Михаил Горбачев: Не надо было вводить трезвость, как топором по голове
Корреспондент «КП» навестил экс-президента СССР в канун 30-летия кампании по борьбе с пьянством
– Только не говори, что пришел беседовать об антиалкогольной кампании без бутылки, – проницательно улыбнулся первый и последний президент Советского Союза Михаил Горбачев.
– Обижаете, – качаю головой и вручаю фирменную бутылку водки от «Комсомолки».
– Мне врачи запрещают… – вздохнул генсек, изучая этикетку. – Да и потом, вы видите перед собой человека, который никогда не имел желания выпить.
Михаил Сергеевич посмотрел на меня значительно.
– Это хорошо или плохо? – сорвалось у меня.
– Во-о-от! – рассмеялся бывший генсек Горбачев и хлопнул меня по плечу. – Именно так, именно так…
КАК ГЕНСЕК ВИНО ВОЗНЕНАВИДЕЛ
– Михаил Сергеевич, кто на самом деле придумал антиалкогольную кампанию?
– (Улыбается.) Вы, я вижу, до сих пор в шоковом удивлении, да? Неужели Горбачев, думаете, такой дурак, чтобы с этого начинать реформы. А он взял да начал. Так?
– Ну я не знаю… – Теряюсь.
– Тут надо понять одно (бывший генсек задумывается и долго молчит). Поймите, в годы, предшествующие началу этой кампании, в народе был настоящий загул. Люди еще Брежневу писали горькие письма: «Кругом пьянство – дети не знают вечно пьяных, пропадающих где-то родителей, а родители не помнят детей». Сплошь разводы.
Степень разгула чувствовалась повсюду. Раиса Максимовна – преподаватель философии в сельхозинституте, рассказывала мне, как после работы коллеги договаривались: чья сегодня очередь бежать за вином. Ее чаще просили, чтобы зашла в магазин и колбасы купила, закуски.
– И так каждый вечер?!
– Не каждый, но часто очень. Она мне говорила: слушай, что-то ненормальное происходит! Что-то надо делать. Народ гибнет!
– У вас в роду не было пьющих?
– Оба деда трезвенники. Выпить могли, но не занимались этим регулярно. И за отцом-фронтовиком не водилось этой страсти. Хотя фронтовики, привыкшие к наркомовским ста граммам, как-то устроили мне проверку (улыбается). Когда я первый год работал на комбайне помощником, они решили обмыть окончание уборки урожая. Налили в алюминиевые кружки. А главное, что налили! Спирт! Пей, говорят.
– Неразбавленный?
– Ужас! Я хватил и ошалел. Они хохочут. В том числе и отец. Отцу, прошедшему всю войну (два ордена Красной Звезды и медаль «За отвагу») тогда не было и сорока. После этого меня не тянуло уже никогда выпить.
«НАШ РУССКИЙ НАРОД НЕ МОЖЕТ БЕЗ ВОДКИ»
– Получается, вы были инициатором кампании?
– Нет.
– А кто?
– К тому времени ЦК уже шесть лет занимался планированием антиалкогольных мер. Началось еще при Брежневе… Честно говоря, Леонида Ильича принудили согласиться с этой идеей.
– Брежнев был против?
– Против. И поэтому с кампанией тянули. Пришлось уговаривать Леонида Ильича.
Помню, Громыко (министр иностранных дел СССР) рассказывал: «Едем из охотничьего хозяйства «Завидово», я говорю: слушай, Леонид (они были на ты), что-то надо делать. Ужас же! Вся страна пьет. Брежнев молчит. Едем (за рулем сам Леонид Ильич – он любил машины). И вдруг генеральный говорит: «Знаешь что, Андрей, наш русский народ не может без водки».
Но постепенно и его подготовили.
– То есть к вашему приходу к власти программа была готова.
– Конечно. И Андропов ей занимался, и Черненко. Когда все было готово, сделали анализ, написали письмо в 200 самых крупных трудовых коллективов. И получили потрясающий отклик. Антиалкогольные меры поддержали даже пьяницы. Они же не знали, что будет дальше. Хотя были и другие отклики: «Там, наверху, свою долю выпили, а с народом – черт с ним?!»
Были и просьбы ввести сухой закон. Мы это, помню, бурно обсуждали на Политбюро.
– И в СССР могли запретить алкоголь вообще?
– Были такие мнения. Но победило понимание, что с обществом входить в конфликт нельзя.
– Но в итоге вошли. Гигантские очереди у винных магазинов, вырубленные виноградники. Потери бюджета только в 1986 году – 12 миллиардов рублей. О вас, Михаил Сергеевич, и антиалкогольной кампании слагали анекдоты.
– Знаю. Да, не надо было торговлю закрывать и провоцировать самогоноварение. Надо было все делать постепенно. Не топором по голове.
– Это была ваша ошибка?
– Безусловно. Хотя… Лигачев был главным идеологом проведения кампании. Он так и не сумел осознать ошибки.
– А Лигачев был единственным куратором программы?
– Нет, вести дело было поручено еще Соломенцеву.
– Они ее и провалили?
– (Уклончиво.) Да, были очевидные провалы – бюджетные дыры, очереди. Но был и положительный момент – снижение смертности, детей стало больше рождаться. Во время антиалкогольной кампании умерло на 1,6 миллиона человек меньше, чем в предыдущие годы. Резко сократилось число несчастных случаев на производстве, на дорогах.
– Когда вы заметили, что что-то идет не так?
– Почти сразу. Я, когда ездил по стране, заметил: меня везде женщины поддерживали, а вот мужики наоборот. Ясна была картина.
– И это заставило вас свернуть кампанию?
– Да, вот все это и заставило. Недовольство. Николай Иванович (Рыжков – председатель Совета министров СССР, отвечавший за бюджет) слезы лил – какие деньги теряем.
ТАКАЯ БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ – ОШИБКА
– Кстати, Михаил Сергеевич, вы санкционировали вырубку виноградников, о которых так много говорили в народе?
– (Хмурится.) Я таких указаний, естественно, не давал. Наоборот, речь шла только о том, что пищевого винограда не хватало. Все уходило на вино.
– Как повлияла эта кампания на сами реформы? Может, не будь ее, перестройка пошла бы успешно?
– Такие выводы никто не делал. Но считаю, что антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Это перехлесты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. Рост самогоноварения. Сахар пропал из магазинов. Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком. На это нужны годы. И бороться надо непрерывно, постоянно. Думаю, и сейчас надо бороться с алкоголизмом. Если мы забросим это, будет еще хуже.
Кстати, знаете, сколько было изъято самогонных аппаратов во время антиалкогольной кампании? Около 300 тысяч. А сейчас?
– Сейчас они продаются на каждом углу.
– (Грустно.) Вот именно…
СПРАВКА «КП»
Из истории сухого закона
7 мая 1985 года было принято Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», 17 мая оно было опубликовано в газете «Правда» и остальных центральных изданиях.
Большинство заведений, торговавших спиртным, были закрыты. В остальных продавать алкоголь можно было только с 14.00 до 19.00. За распитие спиртного на работе и в общественных местах грозили штрафы и исключение из партии. Комсомольские свадьбы стали безалкогольными. Повсеместно начали вырубать виноградники. С 1985 по 1990 год только в России их площади сократились с 200 до 168 тыс. га, в том числе были уничтожены некоторые уникальные коллекционные сорта винограда.
Официально антиалкогольная кампания закончилась 24 июля 1990 года – именно тогда Совет министров СССР отменил все ограничения на продажу алкоголя.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Итоги антиалкогольной кампании 1985 – 1987 годов
– В 2,5 раза снизились среднедушевые продажи спиртного.
– На 500 тысяч младенцев выросла рождаемость (ослабленных детей появилось на свет на 8% меньше).
– На 2,6 года увеличилась ожидаемая продолжительность жизни мужчин и достигла максимального значения за всю историю России.
– Сокращение смертности составило 919,9 тысячи у мужчин и 463,6 тысячи у женщин.
– На 16 млрд. рублей сократился ежегодный розничный товарооборот в СССР.
– Убытки для казны составили более 20 миллиардов рублей.
Адрес статьи в интернете: http://www.kp.ru/daily/26381/3259739/