О сборнике БТр «Трезвенное отношение к зависимому человеку» - Братство Трезвение

О сборнике БТр «Трезвенное отношение к зависимому человеку»

Сборник посвящен проблеме созависимости. Данная проблема рассматривается с двух точек зрения: с психологической и с духовной. Душа и дух неразрывно связаны между собой, и трудно определить, где проходят границы того и другого. Созависимость можно определить как зависимость от зависимого человека. С психологической точки зрения созависимого человека нужно также лечить и реабилитировать, как и зависимого. С духовной – созависимость говорит о нетрезвенном отношении к миру в целом и к зависимому человеку в частности. Желание помочь без принятия своего креста, без расставания с иллюзиями, пытаясь сберечь и защитить самого себя от страданий и от боли, сохранить семейный уют, отгораживаясь от реального общения и необходимости что-то кардинально поменять в своей жизни и жизни своей семьи – это и есть нетрезвенный подход. Созависимый и духовно нетрезвенный человек не может помочь своему ближнему, а значит ситуация не изменится, а усугубится.

В сборнике четко и ясно показывается путь освобождения от созависимости, говорится, что привязывает к зависимому и как найти выход из этой зависимости. Парадоксально, что именно желание защитить себя и свое: нежелание страдать, чувствовать боль ближнего и свою собственную, забота о том, что подумают другие, больше всего вовлекает человека в зависимость от другого. Безвыходность рождает не то, что мы живем с зависимым человеком, а то, как мы это воспринимаем. Данный сборник дает обретение надежды, показывает выход, дает освобождение от обреченности в отношениях с зависимым близким. Уход от нетрезвенной заботы о ближнем, от желания своего как от причины страданий, переход к личной ответственности за свою жизнь, которая невозможна без выстраивания границ с тем, кого любишь и хочешь помочь. Отзываемся ли мы на зависимость близкого, входя в его беду, что и есть несение креста, или пытаемся защититься от боли и страданий, уйти от проблемы, т.е. свить себе гнездо, отгородиться от всего, что мешает спокойствию, уюту семейной жизни. Желание личного спокойствия и самоуспокоенности, нежелание что-либо менять в жизни вызывает страдание. В сборнике не дается готовых и чудодейственных рецептов. Материал, представленный в сборнике, дает понимание того, как действовать в ситуации жизни с зависимыми близкими и родными: не сбегать, не отрицать проблемы, а трезвенно разделять путь с созависимым, т.е. принять крест. Необходимо понимать, что ты идешь за Христом, и что Он больше всего заинтересован в том, чтобы твой родной и близкий тебе человек выздоровел, поэтому следуя за Ним, а не пытаясь самому контролировать ситуацию и действовать по своему плану, ты содействуешь исцелению зависимого близкого в большей степени. Сборник помогает по-новому и честно оценить свои отношения с зависимым близким, осознать, что и наши грехи мешают исцеляющему подлинному действию Божьему в нем. Поэтому настоящая помощь близкому невозможна без покаяния и мужества меняться.

Церковность человека – спасительный круг в отношениях с созависимым. Мне кажется лучше говорить о реальной помощи в переосмыслении себя, своей жизни, понимании, в чем состоит моя созависимость. Это и братская молитва, и братское общение, где нет рабской зависимости. Главное открыться в своей проблеме другим, открыться Богу и людям. Именно это вытягивает самого человека из созависимости.

В статьях показываются пути выхода, но выбирать нужно самому: либо ты просто страдаешь, при этом чувствуя себя жертвой и одновременно ощущая важность и значимость своих действий по отношению к зависимому близкому, остаешься в мире иллюзий, либо ты доверяешься Христу, сознательно берешь ответственность за ситуацию, оставаясь в своих границах, но сострадая зависимому близкому, т.е. сознательно выбираешь путь отказа от своего эгоизма, путь любви и сострадания к зависимому близкому, вхождения с ним в живое общение, не боясь поставить себя под удар.

И когда ты понимаешь, на какую высоту сострадания и любви ты призван, встает вопрос, как помогать ближнему и любить его, как не раздражаться и не обвинять его в зависимости, а еще хуже чувствовать себя жертвой обстоятельств? А как это возможно? Откуда брать силы? В III части сборника приводятся основные идеи и мысли при обсуждении доклада Евгении Парфеновой «Служение Богу и людям как путь преодоления созависимости и наше ходатайство за зависимых родных», посвященному служению матери Марии.

При исследовании жизненного пути матери Марии дух захватывает от такой высоты служения, понимаешь, что к такой духовной высоте призваны не все, но уже легче становится не раздражаться, терпеть и сострадать зависимому близкому.Победа над нетрезвенностью дает свободу для служения Богу и ближним. По-настоящему освобождаясь от созависимости, человек обретает не свободу от близкого человека, страдающего от зависимости, а свободу от греха. Ближе и понятнее становятся слова протоиерея Сергия Булгакова, что сострадать может тот, кто сам прошел через страдания.  


Екатерина Черных

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.