Характеристика быта скопинских крестьян Рязанской губернии (вторая половина 19-го – начало 20 века) - Братство Трезвение

Характеристика быта скопинских крестьян Рязанской губернии (вторая половина 19-го – начало 20 века)

Краткая характеристика быта в скопинском селе Казинка, из детских воспоминаний архимандрита Спиридона (Кислякова) описана в книге «Из виденного и пережитого»: «Это была простая русская деревня, жизнь обитателей которой состояла из изнурительных сельскохозяйственных работ и редких праздников с неминуемым пьянством и мордобитием». Однако Спиридон с огромной нежностью вспоминает детские годы – свою мать, простую религиозную женщину, которая более всего на свете хотела, чтобы сын вырос достойным человеком и не походил на своего отца, который, судя по всему, не соответствовал идеалу христианской кротости». Какое место в жизни скопинских крестьян отводилось водке, чем она для них была? 

altСредством решить, хотя бы ненадолго, свои проблемы или заведенный когда-то ритуал, неизбежно переходящий в болезнь.

«Что касается до выпивки и вина, то на них, разумеется, все падки. Одна свадьба сколько вина съедает! Я сама видела, как на свадьбах подпаивали 9-10 летних девочек и заставляли таким способом их плясать ко всеобщей потехе. Говорят, подпаивают “для потехи” и мальчиков. Малые в большинстве случаев начинают пить из удальства. Малые, которые должны поздней осенью ехать в воинское присутствие, называются “годными”. С окончания рабочей поры вплоть до своей явки в город малый должен гулять. На эту гульбу родители выдают ему  деньги, когда у него уже своих не хватает. Все “годные” одной  деревни гуляют гурьбой вместе. Малому “безчестно”, если он отстанет от товарищей, и чтобы этого не случилось, он ставит ребром последнюю свою и родительскую копейку. “Гуляют” и в трактире, и на улицах, и, надо сказать, безобразят ужасно. У каждого “годного” должна быть непременно гармошка, на которой он и пилит иногда целую ночь напролет, вплоть до солнечного всхода. “Годные” с такой музыкой, да еще с пьяными песнями всей толпой бродят по селу, выбивают стекла в окнах, позволяют себе все самые неприличные шутки – и это им прощается. “Что это за скандал на улице?” – “Да годные гуляют”… и это слово (годные) все объясняет и оправдывает». В годовой праздник весь приход бывает поголовно пьян. «В урожайные годы “гуляют” целую неделю, а в неурожайные все-таки ухитряются попьянствовать денька три. Основательно пьют на Масленицу. В эту неделю все ездят к своим в гости, катаются. Весной тонут в оврагах – “в полую воду закупался”, попадают под возы – опрокинется воз на пьяного мужика – тут ему и конец. На Рождество и Пасху пьют значительно меньше. В каждой уж деревне есть непременно потайной шинок, содержимый какой-нибудь вдовой, который бойко торгует во время “улицы”. Пьют “шкаликами”. При умеренной выпивке выпивают по два-три шкалика сразу. Шкалик – средний величины стаканчик. Мужики, по их словам, пьют иногда, “чтобы горе забыть”, “чтобы забота с плеч”. Собственно водка уже делается для них нередко потребностью. При сходах постоянно “спивают с кого-нибудь”. Мужик считает угощение (в гостях) хорошим только тогда, когда там было достаточно водки. “Пусть лучше водка будет да сухая корка, нежели там блины, да курятина, да жамки, да без водки”. Всякий мужик, разумеется, охотнее пьет в гостях или шинке, чем дома. Пьют при первом помоле “новинки” у мельника. Мельник всегда держит у себя водку. За водку ему, разумеется, платят зерном. Общее пьянство бывает еще при работах у землевладельца “за угощение” (работы эти по большей части – либо покос, либо извоз в городе). При таких случаях нередки страшные драки и увечья или даже убийства друг друга косою. Пьют в городе, когда продадут овес. Нечего уж говорить, что солдатство приучает к пьянству. Иногда, когда в компании пастухов окажется два-три малых побольше (лет 16-17), они подучают младших, воспользовавшись отсутствием их родителей, украсть у них водки – которая затем выпивается сообща. В такой выпивке участвуют 10-12 летние мальчуганы»[1]. Возвращение крестьян из отхожего промысла также была поводом для выпивки и пьянства, в селе Лесное Конобеево Шацкого уезда в 1883 году «по возвращению из отхода и разделение барышей начинается пьянство. Крестьянин собирает своих родных и близких знакомых, покупает ведро водки и угощает, поят даже детей. Напившись, хозяин идет со всеми в трактир пить чай и пиво. Таким образом, пьют до тех пор, пока не пропьют весь заработок, доходящий до 100 р. на каждого»[2]. Не нужно думать, что сельская община, на практике ощущая, какой вред наносит пьянство, оставалась в стороне. В 50-х годах распространяются общества трезвости: «За Рязанью, где образовалось одно из первых обществ в Великороссии (в уездах: Зарайском, потом Данковском, город Чернь со слободами, Ряжском, Сапожсковском и других)».


[1] Семенова-Тянь-Шанская О.П. Жизнь Ивана. Очерки из быта крестьян одной из черноземных губерний. С. 48–50

[2] Тамбовские губернские ведомости. 1883. №18


Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.