Будущее принадлежит благодарным сердцам… - Братство Трезвение

Будущее принадлежит благодарным сердцам…

Название моего сообщения: «Будущее принадлежит благодарным сердцам…» – это почти прямая цитата из работы  И. Ильина «О благодарности». Так называлась статья, содержание которой я уже почти не помнила, т. к. читала когда-то в студенческие годы, но лицо философа на фото и эти слова заголовка и вдохновили, и запечатлелись в памяти надолго…

         В начале 2016 года наша группа в Екатеринбурге приняла такое решение: т. к. в 2015 году братство «Трезвение» подняло много важных, серьезных и глубоких тем, но мы сами про себя не можем сказать, что смогли во все эти темы всерьез войти, освоить, а скорее как-то скользнули по поверхности, кто глубже, кто нет. Скорее, можно сказать впечатлились и…  пошли дальше, а это жаль. Поэтому мы решили вспомнить в течение 2016 г. темы 2015-ого, точнее, каждый возьмет какую-то особо запомнившуюся тему и постарается не просто ее пересказать, а раскрыть какой-то ее объем и может быть дать новую интерпретацию или предложит какой-то новый угол зрения на нее.

         Для меня такой областью интереса стала тема «Исполнение заповеди о почитании родителей», даже если родители – зависимые люди. Это тема, которую предложила группа Олега Миляева. И большое спасибо, что братья и сестры сделали их обсуждение достоянием всех членов БТр. И прошлом году я для нашей группы в Екатеринбурге подготовила сообщение о благодарности, которое можно бы было назвать вслед за словами Ольги Седаковой «нежность – это выздоровленье…» – «благодарность – это выздоровленье».Мы постарались тогда говорить о благодарности не высоким стилем, а с практической точки зрения, о том, что происходит в нашей жизни, что мешает быть благодарным и что может помочь этому выздоровлению…

         И сначала для меня самой это было скорее интуитивное соединение тем, и  только гораздо позже внутренне стало ясно: вообще-то слова Ильина о том, что будущее принадлежит именно благодарным сердцам, очень близки по смыслу к заповеди о почитании родителей. Ведь все мы знаем, что это первая, так называемая заповедь с обещанием, подразумевает, что должное почтительное отношение человека к своим родителям делает его внутренне крепким, научает жить достойно и благородно, и поэтому у него появляется возможность долго и плодотворно жить, и  поэтому продлеваются его дни на земле…  Ведь почитание родителей, в  конечном счете, всегда связано с благодарностью… 

         Если вы помните, то Олег Миляев в том материале рассказывал, как трудно восстанавливались отношения с отцом, что в детстве отношения были очень тяжелые, и они были прерваны. А когда наш брат стал христианином, то понял, что отношения нужно восстанавливать, чтобы будущее было у детей. И он стал ездить к больному отцу и ухаживал за ним, общался, разговаривал, мыл отца. Что это было «физическое покаяние».

Цитата О. М.: «Это стало моим физическим покаянием за те плохие мысли, которые я про него думал на протяжении многих лет. За каждое действие идет расплата. Я должен был заплатить через покаяние. Но плод покаяния – это уже плод, это уже то, что выросло. Надо что-то сделать, и то, что ты сделаешь, а не то, что ты скажешь, и есть покаяние. «Сотворите же достойные плоды покаяния…» (Лк 3:8)

         Вы посадите дерево, вырастите его, ухаживайте за ним, пока появятся плоды, соберите эти плоды, тогда это будет покаянием. Я чувствовал, что я должен через это пройти. У меня нет другого выхода как у православного христианина. Со мной стали потихоньку происходить изменения и влиять на мою жизнь. Не быстро, не резко, но родители стали меняться. Они стали по-другому со мной разговаривать, другим тоном, хотя, в общем-то, я держался достаточно дипломатично. Не лез к ним в душу, не рассыпался в комплиментах. Изменились отношения в семье, у меня изменились отношения с детьми, с женой, на работе. Я на своем опыте могу засвидетельствовать: покаяние за родственников, за близких, покаяние за те грехи, которые были сделаны в прошлом, меняет мое настоящее. То, что произошло много лет назад, искреннее покаяние, отражается на настоящем. Настоящее меняется, оно меняется физически, меняется реально. Это не просто слова, я могу это засвидетельствовать». 

         Почему я так подробно говорю сейчас об этом? Во-первых, для меня самой материал той встречи помог кардинально и до конца определиться в том, как строить и куда направлять отношения со своими родителями, и даже, наверное, шире – отношения со всей моей большой семьей, т. е. всеми родственниками и предками.

Во-вторых, это вплотную касается сегодняшней темы, ведь становится понятно: чтобы благодарность не была чем-то умозрительным или просто благопожелательным, а могла быть воплощена в жизни каждого из нас, потребуются серьезные усилия, потребуется труд, сравнимый с тем, о чем говорил Олег, когда говорил о труде восстановления отношений со своими родителями. Ведь как замечает Олег, возможности потепления отношений и появлению чувству благодарности и почитания предшествует труд покаяния. Это чувство может даже с физических усилий начинаться, когда нет душевного или духовного движения навстречу. И именно такие усилия прокладывают дальнейшую перспективу нашей жизни.

         О взаимосвязи, о том, что возможности благодарить предшествует покаяние, усилие мира, способность к прощению, очень много где говорится. И мы понимаем, что мы к Литургии каждую неделю именно так готовимся: мы тоже проверяем свою совесть, мы примиряемся и в Литургии перед самой анафорой делаем это усилие мира. По сути, это цепочка тех внутренних событий, которые мы каждый день можем переживать, выстраивая, «работая» на отношения со своими близкими.        

Отсутствие благодарности о. Георгий называет духовным сбоем, «который обязательно нужно преодолевать… Но как это сделать? Только силой Божьей. Обычными человеческими усилиями здесь много не сделаешь, далеко не уйдёшь…» Слово священника Георгия Кочеткова после новогоднего молебна, КИФА № 219, январь 2017.стр.1

И вот уже второй раз на исповеди общины о. Георгий сказал нам: «Начинайте с благодарения. Будет благодарность – будет и радость», что вы «это усилие делайте – это ваш вклад, а радость дает Господь». И если эту мысль разворачивать, то безрадостность, уныние, «безблагодарность», т. е. отсутствие благодарности – это очень часто встречаемые нами состояния: и в транспорте, и в магазине, мы видим таких людей и среди близкого нам круга, и сами можем подчас этим страдать. А оказывается, возможность исправления ситуации, возможность ее изменения начинается с благодарности, т.к. она здесь – как некий удивительный ключ, как некая таинственная вещь. С другой стороны, когда пытаешься что-то найти в общераспространенных источниках, в интернете, например, то там очень часто делается упор на полезность благодарности, т. е. акцентируется функциональное отношение к ней. Получается, что благодарность –  это достаточно сложное  понятие и сложная реальность.        

         Само понятие благодарности очень давно человеком и вообще человечеством обдумывается. Если предпринять поиск, даже не очень глубокий, в интернете, то мы найдем следующее:

Благодарность – это чувство признательности за сделанное добро, например, за оказанное внимание или услугу. Есть различные способы выражения этого чувства. 

Благодарность  — сложное чувство, возникающее на базе эмоциональной и рациональной оценки происходящего, выражение которого сильно ритуализировано. Адресатом благодарности могут быть не только конкретные люди, но и общности людей (например, предки) и неперсонифицированные сущности. 

Благодарность  — позитивное чувство; испытывая благодарность, человек перестает концентрироваться на себе, обращает внимание на других людей и легче налаживает отношения с окружающими. 

Из цитат великих:

Цицерон: «Ни одним качеством я не хотел бы обладать в такой степени, как умением быть благодарным. Ибо это не только величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей»

Сенека: «В добродетелях упражняются не ради награды: прибыль от правильного поступка в том, что он совершён». (Нравственные письма к Луцилию. Письмо LXXXI)

Также с точки зрения Сенеки, сознание благодарности ценнее, чем полученный дар, поскольку благодарность, будучи добродетелью, возвышает душу. 

Особенно хотелось бы мне отметить мысль о том, что практическая ценность благодарности состоит в создании круговорота даров и поддержки. Т.е. по сути дела, когда человек первым делает какой-то дар, он может встретить и доброе отношение к себе, и ответную благодарность. Так завязываются взаимоотношения, может быть, не дружба еще, но некое приятельство. Т.е. мир знает эти отношения. 

Отмечается также, что благодарность может становиться бременем. «Обязанность к благодарности может обернуться тем, что принимаемое благодеяние становится бременем, поскольку благодеяние обрекает получателя на благодарность». Это В.О. Ключевский говорит, что можно своим благодеянием человека обязать, и он будет тяжело это переносить.

В. О. Ключевский: «Кто не любит просить, тот не любит и обязываться». Другими словами можно сказать: кто боится быть благодарным, тот боится и просить. 

         В основной части сообщения я хочу сказать про эмпирическую, практическую сторону  благодарности, про то, что некоторое время назад мне встретилось, увиделось, чему я сама удивилась,  этим я и хочу поделиться.        

         Это будет несколько тезисов.

         Благодарность часто в современном российском сознании привычно относится к утилитарным или функциональным понятиям. Про благодарность говорят: она полезна для того-то и того-то. Например, что будет хорошее здоровье и многое еще в таком контексте. Или часто благодарность выводится из причины: я благодарен за что-то конкретное, осязаемое, имеющее цвет, форму, вес, вкус. Поэтому благодарность может подчас восприниматься как некая обязанность, долг и польза и поэтому перестает быть связанной с чувством радости. Т.е. в этом случае благодарность переживается человеком не в последовательности: «благодарность – радость», как о. Георгий нам говорит «будет благодарность – будет и радость», а в связи с причиной, т. е. должна быть какая-то основательная причина для того, чтобы я был благодарным. И это способ погасить благодарность, по сути дела, она тогда иссыхает, перестает быть этим животворным источником,  не возводит к Богу.        

         Благодарность бывает ни за что. Однажды мы на общине размышляли над текстом  Лк 11, в которую входит текст молитвы «Отче наш», и вдруг увидели, что в  тексте есть достаточно конкретные прошения о хлебе, о рыбе, о яйце, которые может дать по прошению человека Бог. А в конце открыли, что Бог без меры дает Духа, что все это прошение о Духе. И статья Ивана Ильина, которую я упоминала в начале, и которую мне все еще трудно понять, я только надеюсь, что когда-то она для меня станет более понятной, она вся об этой благодарности, которая из ничего. Когда человек от созерцания мира приходит к ликующей благодарности, потому что все в мире создано для того, чтобы человек мог воспринимать его как дар. Что наша потерянная чувствительность не воспринимает небо как дар, закаты, воду…, а это все, по сути, может в нас это чувство благодарности рождать. И вот если говорить о Писании, я уже говорила про молитву «Отче наш», а можно вспомнить гимн Елисаветы, Богородицы,  пророчицы Анны из Лк – они все начинаются с благодарности за очень конкретное событие: родится Младенец, Сын будет у Марии, а далее в этих гимнах начинается такое радостное и благодарное вспоминание: вспоминаются все пророки, все ситуации, когда Господь спасал, выводил из самых сложных ситуаций, т. е. благодарность становится всеохватной не только за этот конкретный дар, она касается всего, всей жизни человека.

 И мы видим такой пример, когда молитва  может начинаться с каких-то конкретных перечислений, а в какой-то момент как будто набирает ускорение, и вот уже и мысль, и дух молящегося оказываются в другом пространстве – пространстве радости и свободы. Мне кажется, что это одна из самых удивительных тайн, с которой встречаешься и не знаешь, как она происходит. Читаешь вот эти гимны или, например, псалмы Давида и понимаешь: вот псалом Давида, написанный, когда Авессалом гнался за ним или еще какие-то трудности были у Давида. И начинает он с каких-то, пусть и тяжелых, но собственных переживаний, а через несколько строф у него мысль и дух возносится к Богу, и он начинает благодарить и радоваться. И вот уже сердце у него переменилось! И как это произошло, ты не знаешь. Как будто какая-то другая, космическая скорость обретается. И в гимнах тоже  мы видим это возгорание духа через благодарность.

Когда думаем о тексте Анафоры и названных ВЗ и НЗ гимнах и псалмах, то видим, что благодарность включает в себя Воспоминание, Призывание Духа и Ходатайство. Т.е. получается, что благодарность вдохновляется Богом, Духом и всегда связана с Памятью и Ходатайством. 

         Благодарность за нашу жизнь. Этой мыслью поделилась Наташа Н., и мне она очень нравится, поэтому я просто хотела ее озвучить.  Если мы понимаем, что наша жизнь в церкви, в Содружестве, в общинах, в БТр – это громадный дар, то такой дар требует его достойного принятия. И ключевая точка в том, что вот мы иногда печалимся о неплодовитости определенной периодической, временной, может быть… А если со стороны дара подходить, то если дар воспринимается именно как дар, то он, воспринятый достойно, может в человеке оживать и самого человека оживлять, и тогда человек может им служить… Т.е. ключевая мысль: невосприятие даров как даров может становиться препоной в жизни человека, делать недейственной его способность служить, помогать, делиться, проникать в суть жизни. 

         Благодарность живет только в свободе. «Если кто-то дарит кому-то нечто (не обязательно вещественное: свое время, терпение, снисхождение и т.п.), и дарит в огромном количестве – но при этом хоть однажды ему придет в голову мысль, что тот, кого он одаривает, должен быть ему за это благодарен, – он не щедр. Он по существу отнимает то, что дарит. Отнимает и у того, кому дарит, и у себя, потому что человек счастлив, когда может дарить «просто так»: он делает это не для чего-то еще, не для похвалы и не для благодарности. Благодарность – великая вещь, но она тоже, как и щедрость, принадлежит свободе. Принуждать к благодарности безобразно». (Из статьи Ольги Седаковой «Щедрость — нечаянный дар», интернет-ресурс pravmir.ru, режим доступа: http://www.pravmir.ru/shhedrost-nechayannyiy-dar/)

         Благодарность может кардинально изменять вектор внутренних переживаний человека. По своему опыту знаю, что когда было очень тяжело и казалось, что в жизни уже никогда ничего исправить или переменить не будет возможно, то одна из сестер на вопрос «Что же делать?» ответила: «А ты начинай благодарить Бога. Особенно когда совсем тяжело, то начинай хотя бы губами благодарить Бога,  и ты увидишь, как начнет что-то меняться и внутри». И это оказался очень действенный совет. Мы знаем, что тело, и дух, и душа человека связаны, и действительно то, что начинаешь физически делать, это меняет и внутреннее состояние. 

         Благодарность  является освобождающей силой. Это одно из самых больших открытий. Освобождающая сила благодарности связана с тем, что человек приобретает верное понимание себя и своего места в мире. Ведь самое тяжелое, когда человек постоянно, напряженно и неизменно переживает себя как центр Вселенной, а благодарность всегда предполагает присутствие Другого, Того, Кто совершает или дарует благо. А это в свою очередь предполагает, что Другой есть, и Он знает тебя,  понимает тебя и желает тебя блага. Это дает возможность сместиться из центра, немного погоревать о потерянном «всемогуществе», и радостно занять твое и только твое место. 

         Благодарность – это путь обретения покоя сердца, и с другой стороны, путь обретения себя в простоте и цельности. Когда я в начале прошлого года была на встрече БТр-1, то они подводили итоги Рождественского поста. Заданием на пост у них было:  каждый день не менее 3-х раз находить возможность поблагодарить Бога. И тогда из десяти примерно членов группы двое по сути справились с этим заданием. И самое главное, что когда они результаты поста обсуждали, удивительная разница оказалась между теми, кто это смог сделать, и кто не смог. Не знаю как изнутри, а со стороны это было заметно. Автором идеи была Ирина Богатова, и я ее переспросила, какая была первоначально цель этого задания. Ирина сказала следующее: «Просто зависимым и созависимым людям всегда очень свойственно быть чем-то недовольным и беспрестанно чего-то хотеть. Зависимому все время чего-то не хватает. И я предложила эти усилия благодарения, т. к. увидела, как много люди унывают, не замечая, как Бог о них ежедневно неоднократно заботится. Это усилие благодарности развивает духовное зрение и укрепляет в вере». И я заметила, что сестры, которые выполнили задание, в сложной ситуации смогли найти довольно неординарный выход, каждая свой. Это произошло потому, что неким образом поменялся их внутренний строй, их внутреннее состояние, а если бы этого не произошло, то они бы не прошли через свое испытание, остались бы в состоянии, когда все можно объяснять обстоятельствами, сетовать на них, переживать о несбывшемся. А так как сестры смогли внутренне прорваться, то от них исходило ощущение хорошей простоты и способности к простому эффективному действию. 

Выводы:

1.     Мы видим, что благодарность тесно связана с покаянием и прощением, и часто возможность рождения в сердце благодарения следует за покаянием, прощением и усилием мира, как это происходит в Литургии. И тогда только, наверное, можно всерьез говорить о Литургии после Литургии.

2.     Когда человеку доступно переживание мира как дара, только тогда происходит такое усвоение даров, которое будет плодотворным.3.     Желание благодарить, желание сделать первые шаги требует какой-то внутренней перемены сознания. Нам важно понимать, как наше мышление может изменяться. 

Юлия Халитова

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.