Две трети россиян оказались не готовы экономить на алкоголе - Братство Трезвение

Две трети россиян оказались не готовы экономить на алкоголе

Почему потребители сокращают расходы на спиртное в последнюю очередь 

Анна Захарова, Анна Левинская, Евгения Стогова

… Алкоголь вошел в десятку товаров и услуг повседневного спроса, на которых россияне экономили в третьем квартале 2022 года, выяснила NielsenIQ. Но сокращать траты на спиртное потребители готовы меньше, чем на одежду и развлечения.
Алкоголь оказался на последнем месте среди топ-10 товаров и услуг, на которых потребители экономили в июле-сентябре 2022 года, следует из презентации NielsenIQ о ключевых трендах рынка товаров повседневного спроса (FMCG), с которой ознакомился РБК.

Основной статьей экономии потребителей, по данным опроса NielsenIQ, стала покупка одежды: в третьем квартале 2022 года на этом экономили 71% респондентов. Еще 66% экономят на развлечениях вне дома, а 65% — на питании в общепите. Об экономии на потреблении алкоголя сообщили 36% покупателей.

«Большинство потребителей стремятся сократить свои расходы, и даже при улучшении экономической ситуации до 30% респондентов продолжат экономить на многих статьях расходов», — прогнозируют аналитики NielsenIQ. Так, например, они ожидают, что у 29% россиян сохранится привычка экономить на питании вне дома, у 28% — на развлечениях вне дома. Расходы на одежду при улучшении экономической ситуации продолжат сокращать четверть потребителей, а на алкоголь — лишь 17%.

С 2008 по 2021 год россияне стали употреблять почти на 43% меньше спиртного, сообщал в сентябре этого года Минздрав. По словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, если в 2008 году потребление алкоголя составляло в среднем 15,7 л на душу населения в год, то в 2021 году — 9 л. В конце октября Мурашко уточнил, что только в 2021 году потребление спиртного упало с 9,4 л на душу населения до 9,1 л, но показатель все еще находится на высоком уровне.

Алкоголь и продукты питания стали единственными категориями товаров FMCG, которые показали рост продаж в натуральных объемах в первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, следует из данных NielsenIQ. При этом динамика роста продаж спиртных напитков в штуках даже опережала продовольствие: у алкоголя прирост продаж составил 4,2%, тогда как у продуктов питания — 1,2%.

Динамика продаж алкоголя уже не первый год опережает покупки продуктов питания — это долгосрочный тренд, отмечают в NielsenIQ.

Люди начинают экономить на алкоголе «в последнюю очередь», потому что он относится к категории «остросоциальных потребительских продуктов» более чем для 70% взрослого населения России, считает глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Эксперт фиксирует рост потребления относительно прошлого года, не приводя конкретных цифр. Увеличение динамики продаж алкоголя в натуральном выражении Дробиз не связал с уходом иностранных производителей из России после начала военной спецоперации на Украине: среди факторов роста спроса на спиртное эксперт отмечает социально-экономический кризис, стресс на фоне боевых действий и то, что «население меньше выезжает за рубеж и в основном потребляет алкоголь в России». Употребление спиртного вне зависимости от его ценового сегмента позволяет прийти к определенному психоэмоциональному состоянию, поэтому экономить на нем потребители могут с финансовой точки зрения, но «количественной экономии не бывает … Алкоголь воспринимается как антидепрессант, поэтому его потребление увеличивается», — резюмирует Дробиз.

Адрес статьи в интернете: rbc-ru.turbopages.org/rbc.ru/s/business/18/11/2022/6375fd9e9a79472c68caf6fe
 

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.