Выставка «Общества трезвости: опыт прошлого ради будущего» - Братство Трезвение

Выставка «Общества трезвости: опыт прошлого ради будущего»

Православное межприходское братство «Трезвение» (Москва и др. города) представляет выставку «Общества трезвости: опыт прошлого ‑ ради будущего». Рассматривая то, как реагировали церковь и общество на распространение пьянства в России во вт. пол. XIX – нач. XXI в., мы стремились выявить в опыте трезвеннического движения этого периода опоры, которые позволяли успешно противостоять алкоголизации населения, хотя бы локально, в масштабе его отдельных групп.

Создавая выставку, мы старались показать, что:

‑ ситуация с алкоголизмом в стране тяжелая, но не безнадежная, выход связан с духовным оздоровлением общества и каждого человека в отдельности

‑ обязателен личный пример тех, кто призывает на путь трезвости, и прежде всего — их полный отказ от алкоголя, иначе этот призыв не работает

— никакие «страшилки» (демонстрация знаменитой «печени алкоголика в разрезе», последствий алкоголизма в цифрах, фактах, иллюстрациях т.п.) также не работают. Если в начале ХХ в. они в некоторой степени и помогали зависимому человеку одуматься, то теперь вызывают лишь отторжение и насмешки, поскольку современный человек не всегда дорожит жизнью и здоровьем; просвещение в этой области должно быть направлено прежде всего на обретение смысла жизни в Боге и Церкви

‑ нужна живая среда, в которой стремящийся к трезвости человек найдёт единомышленников, дружеское общение, помощь и поддержку.

Исходя из всего вышеперечисленного, мы поместили в центр нашей выставки материал о двух очень непохожих внешне, но, на наш взгляд, близких по основополагающим принципам явлениях в трезвенническом движении прошлого – «татевском согласии» (по селу Татево Смоленской губернии) профессора Сергея Александровича Рачинского и народных трезвенниках выходца из народа Ивана Алексеевича Чурикова. Дополнительным аргументом в выборе этих обществ была их относительно малая известность в настоящее время в сравнении, например, с петербургским Александро-Невским обществом трезвости. Хотя они часто упоминаются на трезвеннических сайтах и в популярной литературе, посвящённой проблеме алкоголизма и попыткам её преодоления (чуриковцы не всегда в положительном ключе), серьезный анализ их опыта пока еще не проведен.

На 1-м стенде отображены причины возникновения первых обществ трезвости в середине XIX века, поясняется, почему так разнятся цифры потребления алкоголя на душу населения в городе и деревне. Здесь же показано введение правительством монополии на продажу алкоголя осмысляются его попытки контролировать виноторговлю и при этом заботиться об отрезвлении народа.

2-й стенд посвящен деятельности С. А. Рачинского. Показано, как повлияло созданное им согласие трезвости на отношение общества к пьянству. В борьбе с пьянством он пришел к выводу, что нужно начать с прививки навыков трезвости детям, и создал школу-интернат, где эти навыки внедрялись в процессе образования. Потом дети из интерната приводили к Рачинскому своих родителей, и те принимали обеты трезвости. Пример Рачинского вдохновил многих на создание подобных обществ трезвости.

3-й стенд посвящен распространению церковных обществ трезвости, катализатором для появления которых послужило татевское согласие трезвости С. А. Рачинского. Показано, как они были организованы, на чем делали основной упор в своей работе. На этих стендах можно увидеть, в чем отличие церковных обществ трезвости от движения народных трезвенников. Иллюстрируется созыв в 1914 году I Всероссийского съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, рассказывается о итогах его работы.

На стендах 4 и 5 отображены материалы показывающие жизнь движения трезвенников, созданного Иваном Алексеевичем Чуриковым, которое было явлением уникальным. Его основателем стал малообразованный крестьянин (3 класса земской школы), несмотря на это движение приобрело массовый характер. Число трезвенников-чуриковцев к 1917 году по разным оценкам достигало от 40 до 70 тыс. чел. После смерти Чурикова оно продолжает существовать до сегодняшнего дня при храме Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге.

Мы старались подобрать материалы таким образом, чтобы показать принципиальные отличия этого движения от остальных. Чуриков был мирянин, не занимал принципиально никаких официальных должностей. Его последователи сразу принимали обет трезвости на всю жизнь, не признавая зароков на месяц, полгода, год и т.д. Общество Анонимных Алкоголиков пришло к такому же выводу через 30 лет. Главным для Чурикова был приход зависимого человека к православной вере. Люди из простого народа в результате становились трезвенниками целыми семьями, есть трезвенники в 5-м и 6-м поколениях, они сохранили не только трезвость, но и веру, несмотря на сталинские репрессии.

Показана также деятельность последователей Чурикова в других городах, в частности, самого яркого последователя Чурикова Ивана Колоскова из Москвы, у которого, в свою очередь, были тысячи последователей. Усилия Чурикова и его последователей имели такие значительные плоды потому, что проповеди, или, как он их сам называл, «беседы», обращены были лично к каждому и носили, как сказали бы сейчас, «интерактивный» характер. Он мог задавать вопросы, слушатели ему отвечали, что было непривычно для того времени, но очень действенно. В начале 30-х годов лидеры движения народных трезвенников вместе с их ближайшим кругом были арестованы и погибли в ГУЛАГе.

На 6-м стенде мы представили динамику потребления алкоголя в нашей стране в ХХ веке и причины, повлиявшие на этот процесс. Показано, что потребление алкоголя, в целом, растет, хотя есть отдельные периоды снижения этих показателей. С начала 1960-х гг. рост потребления алкоголя носит лавинообразный характер. Из графиков видно, как политика государства по регулированию производства и продаж влияет на потребление. Как только оно начинают обращать внимание на эту проблему, то сразу становится заметным снижение потребления. Цифры показывают снижение почти вдвое к настоящему времени (с 18 до 10 литров на душу населения) Однако цифры эти оценочные, точное потребление контрафактного алкоголя и самогона неизвестно. Кроме того, по сравнению с потреблением алкоголя в начале ХХ в. даже современные официальные цифры показывают рост в три с лишним раза. Таким образом, проблема остается. На стенде показана деятельность Русской Православной Церкви по решению проблемы алкогольной зависимости, в частности – через организацию православных обществ и братств трезвости.

7-й стенд – название выставки с фотографией трезвенников 1920-х гг.

Мы надеемся, что и наша скромная выставка внесет свой вклад в дело отрезвления народа.

Выставка экспонировалась на VIII научной конференции «Алкоголь в России» в г. Иваново, в храме Воскресения у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге, в г. Глазове (Удмуртия), на секции по проблемам трезвости XXVI Рождественских чтений в Москве.

Вы можете скачать с нашего сайта все ее материалы, распечатать их и экспонировать без изменений, указав авторство братства «Трезвение» и его сайт nepsis.ru.


Скачать стенд №1.



Скачать стенд №2.



Скачать стенд №3.



Скачать стенд №4.



Скачать стенд №5.



Скачать стенд №6.



Скачать стенд №7.


Просьба ко всем скачивающим извещать нас о том, кто и для чего ее скачал.

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.