Заметка по поводу статьи «Трезвое село» - Братство Трезвение

Заметка по поводу статьи «Трезвое село»

https://www.bashinform.ru/news/detalno/2024-02-08/v-bashkirii-za-trezvost-mozhno-poluchit-bolshuyu-summu-deneg-3632882

Мои родители и родные живут в Башкирии, куда я регулярно приезжаю. Покойные родители моего отца тоже родом из Башкирии. И самый вкусный мед в моем детстве тоже был из Башкирии. Поэтому меня волнует все, что происходит в этой республике, и   особенно – тема трезвости.

Недавно прочитала в интернете статью «Трезвое село» и сначала скептически отнеслась к происшедшим изменениям на селе, но все-таки пришла к выводу, что это естественные необходимые усилия, которые осуществляются в связи с заботой о человеке для восстановления и профилактики трезвого образа жизни в башкирских селах.

 Проект «Трезвое село» существует с 2011 г.  В 2019 г. он возобновился и продолжается уже пятый год. Вдохновляет единство и сплоченность участников проекта, организаторами которого являются Всемирный курултай (конгресс) башкир, Министерство семьи, труда и социальной защиты населения, Министерство здравоохранения РБ и другие ведомства республики. Мероприятия по организации самого конкурса осуществляются за счет средств гранта главы Республики Башкортостан.

Важно, что на проблему алкоголизма обратил внимание глава республики Радий Хабиров, отметив, что у жителей Башкирии есть «ген трезвости»: «У наших предков, если вспомнить, вообще не было культуры потребления алкоголя». Действительно, «для башкир раньше было нехарактерно пьянство и употребление крепких спиртных напитков, к тому же это осуждалось общественностью, аксакалами, представителями религиозного культа. Традиционными башкирскими напитками являлись кумыс, буза, айран, катык, реже – медовуха. Проведенное в 1913 г. исследование по распространению алкоголизма среди деревенского населения Уфимской губернии показало, что в магометанских, в том числе башкирских селениях алкоголизм практически не встречался. Однако в дальнейшем с разложением традиционного общественного строя башкир, усилением товарно-денежных отношений, ускорением урбанизационных процессов алкоголизация башкирского населения возрастает. Этот процесс продолжился и при советском строе; в середине ХХ в. злоупотребление алкоголем в определенных кругах явилось наследием фронтовой субкультуры, а также было связано с внедрением в быт башкир советской гражданской обрядности» https://cyberleninka.ru/article/n/alkogol-v-sisteme-tsennostey-bashkir.

Дальше он отметил, «что в наше время решить эту проблему силовыми методами не получится. Нужно поднимать людей, чтобы они сами сказали “нет” этой заразе. И сегодня могу с гордостью сказать, что благодаря совместной работе у нас в разы уменьшилось число тех, кто умирает от отравления суррогатным алкоголем. Мы сделали большое дело, но это всего лишь малая часть предстоящей работы. Смысл конкурса в том, чтобы объединить людей».

 Замечательно, что в проекте участвует большое количество сел (более 3000 сельских поселений) и у каждого села свои интересные и удивительные истории, которые для кого-то из жителей становятся спасением от алкогольной зависимости, для кого-то – возможностью устройства на работу, для кого-то – возможностью выбора профессии.  Благодаря проекту также решаются культурно- нравственные и социально значимые вопросы села.

Кстати, из 3000 сел по республике звание «Трезвого села» заслуженно носят 39 населенных пунктов-победителей. Цифра, конечно, небольшая, но даже ради такого малого количества стоило запустить этот проект.

«Сами сельчане утверждают, что участие и победа в конкурсе действительно меняет их образ жизни, у людей появляется интерес к культурным событиям, к спорту и пропадает тяга к алкоголю. А главное – местные жители становятся более дружными».

И хочется верить, что это дружеское общение не закончится, а выйдет на какую-то новую глубину, даже если прекратится сам проект, который, как мы видим, временами перестает быть, если он возобновился в 2019 году.  Ведь  для того, чтобы этот проект осуществился, должны были сложиться благоприятные обстоятельства, а это всегда чей-то труд, забота и ответственность.  Вполне возможно, что для кого-то он стал одновременно спасительным кругом и потрясением, что круг оказался рядом и человек не погиб. И очень надеюсь, что этот человек или люди задумаются о том, Кто этот спаситель и постепенно обретут этот Свет в своей жизни.

Елизавета-Флюра Шайхутдинова

Екатеринбург

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.