Народный недуг
Как священники пытались отвратить сибирских мужиков от пьянства
Без закуски пить не должноЕще в 1850-х годах при существовавшей тогда откупной системе питейного дела Святейший синод благословил и настоятельно советовал священнослужителям поддерживать примером личной трезвой жизни и горячей проповедью о «пользе воздержания» городские и сельские общества, решившиеся отказаться от употребления алкогольных напитков[1]. 14 мая 1885 года императором Александром III были утверждены «Правила о раздробительной продаже напитков», с помощью которых правительство рассчитывало «совершенно уничтожить тот тип питейного заведения, который, по справедливости, признается наиболее вредным, то есть питейного дома или кабака, где вино предлагается к употреблению на месте, без возможности пользоваться при этом пищею»[2]. В связи с этим Святейший синод специальным циркулярным указом предписал епархиальным преосвященным не допускать «раздробительной продажи питей» на церковных и монастырских землях[3].
В 1890-е годы антиалкогольная деятельность духовенства активизировалась благодаря указу Синода от 5–11 июля 1889 года, в котором служители церкви призывались «содействовать правительству» в борьбе с пьянством путем создания обществ трезвости, приходских попечительств, церковных братств и других подобных организаций, способствовать словом и проповедью «отвлечению народа от питейных заведений»[4]. Видимо, именно с этим синодальным указом связано зарождение трезвенного движения в зауральских епархиях. В Западной Сибири первые общества трезвости возникли именно под эгидой православной церкви: в 1890 году – Гилевское и Мальковское общества в Тюменском уезде Тобольской губернии; в 1894 году – Иглаковское в Томском уезде Томской губернии[5].
С 1895 года на большей части территории Российской империи началось поэтапное введение казенной винной монополии, сопровождавшееся учреждением попечительств о народной трезвости в каждой губернии и области. Согласно уставу этих попечительств, утвержденному 20 декабря 1894 года, к работе в них в обязательном порядке должны были привлекаться представители духовного ведомства[6].
В Западной Сибири казенная винная монополия была введена в два этапа: сначала – с 1 июля 1902 года – на большей части территории Тобольской и Томской губерний, в Акмолинской и Семипалатинской областях, затем – с 1 июля 1904 года – в Березовском и Сургутском уездах Тобольской губернии, Нарымском крае и прилегающих к ним частях уездов Тобольской и Томской губерний[7]. Весьма часто священники избирались участковыми попечителями. В обязанности последних входило наблюдение за питейной торговлей и выполнением постановлений и распоряжений, направленных на «предупреждение вредных последствий от пьянства», исполнение поручений комитетов[8]. Так, благочинный 13-го благочинного округа Кузнецкого уезда Томской епархии протоиерей Л. Попов в своем отчете в Томскую духовную консисторию за 1904 год сообщал, что почти все настоятели церквей благочиния состоят «участковыми попечителями Кузнецкого уездного отделения Комитета Томского Попечительства о народной трезвости с 1902 года и ведут борьбу со злом пьянства через проповедь и частные беседы»[9].
Несмотря на внушительные ассигнования из государственной казны на нужды попечительств о народной трезвости[10], их деятельность оказалась малоуспешной. Поэтому в 1907 году в Государственном совете поднимался вопрос об их упразднении, а в 1909-м было принято решение о разработке нового законопроекта о реорганизации попечительств,
предусматривавшего их передачу из ведения Министерства финансов в ведение Министерства внутренних дел[11].
Наряду с правительственными учреждениями – попечительствами о народной трезвости – в России действовали и общественные организации. Количество светских обществ трезвости было невелико: к 1 января 1911 года — 253, то есть в 7 раз меньше по сравнению с действовавшими тогда церковными обществами. При этом основная часть (около 95%) светских обществ находилась в Европейской России. В Западной Сибири первое гражданское общество трезвости было открыто 13 апреля 1893 года в Тобольске, и в 1910 году оно по-прежнему оставалось единственной светской трезвенной организацией, в то время как количество церковных обществ трезвости выросло до 51. Таким образом, в отличие от Европейской России трезвенное движение Западной Сибири с самого начала основывалось на инициативе епархиальных властей и активности приходского духовенства.
Оберечь попа от водки
Пристальное внимание духовных властей к проблеме «отрезвления» российского общества было вызвано не только благими помыслами излечить народ от пьяного недуга, но и суровой необходимостью оздоровить само духовенство. Для многих духовных пастырей пьянство было не меньшим злом, чем для паствы. Протоколы и журналы духовных консисторий предоставляют богатейший материал в подтверждение этого: информацию о рассмотрении поступавших жалоб на нетрезвость священно- и церковнослужителей и возбуждавшихся по ним следственных дел.
Согласно общей «Ведомости о священнослужителях, приговоренных к наказаниям по решению производившихся о них дел за 1907 год», в Омской епархии из 10 священнослужителей, получивших наказание, 8 были осуждены за «нетрезвость» или «нетрезвость, соединенную с неисправностью по службе и неблагоповедением», в Тобольской епархии – 15 из 17 человек и в Томской епархии – 5 из 11. В целом по Российской империи, как и в Западной Сибири, более двух третей – 69% священнослужителей от общего количества признанных виновными получили наказание за пьянство и проступки, связанные с ним: 369 из 536 человек[12].
Для западносибирских епархий пьянство служителей церкви было намного большим злом и имело более пагубные последствия, нежели для епархий Европейской России. При вынесении приговоров и определении меры наказания епархиальные власти вынуждены были считаться с недостатком священно- и церковнослужителей за Уралом. Поэтому особый акцент на всех этапах разбирательства делался на увещевании, внушении необходимости вести трезвый образ жизни, на раскаянии в совершении греха винопития. Даже на страдавших алкоголизмом духовных лицах не ставили крест. Например, 3 февраля 1909 года, рассмотрев следственное дело о пьянстве, неблагоповедении и вымогательстве за требы с прихожан священника с. Вапериановского благочиния № 2 Томской епархии А. Чулкова, Томская духовная консистория вынесла приговор: уволить его «как больного алкоголика… навсегда за штат с запрещением священнослужения и рясоношения». Однако архиепископ Макарий своей резолюцией предписал предоставить Чулкову должность псаломщика, если он «проведет 5 лет совершенно трезвую жизнь», «а при полном исправлении иметь суждение о разрешении ему священнослужения»[13]. Несомненно, вынужденная мягкость наказания не способствовала укреплению авторитета духовенства в глазах местных жителей.
Отдельные духовные лица пытались выбраться из трясины пьянства, прибегая к неординарным способам. Например, священник села Атамановское благочиния № 14 Томской епархии В. Апанаев в ходе проведенного по его делу следствия признался, что «в мае и сентябре 1906 года он ездил в Барнаул к гипнотизеру Оноре (так в тексте. – О. У.) лечиться от пьянства». Опыт оказался неудачным: «пользы, как видно, не получил».
Начиная с 1907 года трезвенные организации действовали в иных условиях. Благодаря деятельности депутата III Государственной думы М. Д. Челышова, работе думской Комиссии о мерах борьбы с пьянством, созданной 7 декабря 1907 года, обсуждение проблемы стало публичным. В ноябре 1909 года Государственный совет констатировал, что «борьба с пьянством составляет государственную задачу».
Ударить по пьянству обществом трезвости
Как неотъемлемая часть государственного механизма, Святейший синод не мог не реагировать на изменившуюся ситуацию. Импульсом к расширению трезвенного движения послужило определение Синода от 4–6 июня 1909 года «О приглашении к борьбе с народным пьянством». В этом определении наряду с традиционными рекомендациями содержались и новые предложения по организации антиалкогольной деятельности, в частности обязательное включение в сферу борьбы с пьянством церковно-приходских попечительств, церковных братств, приходских советов.
На местах в короткий срок возникли объединения трезвенников. Значительная часть официально зарегистрированных к 1911 году церковных обществ трезвости (в Европейской России – 40%, в Западной Сибири – 55%) возникла за короткий срок: 1909–1910 годы. Исходя из убеждения, что религиозно-нравственные принципы являются основополагающими в организации антиалкогольной деятельности, духовенство рассматривало борьбу с пьянством не как «средство к политическим целям», а как «мирную культурную работу». Такая точка зрения ясно проявилась на Первом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством, состоявшемся 18 декабря 1909 – 6 января 1910 года в Санкт-Петербурге, и торжественно была декларирована на Всероссийском съезде практических деятелей по борьбе с пьянством, организованном с благословения Синода и проведенном 6–12 августа 1912 года в Москве.
Церковные общества трезвости действительно активно боролись с пьянством. Причиной тому были практические преимущества, которые давало их создание: наличие коллектива единомышленников, возможность для духовных властей контролировать трезвенную работу духовенства.
В отличие от попечительств о народной трезвости, ставивших перед собой цель предотвращения «неумеренного (курсив мой. – О. У.) потребления питей», деятельность релгиозно-трезвенных обществ была направлена на распространение в народе идеи абсолютной трезвости. Церковное общество трезвости должно было иметь свой устав, который утверждался епархиальным епископом и гражданскими властями. Впрочем, допускалось существование и безуставных обществ. Но каждое общество непременно должно было быть приписано к определенному приходу или храму и возглавляться местным приходским священником, представлявшим отчеты в местную духовную консисторию.
Общества трезвости имели всесословный характер, что обычно фиксировалось в их уставах. В качестве членов принимались православные обоего пола. Некоторые общества устанавливали возрастное ограничение для вступающих в ряды трезвенников. Например, согласно уставу Беловского общества трезвости Ишимского уезда Тобольской губернии разрешалось включать в состав общества лиц с двенадцатилетнего возраста, причем несовершеннолетние должны были поручаться «руководству и наблюдению опытных в деле трезвости и известных Обществу своею устойчивостью членов».
Принятие в состав общества происходило очень торжественно, часто по специально составленному «церковному чину». В воскресный или любой праздничный день после молебна в присутствии священника и всего общества перед св. Крестом и Евангелием или перед иконой святого, выбранного в покровители общества, вступавший давал обещание не пить «ни водки, ни пива, ни вина, никаких хмельных напитков» в течение определенного времени. После произнесения торжественной клятвы каждому новому члену общества выдавалось нечто памятное: образок «Небесного Покровителя», членский билет, устав общества, «священный» или «обетный» лист с текстом клятвы трезвости и цитатами из Священного Писания, брошюра или печатные листки о вреде пьянства. Имя вновь принятого члена, а также время его вступления и сроки обета записывались в особую книгу учета трезвенников.
Отдельные общества практиковали предварительное испытание кандидатов в члены общества на короткий срок, например, на две недели. Минимальный срок действия обета трезвости в каждом обществе устанавливался разный: от одного месяца до одного года. Максимальный – практически не ограничивался. Некоторые трезвенники давали обет «воздержания от алкогольных напитков» на всю жизнь. Большинство же вступающих предпочитали давать обет сроком на год.
Чтение и пение ради отрезвления
Наиболее популярным средством «профилактики» пьянства было устройство религиозно-нравственных, противоалкогольных чтений. Так как лишь немногие общества трезвости имели собственные помещения, то чтения обычно проводились в школьных зданиях прихода. Они пользовались неизменным успехом как у сельчан, не избалованных «разумными развлечениями», так и у горожан, имевших возможность посещать дешевые театры и бесплатные гулянья. Поэтому устроители чтений особо заботились о разнообразии предлагаемой программы. Например, Иоанно-Предтеченское общество трезвости при Свято-Троицкой церкви на станции Омск Сибирской железной дороги в течение 1912 года провело 56 чтений по программе, содержавшей 5 разделов: религиозно-нравственный, противоалкогольный, исторический, научный, литературный. Согласно отчетам, чтения посетили 25 240 человек[14].
Перерывы между выступлениями лекторов обычно заполнялись пением местного хора, который исполнял церковные песнопения, канты из «Лепты», песни, посвященные борьбе с пьянством. Особенно популярно было стихотворение «Что ты пьешь, мужичок?», переложенное на музыку.
Повышенный интерес вызывали у слушателей показы «световых» (или «туманных») картин с помощью «волшебного фонаря». Так, в только что возникшее 21 ноября 1909 года общество трезвости села Лаптев Лог Змеиногорского уезда Томской епархии после демонстрации световых картин о трезвости и чтения описания к ним записалось сразу же несколько человек. «Особенно всех поразили картины с органами человеческого тела: печенью, сердцем, желудком трезвого и алкоголика. Настолько глубока показалась разница между здоровыми и пораженными частями тела»[15].
Общества трезвости активно распространяли среди населения книги, брошюры и печатные листки религиозно-нравственного и антиалкогольного содержания, например брошюры «Вино – яд», «Отчего происходят многие болезни», «В пьяном угаре» и др. При возможности каждое общество стремилось открыть в своем приходе бесплатную библиотеку-читальню. Основным вариантом комплектования фондов трезвенных библиотек было приобретение необходимой литературы на добровольные взносы трезвенников. На эти же средства выписывались для библиотек-читален периодические издания, такие, как журналы «Трезвые всходы», «Духовная беседа», «Хутор», «Земледелец», газеты «Воин и пахарь», «Сельский вестник». Наибольшим признанием пользовались издания Александро-Невского общества трезвости из Петербурга.
К началу Первой мировой войны число церковных обществ трезвости и их участников заметно возросло. Например, к концу 1914 года в Томской епархии действовало 127 обществ. Однако для обширной Томской епархии это было незначительное количество, так как приходов на тот момент было около 825. Тем не менее, томский епископ Мефодий (Герасимов) радужно оценивал перспективы их деятельности: «Дело борьбы с народным пьянством в епархии дело новое, только что начатое, но… доказавшее свою способность к дальнейшему развитию»[16].
г. Омск
[1] Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг. СПб. 1911.С 138.
[2] РГИА. Ф. 797. Оп. 80. 1910. 2 отд. З стол. Д. 507В. Л. 1.
[3] В-в Ф. Церковные общества трезвости и подобные им церковные учреждения. СПб. 1911. С. 1.
[4] Всеподданнейший отчет… С. 138.
[5] РГИА. Ф. 797. Оп. 80. 1910. 2 отд. 3 стол. Д. 141. Ч.2. Л. 767;Томские епархиальные ведомости. 1912. № 19. Часть неофициальная. С. 1072–1077;Григорьев Н. И. Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892-1893 гг. СПб. 1894. С. 24; Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нем. СПб.1911. С. 201.
[6] РГИА. Ф. 797. Оп. 80. 1910. 2 отд. 3 стол. Д. 507В. Л. 1.
[7] Там же; Колокольников К.А. Развитие винной монополии в Томской губернии с Семипалатинской областью, в связи с историей винной монополии в Сибири. Томск. 1914. С. 4.
[8] РГИА. Ф. 797. Oп. 80. 1910. 2 отд. 3 стол. Д. 507В. Л. 1.
[9] ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3418. Л. 22.
[10] Там же. РГИА. Ф. 797. Оп. 80. 1910. 2 отд. 3 стол. Д. 507В. Л. 2.
[11] Там же. Д. 507Б. Л. 7; Д. 507В. Л. 45.
[12] Там же. Оп. 77.1907. 3 отд. 5 стол. Д. 82Г. Л. 41–43.
[13] Там же. Оп.80. 1910. 2 отд. 3 стол. Д. 507В. Л. 45.
[14] Из отчета Иоанно-Предтеченского общества трезвости при Свято-Троицкой церкви на станции Омск Сибирской железной дороги за 1912 г. //Омские епархиальные ведомости. 1913. № 17. Часть неофициальная. С. 38.
[15] Никифорова. Трезвые вести//Омские епархиальные ведомости. 1910. № 11. Часть неофициальная. С. 39-40.
[16] ГАТО. Ф. 171.Оп. 1.Д.374.Л.38.