М. В. Д. циркулярно.
НАЧАЛЬНИКА
ВИЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ
ПО КАНЦЕЛЯРИИ
Отделение I-е
Марта дня 1859 года,
г. Вильно
Г. министр финансов, получив донесение, что католическое духовенство Ковенской губернии, без ведома правительства, учредило братство, причиняющее вред казенным доходам, просит г. виленского военного губернатора и генерал-губернатора гродненского и ковенского о недопущении образования сих братств во вверенной мне губернии.
Г. генерал-адъютант Назимов, препроводив ко мне присланное министром финансов представление виленской казенной палаты, что римско-католические священники начали проповедовать о трезвости, заставляя самыми понудительными мерами прихожан своих публично выполнять в костелах присягу о неупотреблении горячих напитков, угрожая, в противном случае, недопущением к исповеди, причастию св. тайн и христианскому погребению, – поручил мне предписать городским и земским полициям иметь строгое наблюдение за недопущением образования в ведомстве их братств или обществ в противность закона (164 и 169 ст. Уст. о пред. и прес. прест.[1]).
О чем извещая ваше высокоблагородие к точному исполнению, предписываю, в случае образования в ведомстве вашем недозволенных законом братств или обществ трезвости, и равно о употреблении духовенством для удержания прихожан от пьянства понудительных мер, каждый раз тотчас же рапортовать мне.
Гражданский Губернатор
Старший Помощник Правителя Канцелярии
Итак, в России нельзя быть трезвым, не вредя казенным доходам! Откуда же после этого русскому человеку взять уважение к понятию: казна? Разумеется, такую безнравственную казну надо теребить, грабить, презирать; она только этого и достойна. Неужто казна, развратитель народа, имеет, в самом деле, что-нибудь общее с понятием государственной казны? Государственная казна есть центр, куда стекаются общественные сборы и откуда расходуются на общественные нужды, а казна, которая становится жандармом, палкой, понуждающей людей к разврату, – это просто гнусный грабитель, а не казна. Видите ли, попы католические угрозой понуждают народ к трезвости! Это очевидно клевета; но допустим, что это так, то чем же они виновнее губернатора, который угрозой понуждает народ к пьянству? Первые еще могут быть благонамеренны, а последний наверно мерзавец. И все это делается по предписанию министра финансов, потому что ему откупщики дают взятки!
И все делается с ссылкой на закон! Ст. 164 Т. XIV, запрещающая без ведома или согласия правительства заводить в городе общества, товарищества, братства или иное подобное собрание.
Общество трезвости делается не без ведома правительства, потому что оно делается гласно; оно слишком невинно, чтоб скрываться; как бы смутно и нелепо ни была написана эта 164 ст., но не много чутья нужно, чтоб понять, что тут дело идет не об обществе трезвости. Такая ссылка на статью есть грубое, безнравственное неуважение к закону.
Ст. 169 говорит о тайном обществе, имеющем цель государственную; – где же в обществе трезвости тайное общество и где цель государственная? Да и за самое тайное общество ст. 169 предписывает полиции отсылать учредителя общества к суду; а тут предписывается полицейская строгость без всякого суда, и начальник губернии смеет ссылаться на закон! Что за гадкая ложь!
А обвинение католического духовенства до такой степени солгано, что администрация преследует общества трезвости не только в Виленской губернии, но и в Калужской, где нет католического духовенства, и в других совершенно православных губерниях, где попы сами пьют и никого не удерживают от пьянства.
«Колокол», ч. II, лист 44, 1 июня 1859 г., с. 364–365
[1] Устав о предупреждении и пресечении преступлений.