Из истории борьбы с пьянством в России в кон. XIX — нач. XX в. - Братство Трезвение

Из истории борьбы с пьянством в России в кон. XIX — нач. XX в.

В XIX веке одним из инициаторов трезвенного движения в нашей стране стал Сергей Александрович Рачинский, преподававший в селе Татеве Смоленской губернии. Его Открытое письмо, посвященное проблемам борьбы за трезвый образ жизни, публиковалось на нашем сайте. 

Один из его юных последователей, Александр Васильев, в 1889 году блестяще окончил курс обучения в Вифанской Духовной семинарии и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Именно он познакомил своих товарищей по академии с опытом трезвенной работы Рачинского. 2 декабря 1889 года Александр писал своему учителю: «Многоуважаемый благодетель Сергей Александрович! 25 ноября в собрании студентов я прочитал свой реферат о Татевской школе и, кажется, с успехом. Заметно было, что произвело впечатление, ибо по прочтении долго велись оживленные расспросы. О. Антоний хочет, чтобы я непременно напечатал его в «Страннике». При составлении реферата я старался держаться Ваших советов, но не могу судить сам, насколько достиг своей цели. Слушатели были со всех курсов. Некоторые, услышав, каких трудов стоит вести дело в Татеве, ужаснулись и обратились мыслями вспять…».

Через три месяца в стенах столичной Духовной академии родилось первое среди высших духовных школ России общество трезвости, основанное на опыте утверждения трезвой жизни в Татево. Журнал «Церковные Ведомости» в 1890 году сообщал: «Вечером 28 февраля, без всякого побуждения со стороны начальства, двенадцать студентов Санкт-Петербургской Духовной академии, отслужив молебен преподобному Сергию, дали обет воздержания от спиртных напитков. Таким образом, положено скромное начало серьезному обществу трезвости при нашей Духовной академии. Благотворность подобных союзов в среде будущих воспитателей и наставников нашего духовного юношества не подлежит сомнению. Остается только пожелать, чтобы возникающее общество возросло, окрепло и своим примером вызвало возникновение подобных обществ и при прочих Духовных академиях».

Как и любое доброе дело, укрепление позиций общества трезвости в столичной Духовной академии не обошлось без искушений. 10 марта того же года Васильев в письме сообщил своему наставнику, что «открытие общества в стенах академии сильно не понравилось части нашего студенчества и вызвало с их стороны глумливую брань. Положительно не понятно, как это люди, кричащие о чести и свободе мысли, о бездеятельности людей, о своих высоких стремлениях и либеральных предприятиях, о деспотизме и безсердечности сильных мира сего, о своих гуманных космополитических убеждениях, как это, говорю, такие люди бросают грязью и осыпают самой безпринципной бранью всякие проявления благого дела? … Словом, пришлось перенести не мало, но мы на это шли, переносили все с терпением и сблизились между собой».

Вскоре дело православной трезвости, основанное на опыте Рачинского, стало приносить добрые плоды. «Наше общество трезвости крепнет и растет… Под влиянием примера открытия нашего общества один преподаватель также создает общество трезвости… Я проповедовал на фабрике Варгунина, говорил о трезвости и раздавал народу «листки» от нашего общества… Хочу склонить священника к открытию общества трезвости на фабрике, ибо там по праздникам процветает огромное пьянство и безобразие», – писал Васильев своему учителю в Татево.

Деятельность обществ трезвости по пропаганде здорового христианского образа жизни быстро набирала обороты. В отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1911–1912 годы читаем: «По инициативе Александро-Невского общества трезвости и Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством, в июне 1912 года в городе Москве был устроен, с благословения Святейшего Синода, Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом на религиозно-нравственной основе». Почетным покровителем этого съезда стал будущий священномученик митрополит Московский и Коломенский (в последствии Киевский и Галицкий) Владимир (Богоявленский). А председателем – архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий). В речи владыки Арсения при открытии Съезда говорилось: «В соответствующей обстановке, которую дает Церковь, и под ее благодатным воздействием, дающий обещания воздерживаться от пьянства укрепляется мало-помалу и, наконец, совершенно отстает от этого порока. Поступок ведет к привычке, привычка создает характер, а характер создает человека в полном христианском смысле этого слова». Владыка также отметил, что работа обществ трезвости, которую возглавляют деятельные и самоотверженные пастыри, дает «изумительные результаты».

Плоды работы съезда были отражены в резолюции, единодушно поддержанной всеми делегатами съезда: «Приходские общества трезвости при современном состоянии приходской жизни, суть необходимые учреждения в каждом приходе и являются нравственно-обязательным пастырским делом каждого священника».

Однако для того, чтобы реально бороться за народную трезвость в масштабах страны, Церкви требовались хорошо подготовленные кадры. Эту проблему разрешил Указ Святейшего Синода о введении в семинариях преподавания основ борьбы с алкоголизмом, принятый в 1909 году. В нем говорилось: «Имея в виду, что воспитанникам духовных семинарий, по окончании образования, предстоит трудиться в звании учителей и священно-церковно-служителей, Святейший Синод признал желательным и необходимым знакомить воспитанников, особенно старших классов, с гибельными последствиями алкоголизма, дабы по выходе из школы на дело свое они являлись крепкими и убежденными борцами с этим народным недугом. … Святейшим Синодом указано, что правлениям семинарий надлежит:

а) образовать при ученических библиотеках особый раздел по борьбе с алкоголизмом, наполняя его книгами в установленном порядке;

б) поручить врачу семинарии, при преподавании гигиены и начал медицины в означенных классах, подробно и обстоятельно изъяснить ученикам все гибельные последствия для организма от неумеренного употребления алкоголя;

в) озаботиться приобретением наглядных пособий для лучшего усвоения учениками гибельных пороков пьянства, в виде картин с изображением различных органов, поврежденных алкоголем;

г) преподавателям пастырского руководства вменить в обязанность знакомить учеников со способами пастырской деятельности по распространению в народе трезвости посредством устройства общин трезвости и других мер борьбы с развращающим влиянием народного пьянства».

О результатах проведения в жизнь этого указа сообщается в отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1914 год. Соответствующие темы были введены в программы таких дисциплин, как «практическое руководство для пастырей», «гомилетика», «медицина» и «психология». На лекциях демонстрировались картины, картограммы и даже кинофильмы. Для библиотек семинарий приобреталась соответствующая научно-популярная литература, знакомящая с историей и методами борьбы с алкоголизмом.

27 февраля 1914 года идейный поборник трезвости, доктор медицины Василий Иванович Сажин прочитал в Санкт-Петербургской Духовной академии лекцию на тему: «Борьба с пьянством, как одна из обязанностей пастыря», после которой в начале марта был образован студенческий кружок для научного проблемы алкоголизма и борьбы с ним. По инициативе студентов Сажин прочитал в академии еще несколько лекций на эту тему («О психических условиях алкоголизма и о мерах борьбы с ним», «О влиянии алкоголя на нервную систему», «О влиянии алкоголя на внутренние органы и вообще на здоровье человека»).

Первоначально кружок состоял из 25 активистов. На первых же заседаниях был выработан устав, избраны руководители (ими стали профессора академии) и почетные члены кружка. Почетным председателем кружка стал ректор академии епископ Анастасий (Грибановский). Основной задачей деятельности кружка являлось всестороннее изучение проблемы алкоголизма, а главной целью – максимально разносторонняя подготовка к борьбе с пьянством там, где придется служить после окончания академии. С чтением лекций на заседания кружка приглашались различные специалисты по этому вопросу.

Довольно скоро деятельность кружка выплеснулась за стены академии. Учащиеся начали активно выступать на заводах и фабриках с проповедью о том, как калечит жизни и души эта темная страсть. Свои слова студенты подтверждали данными научных исследований, усиливая этим воздействие на слушателей. После начала войны беседы с рабочими продолжались, хотя и нерегулярно.

По материалам с сайта http://www.pravoslavie.ru/put/61822.htm

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.