Что значит «Реализовать духовное призвание»? - Братство Трезвение

Что значит «Реализовать духовное призвание»?

Интервью духовного попечителя братства «Трезвение» свящ. Георгия Кочеткова

14 февраля 2007 г. Исполнилось 3 года со дня создания Православного братства «Трезвение» (БТр). Братчики БТр задали о. Георгию Кочеткову, духовному попечителю братства, несколько вопросов о том, как он видит жизнь братства за прошедшие 3 года, каковы трудности и проблемы в жизни братства, какие новые духовные перспективы открываются для «трезвенцев» в ближайшем будущем.

Освобождение от инерции прошлой жизни

О. Георгий с большой  с радостью отметил, что время, прошедшее с момента основания БТр, не прошло втуне. Он сказал, что совершенно промыслительно возникшее БТр оказалось очень важной составляющей жизни Содружества в целом. На протяжении многих лет его как пастыря беспокоила и буквально угнетала проблема того, что слишком многие люди, даже обратившись к Богу и войдя в церковь, часто не могут избавиться от дурного наследия прошлой нетрезвенной жизни, хотя, конечно, вхождение в церковь совершалось после полноценного взрослого оглашения, которое проходили все члены БТр. Да, благодаря этому оглашению очень многие духовные проблемы, как правило, оказываются разрешены, грехи очищены, исправлены по-настоящему; искреннее покаяние приносит свои плоды. Тем не менее, призраки старой жизни, если она слишком была отравлена смертными грехами всякого рода нетрезвенности, часто продолжают мучить людей после обращения, лишая их сил и возможности полноценно служить Богу и Церкви, людям. Раньше братчики с такого рода проблемами часто оказывались словно на обочине братской жизни, ощущали свою неполноценность и несвободу. Существование же БТр реально помогает освобождаться от этой «зацикленности» на себе и своем, от зловещей инерции прошлой небожеской жизни. И это не просто слова, а реальное действие Духа, которое подтверждается свидетельствами других братчиков, не входящих в БТр.

 Служение Богу и людям 

О. Георгий упомянул о письме, которое он недавно прочитал. В нем одна из сестёр с благодарностью отзывалась о той радости и силе молитвы, которая присутствует на богослужениях, регулярно совершаемых членами БТр. Это очень хороший знак верного устроения жизни, когда братчики заботятся не только о самих себе, об укреплении себя в духе трезвенности и сопротивления всякому злу и искушениям (что, конечно же, совершенно необходимо), но и начинают потихоньку служить Богу и другим людям.

Очень важной для всего Содружества оказалась решимость, проявленная членами БТр в свободном и ответственном взятии личных обетов, которые в настоящее время оказываются совершенно необходимы для всякого человека, не только желающего окончательно освободиться от недоброго и некрасивого наследия своей прошлой жизни, но и раскрыть, реализовать свое призвание личностно, в полноте служа Богу и Церкви.

О. Георгий также с радостью заметил, что БТр начало и развивает хотя и небольшую, но самостоятельную издательскую деятельность, которая заключается уже не только в регулярном выпуске листка БТр, который читается с интересом в Содружестве, но и небольших изданий (как, например, недавно выпущенная брошюрка с симфонией на тему трезвенности и трезвения в Св. Писании).

 Церковная ответственность 

Конечно, немало ещё существует всякого рода проблем. Ещё есть братчики, которые не могут удержаться в нормальной трезвенной жизни, скатываясь к старым грехам, нарушая свои же обеты, данные Богу и Церкви. Но, слава Богу, церковная забота и ответственность, молитва других помогает людям подниматься и продолжать свой путь. «В этом смысле у БТр хорошие перспективы»,  —  заключил о. Георгий. Надо продолжать двигаться вперёд, не оборачиваться назад, увлекаясь мороком прошлой жизни, немощей и грехов, стараться помогать другим, быть непримиримым ко всякому злу, всякой нетрезвенности, хранить обещания, данные Богу и церкви. Тогда всем нам удастся реализовать свое духовное призвание.

Беседу с духовным попечителем Братства «Трезвение» записал Максим Дементьев.

Мы также попросили сопредседателя братства «Трезвение» А.М. Копировского ответить на вопросы.

— Известно, что основным духовным деланием членов БТр является исполнение обетов. Какова, на ваш взгляд, роль обетов БТр в возрождении и понимании христианского иночества?

А.М. Копировский: Без твердых и ясных оснований никакого христианского иночества не будет, а будет светская жизнь с легкими христианскими акцентами. В этом мире жизнь во многом строится по случаю, по возможности. А если что-то и доводится до конца, часто с большим раздражением, скрипя зубами. Мирская жизнь преодолевается, когда обеты исполняются не потому, что сейчас это возможно, удобно и т.д., а потому что это служение.

— Известно, что Вы много лет соблюдаете обеты. Теперь многие члены БТр дали те или иные обеты. Есть ли различия в личном и совместном исполнении обетов? Какое значение опыт совместного несения обетов имеет для Содружества?

А.М. Копировский:  Когда лично берешь на себя обет, ты никому не подотчетен. И ты не можешь получить достаточной помощи. Для христианских иноков нужно находиться в единстве для исполнения своих обетов. Нет вопроса: как легче исполнять обеты, вместе или в одиночку? Речь не о том, что легче. Вместе — труднее, но это дает полноту, целостность. Потому что обеты — твои личные, а исполнение их — уже не твое личное дело, и оттого делается оно совместно. И ответственность больше, — не потому что на тебя смотрят, а потому что от того, как ты исполняешь обеты, может зависеть состояние других. Мы ведь сообщающиеся сосуды. Когда есть единство в исполнении обетов, то есть и гораздо больше возможностей разрушить перегородки между людьми. Если люди несут личные обеты совместно, то разделение в большей степени удается преодолеть. По сравнению со временем советской власти люди расслабились и думают, что их спасут возможности хорошо жить, которые появились. Наоборот, именно поэтому нужно принимать обеты. При императоре Константине началось движение монашества, очень сильное, —  потому, что общее пространство жизни вроде бы показалось устроенным, но люди почувствовали неправду этой жизни, и стали искать более строгой жизни, к сожалению, в стороне, в пустынях. Нам не надо попадаться в эту ловушку, не надо никуда бежать. Нужно жить иноческой жизнью, а она начинается с обетов.

– Обеты должны быть у каждого. А на какое время может даваться обет?

А.М. Копировский: В нашей практике  на год. Если во всех режимах себя проверить, тогда либо продлеваешь обет еще на год, либо  уже на всю жизнь.

— В братстве бывало, чтобы люди брали обеты и не продлевали их?

А.М. Копировский: Не помню, чтобы кто-то мне говорил, что посередине бросил или в конце забросил. Если такое и было, то это исключительные случаи и не мировая трагедия. Это не повод для того, чтобы пуститься во все тяжкие, а повод еще раз посмотреть на свою жизнь, что-то в ней передвинуть, более прочную опору найти и более четко сформулировать свои обеты.

—  Человек взял четыре обета на несколько лет, а потом что?

А.М. Копировский: В нормальном случае надо брать обеты на всю жизнь. Только не спешить. Чтобы человек созрел до конца. Важно, что мы не начинаем жизнь в братстве «Трезвение» с обетов. Обет — уже плод совместной жизни, общения.

— А может быть обетом знание анафоры?

А.М. Копировский: Да. Это составная часть обетов. Потому что она требует от человека некоей напряженности, даже внешней в области богослужения. Без богослужения никакой аскетики нет.

— Текст выучил,  вот и все?

А.М. Копировский: Нет, он забывается. Но главное, конечно, не только в том, чтобы зазубрить текст. Анафора и не должна быть всегда на устах. Да, когда читаешь наизусть, то проживаешь текст гораздо глубже. К сожалению, в церкви мало известны молитвы анафоры. Но анафора не самоценна, это не магический текст, который запомнил, — и он сам в тебе «молится», как мантры. Просто нужно полноценно участвовать в службе.

— В колледже все учат анафору наизусть. Без обетов.

А.М. Копировский: В колледже анафору выучил, сдал, и что-то осталось или нет — неважно. А взяв на себя обеты, ты не можешь расслабиться. То же самое и с двухразовым питанием, и с Иисусовой молитвой.  Некоторые Иисусову молитву читают просто так, а наша «сотница» связана с трезвением. Она конкретна.

— Что удалось и что не удалось сделать в братстве за это время?

А.М. Копировский: Прежде всего, удалось создать само братство. Есть братский дух, есть братские отношения, есть внутренняя жизнь. Во-вторых, есть и внешняя жизнь во всем ее многообразии. Появились четыре группы БТр в Москве, группы в Архангельске, в Екатеринбурге, в перспективе может что-то получиться в Твери. Группы возникают живым образом:  съездили к «беседникам», есть группа. Но мы понимаем, что люди могут при этом падать. Важно не то, что никто не упал, а то, чтобы успеть помочь тому, кто упал или падает. И было несколько ярких случаев, когда удавалось помочь или смягчить последствия срыва.

Что не удалось? Пока не удалось выйти за собственные пределы. Пока работаем внутрь себя. Мы слишком привыкли к собственному языку, терминам, к личным отношениям и стремимся больше закрыться, чем открыться. Раньше это было необходимо, но сейчас уже необходимо выходить к другим.

— Каковы ближайшие перспективы жизни братства?

А.М. Копировский: Во-первых, освободиться от этих недостатков. Например, попытаться выйти вовне. Мы начали непосредственное общение с людьми, которые могут быть членами БТр, хотя и имеют зависимости. Как батюшка нам рекомендовал, будем поддерживать тех, кто из зависимых пошел на оглашение, со стороны БТр, чтобы они это знали. Уже есть небольшой опыт этого. Нужно сделать сайт, вначале самый простой, чтобы люди смотрели и задавали вопросы, общались, и может быть, что-то брали  для себя.

Потому что БТр — это не общество духовных аскетов. Это общество людей, которое берет на себя крест, тяжесть собственных проблем, или чужих. Берет для того, чтобы эти проблемы разрешить.

— Издание брошюр будет продолжено?

А.М. Копировский: Да, мы выпустили две брошюры: Симфонию и принципы братства «Трезвение». Но надо посмотреть, как они работают, пока откликов не имеем. Когда будут плоды, тогда скажем, что это удалось. Так же и про братский листок  было несколько выпусков, но откликов пока нет. Надеюсь, что это изменится, т.к. теперь он выпускается малыми группами Бтр. Когда будет больше возможностей и опыта, каждая группа может иметь свою страницу на сайте. Форума все-таки не будет: это плохая (т.к. виртуальная) форма общения, контакты, а не общение. Еще перспективы — это новые поездки. Но поездки уже не только и не столько к «беседникам». Родилась новая форма, она сейчас укрепляется:  паломничество группы БТр для свидетельства в другие города или в другие братства. Не для того, чтобы там создать ячейку братства, а чтобы поставить вопрос трезвения. Трезвение  должно касаться всех.

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.