В НИУ ВШЭ выяснили, что факторы, влияющие на тягу к алкоголю, закладываются еще до совершеннолетия - Братство Трезвение

В НИУ ВШЭ выяснили, что факторы, влияющие на тягу к алкоголю, закладываются еще до совершеннолетия

Изучая потребление алкоголя, экономисты и социологи обычно связывают его с условиями жизни людей и их человеческим капиталом: образованием, опытом работы, знаниями. Ученые из Лаборатории исследований рынка труда и Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ обратили внимание на некогнитивные навыки, формирующиеся в детстве и подростковом возрасте, и выяснили, что эти качества во многом определяют вероятность злоупотребления спиртным и сокращают степень влияния образования.

Статья с результатами опубликована в Journal of Comparative Economics. Даже снизившись по сравнению с 1990-ми, уровень потребления алкоголя в России остается довольно высоким. Как и во многих других северных странах, люди отдают предпочтение крепким напиткам, а смертность от причин, связанных со злоупотреблением, выше, чем в южных регионах. Чтобы разработать эффективные меры по борьбе с чрезмерным потреблением алкоголя, надо хорошо понимать, какие факторы определяют предрасположенность к нему и какие группы населения находятся в зоне риска.

Проведенные ранее исследования показывают, что на благополучие человека (на его образованность, успешное трудоустройство, размер зарплаты и даже продолжительность жизни) могут влиять так называемые некогнитивные навыки, или личностные черты. Однако они же связаны и с опытом употребления спиртного. Во-первых, некогнитивные навыки сказываются на образовательных успехах человека, а они, в свою очередь, влияют на риск чрезмерного потребления алкоголя — исследователи делали вывод, что более образованные люди менее склонны к пьянству.

Во-вторых, некогнитивные навыки на начальном этапе формируются в семье, и если у родителей проблемы с алкоголем, то их дети с меньшей вероятностью получат качественное образование и с большей сами окажутся неравнодушны к спиртному. В-третьих, от личностных черт зависит, насколько актуальны для человека различные причины употребления спиртного (например, кто-то пьет, потому что не может отказаться, находясь в компании, кто-то — в попытке укрепить отношения, а кто-то — чтобы заглушить негативные эмоции).

В своей работе исследователи факультета экономических наук ВШЭ использовали модель «Большой пятерки» некогнитивных навыков. К ним относятся открытость новому опыту (любознательность, креативность), ответственность (исполнительность, самодисциплина), экстраверсия (общительность, уверенность в себе, активность), доброжелательность (готовность сотрудничать, идти на компромиссы) и эмоциональная стабильность (уровень тревожности, импульсивность).

Работа проводилась на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS) НИУ ВШЭ за 2016–2018 годы, использовалась информация о более чем 10 тысячах респондентов: их пол, возраст, образование, доход, семейный статус, место жительства, национальность, религиозная принадлежность и так далее. Участников в числе прочего спрашивали, употребляют ли они алкоголь и пили ли его в последние 30 дней. Если на второй вопрос респондент давал положительный ответ, его спрашивали о типе спиртного, количестве выпитого и частоте употребления. Отдельным блоком шли вопросы, позволяющие измерить некогнитивные навыки.

Результаты показали, что с учетом крепости напитков мужчины пьют вчетверо больше женщин. Чаще всего употребляют люди в возрасте 30–39 лет (более половины ответили, что пили хотя бы раз за последний месяц), а выпускники колледжей и университетов более умеренны в отношении спиртного, чем люди без диплома.

Среди воздерживающихся от употребления значительно больше людей с высоким уровнем ответственности и доброжелательности и меньше экстравертов. Похожим образом связаны эти личностные черты и количество алкоголя. Те, кто входит в четверть наиболее исполнительных и дисциплинированных, пьют в среднем вдвое меньше тех, кто по этим качествам оказался в последней четверти. Эмоциональная нестабильность, напротив, дает значительную прибавку к среднему объему потребления.

Еще один важный результат, не наблюдавшийся в более ранних исследованиях: если из модели убрать переменные, касающиеся некогнитивных навыков, то роль образования среди факторов, влияющих на потребление алкоголя, значительно возрастает. Это может означать, что образование и риск злоупотребления связаны не напрямую, а через личностные черты.

«Значимый эффект некогнитивных навыков для потребления алкоголя явно показывает, что эти характеристики должны стать фокусом образовательной политики, причем в первую очередь на этапе дошкольной и школьной подготовки. Важная черта некогнитивных навыков в том, что они начинают формироваться еще в детстве, со временем становятся все менее восприимчивы к внешнему воздействию и при этом имеют длительный накопительный эффект на, казалось бы, очень разные социально-экономические показатели — от решения учиться в университете и выбора карьеры до склонности к вакцинации и аддиктивного поведения.

Поэтому для достижения лучших результатов, в частности снижения потребления алкоголя, нужно как можно раньше формировать позитивные навыки: добросовестность, эмоциональную стабильность. Заниматься этим на этапе получения высшего образования может быть уже слишком поздно», — подвела итог один из авторов работы, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда факультета экономических наук НИУ ВШЭ Ксения Рожкова. Работа проводилась совместно с Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ.

Комментарий к статье

Сергей Шинкевич

Напоминаю, что на формирование алкоголизма, как считают современные аддиктологи, влияют 4 фактора: био, психо, социо и ДУХОВНЫЙ (самый главный)! Все это закладывается, действительно, с детства. Но люди пьют от отсутствия целей и смысла жизни, а не от отсутствия образования. В СССР спивались не только рабочие, но и профессора, и актеры, и т.д. Автор статьи не различает употребление алкоголя и злоупотребление им. А еще у меня нет уверенности, что респонденты говорили правду (особенно алкоголики) по поводу того, как часто они пили и в каком количестве.

Наталья Никулина

Опрос интересен тем, что он снова ставит и анализирует вопрос формирования

зависимостей, представляя один из подходов к этой проблеме. Но существуют и другие.

Сегодня хочется поговорить о такой теме как эмоции. Эта тема только отчасти была затронута в

опросе. Чаще всего зависимые и созависимые люди испытывают чувство тревоги, подавленности или, наоборот, — беспричинной радости, эйфории. Простая радость, сочувствие, эмпатия, или по-простому, способность почувствовать то, что чувствует другой человек, выпадают из общего их спектра.

Кажется, ну, и что? Подумаешь, есть проблемы и поважнее, чем какая- то дурацкая

радость! Оказывается, это совсем не так. По мнению психологов, эмпатия (т.е. понимание чувств

окружающих людей), дает человеку возможность почувствовать свою причастность к этим людям, —  и тогда у него уменьшается тревога. Человек начинает чувствовать, что он не изгой, а такой же как окружающие. Это чувство, как ни странно, оказывается решающим для  ослабления зависимости. Правда, зависимому человеку  трудно принять,   что  окружающие могут  испытывать к нему позитивные чувства …

В качестве примера можно привести ситуацию, которая происходит в семье сестры из нашего

братства. Ее муж пил очень давно и регулярно. Сестра никак не решалась что-то изменить в

семье. Недавно она сказала, что больше не может терпеть и хочет развестись, только не знает, как поговорить с мужем, что сказать детям, свекрови. Мы много об этом говорили, что сказать, как поступить, сестра советовалась с сопредседателями нашего братства. Мы молились и о сестре, и о ее ситуации. Через какое-то время муж захотел поменять свой образ жизни и обратился за помощью. Сестра нам подробно все это рассказала, а потом говорит: «Я поймала себя на том, что стала мечтать!». У нее появилась надежда и радость жизни.

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.