О сборнике БТр «Трезвенное отношение к зависимому человеку»
Сборник посвящен проблеме созависимости. Данная проблема рассматривается с двух точек зрения: с психологической и с духовной. Душа и дух неразрывно связаны между собой, и трудно определить, где проходят границы того и другого. Созависимость можно определить как зависимость от зависимого человека. С психологической точки зрения созависимого человека нужно также лечить и реабилитировать, как и зависимого. С духовной – созависимость говорит о нетрезвенном отношении к миру в целом и к зависимому человеку в частности. Желание помочь без принятия своего креста, без расставания с иллюзиями, пытаясь сберечь и защитить самого себя от страданий и от боли, сохранить семейный уют, отгораживаясь от реального общения и необходимости что-то кардинально поменять в своей жизни и жизни своей семьи – это и есть нетрезвенный подход. Созависимый и духовно нетрезвенный человек не может помочь своему ближнему, а значит ситуация не изменится, а усугубится.
В сборнике четко и ясно показывается путь освобождения от созависимости, говорится, что привязывает к зависимому и как найти выход из этой зависимости. Парадоксально, что именно желание защитить себя и свое: нежелание страдать, чувствовать боль ближнего и свою собственную, забота о том, что подумают другие, больше всего вовлекает человека в зависимость от другого. Безвыходность рождает не то, что мы живем с зависимым человеком, а то, как мы это воспринимаем. Данный сборник дает обретение надежды, показывает выход, дает освобождение от обреченности в отношениях с зависимым близким. Уход от нетрезвенной заботы о ближнем, от желания своего как от причины страданий, переход к личной ответственности за свою жизнь, которая невозможна без выстраивания границ с тем, кого любишь и хочешь помочь. Отзываемся ли мы на зависимость близкого, входя в его беду, что и есть несение креста, или пытаемся защититься от боли и страданий, уйти от проблемы, т.е. свить себе гнездо, отгородиться от всего, что мешает спокойствию, уюту семейной жизни. Желание личного спокойствия и самоуспокоенности, нежелание что-либо менять в жизни вызывает страдание. В сборнике не дается готовых и чудодейственных рецептов. Материал, представленный в сборнике, дает понимание того, как действовать в ситуации жизни с зависимыми близкими и родными: не сбегать, не отрицать проблемы, а трезвенно разделять путь с созависимым, т.е. принять крест. Необходимо понимать, что ты идешь за Христом, и что Он больше всего заинтересован в том, чтобы твой родной и близкий тебе человек выздоровел, поэтому следуя за Ним, а не пытаясь самому контролировать ситуацию и действовать по своему плану, ты содействуешь исцелению зависимого близкого в большей степени. Сборник помогает по-новому и честно оценить свои отношения с зависимым близким, осознать, что и наши грехи мешают исцеляющему подлинному действию Божьему в нем. Поэтому настоящая помощь близкому невозможна без покаяния и мужества меняться.
Церковность человека – спасительный круг в отношениях с созависимым. Мне кажется лучше говорить о реальной помощи в переосмыслении себя, своей жизни, понимании, в чем состоит моя созависимость. Это и братская молитва, и братское общение, где нет рабской зависимости. Главное открыться в своей проблеме другим, открыться Богу и людям. Именно это вытягивает самого человека из созависимости.
В статьях показываются пути выхода, но выбирать нужно самому: либо ты просто страдаешь, при этом чувствуя себя жертвой и одновременно ощущая важность и значимость своих действий по отношению к зависимому близкому, остаешься в мире иллюзий, либо ты доверяешься Христу, сознательно берешь ответственность за ситуацию, оставаясь в своих границах, но сострадая зависимому близкому, т.е. сознательно выбираешь путь отказа от своего эгоизма, путь любви и сострадания к зависимому близкому, вхождения с ним в живое общение, не боясь поставить себя под удар.
И когда ты понимаешь, на какую высоту сострадания и любви ты призван, встает вопрос, как помогать ближнему и любить его, как не раздражаться и не обвинять его в зависимости, а еще хуже чувствовать себя жертвой обстоятельств? А как это возможно? Откуда брать силы? В III части сборника приводятся основные идеи и мысли при обсуждении доклада Евгении Парфеновой «Служение Богу и людям как путь преодоления созависимости и наше ходатайство за зависимых родных», посвященному служению матери Марии.
При исследовании жизненного пути матери Марии дух захватывает от такой высоты служения, понимаешь, что к такой духовной высоте призваны не все, но уже легче становится не раздражаться, терпеть и сострадать зависимому близкому.Победа над нетрезвенностью дает свободу для служения Богу и ближним. По-настоящему освобождаясь от созависимости, человек обретает не свободу от близкого человека, страдающего от зависимости, а свободу от греха. Ближе и понятнее становятся слова протоиерея Сергия Булгакова, что сострадать может тот, кто сам прошел через страдания.
Екатерина Черных