит о нем с некоторым сочувствием и сожалением. Но Капитон при всех своих положительных чертах так и не выходит из нетрезвого состояния.  

Читаем Салтыкова-Щедрина роман «Господа Головлевы». Все помнят главное действующее лицо – Иудушку, живое собрание многих пороков. Он, правда, не пьет, но два его брата, младший и старший, пьют без всяких попыток вырваться из этого состояния. У Иудушки, в конце концов, что-то подобное покаянию происходит: он ползет зимой на могилу матери и там, у ее креста, замерзает. Но его братья как были, так и остаются пьяницами.  

Поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» все тоже хорошо знают.

В ней, в частности, есть живое описание, как крестьяне, искатели того, «кому живется весело, / вольготно на Руси», собираются в кружок и бурно, до ссоры, спорят. Но «пошла по жилам чарочка – / и рассмеялась добрая / крестьянская душа!». Однако все равно потом между ними начинается драка, причем драка страшная – на что обычно не обращают внимания, когда читают Некрасова.

   У Достоевского описаний пьянства уже очень много. Может быть, кто-то знает, что его знаменитый роман «Преступление и наказание» даже имел первоначально другой сюжет и другое название – «Пьяненькие».

И главным героем в нем должен был стать не Раскольников – убийца старухи-процентщицы, а Мармеладов, несчастный, спившийся человек, сохранивший, однако, такие человеческие качества как доброту, веру и надежду на Бога. В окончательный вариант романа вошли его пронзительные слова о том, что Господь во Втором пришествии сначала призовет праведников в Царство Небесное, а потом скажет: «Выходите, пьяненькие, выходите, слабенькие… приидите и вы!». И на недоумение праведников ответит: «… потому что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…». Потрясающая до слез сцена, которую пьяный Мармеладов завершает искренним воплем: «Господи! Да при-идет Царствие Твое!». Но для пропаганды трезвости ее использовать, мягко говоря, трудно.  

Если же говорить о «Братьях Карамазовых», то там Федор Павлович, главный антигерой, пьет почти непрерывно.

Он и не то, чтобы пьет – он «поддает» все время, причем очень сочно, вдохновенно и предлагает спиртное другим. Мы даже сделали выборку у себя на братском сайте под названием «Братья Карамазовы и коньяк». Там, правда, упоминается не только коньяк, но и пунш, и ром, и все что угодно. А вот прорыва, выхода из этого беспробудного «поддавания», нет. Точнее, он есть – но это выход вообще из обыденной жизни, например, в каторгу – как у Мити Карамазова.

Я нашел только два текста, где ясно говорится о преодолении главным персонажем алкоголизма: у Лескова в «Очарованном страннике» и у Чехова в рассказе «Нищий».

Герой Лескова Иван Северьянович Флягин, начинает в юности свою «самостоятельную» жизнь со случайного, а с другой стороны – не очень случайного убийства (монах, которого он для забавы хлестнул кнутом, упал с телеги, попал под колеса и умер). Вся его жизнь затем – перечень тяжелых, а часто просто страшных событий на фоне постоянного пьянства. В конце концов, он перестает пить и приходит в монастырь, где его жизнь становится во всех смыслах человеческой. Бросает он пить после чего? После алкогольного психоза, случившегося с ним в результате белой горячки. Но рекомендовать такое как метод расставания с алкоголем ни в коем случае нельзя! Современные наркологи в один голос утверждают: после алкогольного психоза даже те, кто его переносит и не умирает, продолжают пить. Так что это фантазия писателя.  

Второй момент – в рассказе Чехова «Нищий».

Это рассказ несколько неожиданный для Антона Павловича, без язвинки. В нем некий чиновник видит пьяницу-попрошайку и вспоминает, что тот уже просил у него деньги под другой «вывеской», т.е. ловит на попытке обмана. Он его обличает, ругает и в насмешку говорит – не хочет ли тот лучше за полтинник дрова порубить? Пьяница вынужден согласиться, хотя ему этого совсем не хочется, да он и не может –  у него руки трясутся. Кухарка, которой приказано отвести его в сарай, со злобой швыряет ему под ноги топор. Но через некоторое время она приходит и сообщает, что все дрова порублены, можно дать полтинник. Хозяин платит и приглашает пьяницу прийти еще раз. Тот приходит, дрова опять порублены и т.д. Спустя некоторое время хозяин рекомендует его знакомому для работы по переписке, видя, что он, как говорится, «встал на путь исправления». А спустя некоторое время встречает этого человека не просто трезвым, но достаточно прилично одетым, более того – покупающим билет в театр (!). И говорит ему: ну, вот, как хорошо, у тебя жизнь наладилась, это ведь я тебе помог. Тот соглашается, благодарит, но замечает: на самом-то деле спасла меня Ваша кухарка Ольга, которая меня все время ругала, но при этом за меня дрова рубила. И называет ее «благородной женщиной». Замечательный, трогательный рассказ! Но на нем тоже не построишь какого-то серьезного свидетельства о возможности перехода пьяницы к трезвому образу жизни…  

От литературы переходим к произведениям живописи.

Покажу вам несколько иллюстраций картин в русле той же самой тенденции: практически нет примеров трезвости, зато огромное количество негатива на тему пьянства. Положительный образ трезвой жизни я нашел только один. Это произведение малоизвестного художника Акима Карнеева, созданное в 1860 году, которое называется прямо по нашей теме: «Общество трезвости. Зарок не пить».

Картина небольшого размера. Она находится далеко от известных музейных центров, в Калининграде, в Русском центре искусства. На столе, покрытым белой скатертью, стоит икона Спасителя, вокруг стола сидят крестьяне. Они подписывают принятие обета трезвости. А справа один из принявших обет поднимает над головой огромный штоф с водкой и сейчас его разобьет. Все очень благостно, написана картина красиво – но уверенности в том, что она окажет сильное воздействие на видевших ее, нет. 

Почти одновременно, в 1861-м году, широко известный художник Василий Перов написал совсем другую картину, тоже относящуюся к нашей теме – «Сельский крестный ход на Пасху».

Эта картина тоже невелика по размеру. Но она находится в Третьяковской галерее, да и по многим другим причинам ее известность неизмеримо выше предыдущей. Картину Перова многократно репродуцировали, широко обсуждали – ее знают все.  По направлению она относится к «критическому реализму». И в самом деле, критики в ней хоть отбавляй – ведь изображенный здесь священник, да и все остальные участники крестного хода, отвратительны, поскольку изображены пьяными. Это не пасхальный крестный ход вокруг храма, как думают многие. Но все же происходящее – печальная реальность. Изображен обычай обхода священником в течение Светлой седмицы деревенских жителей, которых он поздравлял с Пасхой, а они жертвовали ему при этом деньги и продукты. По устоявшейся традиции, священнику в каждом доме обязательно наливали рюмку, а то и стакан водки или вина. И попробовал бы он не выпить! Он, во-первых, не получил бы пожертвований, а во-вторых, – с ним просто перестали бы общаться, считая его отказ «неуважением» к их дому. Этот порочный круг и приводил к тому, что изображено на картине. А зрители, видя ее, считали, что это норма, что так бывает везде и всегда. По цвету картина довольно мрачная, она – отнюдь не шедевр живописи. Но негативный эффект – не столько по отношению к пьянству, сколько к изображенным на ней персонажам, а косвенно – и к церкви, она вызывала и вызывает до сих пор…

В 1880-е годы наступает эпоха расцвета русского искусства, появляются такие выдающиеся мастера живописи как Илья Репин. Вот один из его шедевров – портрет композитора Мусоргского.

Он в Третьяковской галерее, большого размера. Даже те, кто не знает жизни Мусоргского, может по его лицу сразу понять, что с ним происходит. Увы, этот великий русский композитор был алкоголиком. Его даже выселили из квартиры, которую он снимал, за неуплату и приняли только в больницу. Репин успел написать его портрет там всего за четыре сеанса. Жить композитору осталось немногим больше недели…

В чем сила этого образа? С одной стороны, показано разрушение человеческой плоти. Но с другой – сохраняется личность, ее достоинство, значительность. Видно, что Мусоргский не поддается болезни, он остается человеком даже перед лицом близкой смерти. Но это максимум впечатления при всей высокой художественности портрета: надежды на что-то иное он не дает.

Автор следующей картины – также известный художник Владимир Маковский. Написана она в 1892 году, ее называние «говорящее» – «Не пущу!».

Сюжет предельно прост: некий человек хочет войти в пивную лавку. Его жена, рядом с которой стоит маленький сын, раскинув руки, закрывает собой дверь. Но по позе мужчины видно, что он не отступит. Картина довольно известна, она широко представлена в интернете. А посмотреть ее в оригинале не удастся, т.к. она находится в Киеве, в музее, который раньше назывался Музеем русского искусства, а сейчас переименован в «Национальную галерею».

Этот образ явной победы порока вызывал настолько сильное впечатление, что картину тогда запретили к показу. Конечно, запрет – не решение проблемы, но отчасти понять запрещавших можно. Потому что здесь показана полная безысходность ситуации. До революции подобных сюжетов в живописи было очень много. Разные художники писали картины, в которых было ярко представлено пьянство и его последствия, но не выход из него.

Что касается советского времени, то выдающихся художественных произведений на эту тему вообще не существовало. Были только плакаты, в которых прекрасные как боги советские рабочие гвоздят огромными кулаками мерзких пьяниц, которые больше похожи на червяков. «Пьянству – бой!» с ожиданием, что оно вот-вот будет побеждено. Как будто авторы этих плакатов не видели того, что происходило вокруг них – что пили отнюдь не только изображенные ими жалкие персонажи. Маяковский вспоминается: «Ну, а класс –  он жажду заливает квасом? / Класс – он тоже выпить не дурак». Но такого никто не показывал.

Зато по окончании советского времени некоторые художники из тех, что, раньше прославляя советский строй, писали произведения в духе «социалистического реализма», переключились на «обличительные» сюжеты. Сейчас вы увидите один их таких сюжетов, созданный Гелием Коржевым, очень известным в советское время художником, автором хрестоматийных полотен, например, триптиха «Коммунисты» (в т.ч. многократно его тиражированной части «Поднимающий знамя»), «Опаленные огнем войны» и т.п.  В 1998 году Коржев пишет картину, изображающую двух людей, мужчину и женщину, окончательно спившихся алкоголиков.

Рядом с этим живописным полотном картина Маковского «Не пущу!» смотрится как произведение значительно более глубокое. В ней есть драматическое противостояние, а человек, который пытается войти в пивную, еще имеет человеческий образ, видно, что он не из низов. Здесь же ситуация хуже некуда.

Предварительно хотелось бы акцентировать две вещи. Как вы думаете, какого размера эта картина? 2 метра высотой и 1,2 м шириной! Т.е. это монументальное полотно – на такой сюжет? Это значит, что художник говорит: вот вам результаты того, что советский период кончился. Это, конечно, ложь. Как будто того же самого не было в советское время… Второй момент. Как эта картина называется? Я подскажу. Ее название – имена и отчества обоих персонажей. Таких людей именовать по отчеству по меньшей мере странно, однако для художника это принципиально, его название, как и у Маковского, «говорящее», оно придает образу дополнительный смысл. Есть предположения? Понимаю, угадать трудно. Она называется «Адам Алексеевич и Ева Петровна» (!). Т.е. это даже не намек, а нечто гораздо большее. Называя своих персонажей библейскими именами первых людей, художник, исчерпав чисто художественные средства, переходит к обобщениям, которые невозможно обосновать. При этом, повторю, Коржев – мастер, художник высокого класса. Но к тяжелой теме алкогольной зависимости он здесь подошел очень поверхностно.

Последняя картина на эту тему, которой я сегодня вас порадую, – еще более жесткая, откровенно брутальная – принадлежит кисти Василия Шульженко. Это весьма пожилой человек, 1949 года рождения, с художественным образованием, член Союза художников. Но направление в живописи, избранное им, весьма специфично. Таких художников обычно иронически именуют «широко известные в узких кругах». Но эти «узкие круги» у него простираются до различных стран Западной Европы, а особенно его любят в Америке. Картины Шульженко с удовольствием покупают не только в частные собрания, но даже в собрания некоторых зарубежных музеев. Почему – сейчас поймете. 

Картина, которую я покажу, можно сказать, наиболее «благопристойная» из написанных им на тему пьянства. Другие я просто не могу показывать. Она написана в 1989 году и называется «Пивная».

Даже на первый, беглый взгляд видно, что на ней изображен какой-то ад, беспросветный мрак. С картины на зрителя, как будто зашедшего в эту пивную, смотрят уже не пьяницы, хотя бы отдаленно сохранившие человеческий облик, а какие-то монстры, чудовища. Когда автора спрашивают, почему он изобразил завсегдатаев пивной такими, он отвечает: они такие и есть. Более того, он говорит: «мы такие и есть» (!). Понятно, почему подобные произведения хорошо покупаются в Америке – они формируют соответствующее отношение к русским. Но если бы вы знали, сколько положительных, сочувственных отзывов наших соотечественников есть в интернете на эту картину, то сильно бы удивились. Да, правильно, пишут они, так и надо, мы – такие…

Направление в живописи, которое развивает, в частности, В. Шульженко, получило название «гротескный реализм». Анализировать его здесь не имеет смысла, можно лишь подчеркнуть, что в нем хорошо известная в советское время тема «пьянству – бой!» доведена до абсурда. И поэтому использовать ее для пропаганды трезвого образа жизни не представляется возможным.

 Подводя итог, хочу внести радикальное предложение: показанные здесь картины, – и единственную, благостно представляющую переход к трезвой жизни, и устрашающие образами пьянства и его последствий, как и все подобные им, – для борьбы с алкогольной зависимостью не использовать. Для этого нужны совсем другие произведения искусства – светлые, яркие, глубокие, говорящие о непостижимой разумом тайне, явленной через красоту сотворенного Богом мира и человека. Я несколько десятков лет занимаюсь преподаванием в этой области и знаю, как может вдохновить человека на перемену жизни художественное произведение. Но с одним условием: если не использовать при его показе назидательной интонации, не превращать изображение во вспомогательный материал к той или иной заранее заготовленной «морали», не пытаться непременно объяснить, как его нужно правильно понимать. Достаточно просто поставить человека перед таким изображением и вместе посмотреть на него и поговорить о нем. Для этого не обязательно идти в музей. Для начала более чем достаточно того, что есть в наших храмах: мозаики, росписи, иконы. То, что это далеко не всегда шедевры – не имеет значения. Главное – повторюсь, – не пытаться сразу растолковывать их смысл и содержание. Произведения искусства, особенно церковного, подействуют сами. Полученное от встречи с ними ощущение неожиданного открытия, радости общения с увиденным может оказаться едва ли не самым эффективным способом формирования трезвого образа жизни. По крайней мере, его профилактикой. 

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.