Когда пропадает совесть - Братство Трезвение

Когда пропадает совесть

Помнится, была у Салтыкова-Щедрина такая сказка – «Пропала совесть» (написана в 1869 году). В ней сказано о том, как облегченно вздохнули «мудрые мира», освободившись от совести. И что эту бедную изгнанницу, растоптанную ногами прохожих, поднял «несчастный пропоец» в надежде выручить что-то от ее продажи на спиртное. И началось: он стал оживать на глазах и увидел себя, как есть, в блевотине. А вернувшаяся память подсказала ему подробности прежнего жестокого его поведения, подогретого алкогольными парами. И вот – отступили его страхи, полились слезы, а в ответ – хохот окружающих, которые не понимают, что происходит с пьяницей.

Он не выдержал, решил сбыть совесть еще кому-нибудь. Так она долго переходила от одного к другому, и каждый стремился поскорее от нее избавиться, пока ее, в конце концов, не определили к маленькому ребенку. После чего автор сделал вывод: «Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая, и захочет распоряжаться всем сама». Такой вот получился у автора идеал будущего общества России. (Саму сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина см. по ссылке: https://ilibrary.ru/text/1259/p.1/index.html)

И думаешь: автор начал историю совести с пьяницы, который потерял свое имя. А за потерей имени — ужас положения зависимого человека, привыкшего к своей бессовестности. И даже если он вдруг опомнится, то остается одиноким, и его сопровождает только хохот окружающих.

   Эта ситуация напоминает финал гоголевского «Ревизора» со знаменитой фразой: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!», которая призывает посмотреть на самих себя и вспомнить о своих грехах. 

   Что же касается позиции автора, он почему-то верит в ребенка и не верит в нас, взрослых.  Но разве жизнь по совести невозможна для взрослого человека, будь он до этого хоть распоследним пьяницей? Ему достаточно лишь осознать в падении свое «дно» и открыть Богу израненное сердце. Главное, чтоб близкие родственники при этом не уподоблялись хохочущим персонажам сказки…

Тамара Тябут

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.