О борьбе бывшего трактирщика с пьянством - Братство Трезвение

О борьбе бывшего трактирщика с пьянством

В СФИ состоялся семинар об истории трезвеннических движений в России

В конце XIX – начале XX века в России возникает множество разного рода трезвеннических организаций как ответ на поражение народа злом алкоголизма. В 1912 году их насчитывалось более двух тысяч, большинство – церковно-приходские, но были и неформальные народные движения, неофициальные и потому часто не поддерживаемые властью и даже притесняемые. 

Иван Алексеевич Чуриков (1861-1933)

Об опыте движения народных трезвенников, созданного бывшим трактирщиком Иваном Чуриковым в начале XX века, рассказал выпускник СФИ Сергей Шинкевич. В детстве и юности Чуриков неоднократно участвовал в религиозных собраниях крестьян, которые по праздникам проводило распространенное в конце XIX века движение христиан-беседников. Впоследствии это стало примером для собраний, которые проводил сам Чуриков и его общество трезвости, пережившее переворот 1917 года и даже сегодня имеющее некоторое число последователей. Иван Чуриков был любим в народе, массовые паломничества совершались к нему в Гатчинский район, его проповедь спасала от пьянства тысячи (!) людей, пока в апреле 1929 года по обвинению в «контрреволюционной агитации» он не был арестован и не пропал в застенках ОГПУ. По официальным сведениям, Иван Алексеевич скончался в 1933 году при отправке в Бутырскую тюрьму, место его захоронения неизвестно.

О жизни беседников – духовного движения, с которым был связан в молодости Иван Чуриков, рассказала студентка СФИ Екатерина Черных. Основатели движения – сёстры-помещицы из Симбирской губернии – по благословению преподобного Серафима Саровского начали вести беседы о вере (за что и были названы беседниками) с простыми людьми, чтобы обращать их к праведной жизни. И в дальнейшем руководителями движения были вдохновенные проповедники Евангелия – люди неустанной молитвы, трудолюбивого, дружелюбного нрава и безупречной жизни: чему учили, так и жили. Поскольку движение не было подотчетно церковной власти, оно вызывало разные толки и во многих публикациях называлось сектой, но епархиальная комиссия 1902 года не согласилась с таким выводом. Впоследствии был даже канонизирован один из беседнических старцев – мирянин Пётр Чагринский.

Эти примеры показывают, что лучше всего в России бороться с пьянством удавалось тем союзам, в которых эта борьба велась не сама по себе, но была частью целостного изменения своей жизни и жажды поделиться обретённым даром с другими.

Семинар «Из истории трезвеннических движений в России» был организован в СФИ 2 марта Церковно-историческим кружком при кафедре церковно-исторических дисциплин СФИ и Ассоциацией выпускников и студентов института.

Адрес статьи в интернете: sfi.ru/sfi-today/news/o-borbe-byvshego-traktirshchika-s-pianstvom.html

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.