Сельский крестный ход
Если мы внимательно посмотрим, что происходит на картине, то обнаружим, что её название, мягко говоря, никак не соответствует содержанию.
Владелец картины Павел Третьяков изменил авторское название картины – «Поп» – на «Сельский крестный ход на Пасху». Видимо, сам Третьяков неважно разбирался в тонкостях церковных обрядов, иначе он бы увидел, что на картине изображён вовсе не крестный ход, то есть не часть пасхального богослужения, когда духовенство, клир и прихожане торжественно шествуют вокруг храма, как бы вспоминая величественные процессии первых веков христианства. (В древней Византии именно на Пасху – раз в год – совершалось крещение нововоцерковлённых христиан, и из храмов-баптистериев с крестильными купелями процессия неофитов шла в храм на первую литургию – в память об этом и была установлена традиция пасхального крестного хода.)
Нет, изображённые на картине Перова «богоносы» (так называли в деревне крестьян, соглашавшихся носить иконы и хоругви всю пасхальную неделю) выходят вовсе не из храма, но из обычной деревенской избы. Или, скорее всего, из кабака – при этом сам храм нарисован слева вдали.
Время действия – вечер. То есть это не пасхальная полночь, когда, собственно, в православных храмах и совершался крестный ход. И это не утро одного из дней Светлой седмицы, когда ход повторяется.
Наконец, обратите внимание на облачение священника: его мантия и епитрахиль голубого цвета, тогда как на крестный ход священник надевает облачение белого или красного цвета – в зависимости от времени суток. Голубой цвет облачения означает, что священник совершает «требы» – вернее, обряд «славления», которого уже не существует в современной церковной практике.
«Славление» – это долгие походы по избам прихожан для сбора подаяния. <…> Сельские приходские священники должны были кормиться «с земли», то есть довольствовались теми средствами, которые им удавалось собрать у прихожан за совершение трёх основных «треб»: обрядов крещения, отпевания и венчания (церковь вела метрические книги, и от процедур, связанных с метрической записью, крестьянам было не отвертеться).
Понятно, что самым дорогим обрядом была свадьба: за неё священник мог получить от 3 до 10 рублей в зависимости от благосостояния брачующихся. А вот крещение и отпевание они проводили практически бесплатно – у многих крестьян и самих-то не было денег. Поэтому, чтобы обеспечить семьи, священники и диаконы вынуждены были вести собственное хозяйство, а по большим праздникам – на Рождество или Пасху – они шли по окрестным деревням на «славления» – проще говоря, выпрашивали деньги за освящение домов.
На «славлении» процессия с «богоносами» заходила в каждую избу, читались благопожелательные молитвы и псалмы, за что крестьяне платили гостям: кто-то давал копеечку, но чаще всего подавали продуктами и наливали по рюмке-другой деревенского хлебного самогона, приговаривая:
– Батюшка, выпей, так тебе четвертак, а не выпьешь, так пятак!
И выпивали. Так что к концу мероприятия нередко все участники были пьяны, как говорится, «до положения риз».
Причём, как писали дочери священника Сергия Самуилова в своей книге воспоминаний «Отцовский крест», многие священники были очень недовольны и своим вынужденным попрошайничеством, и пьянством. Но в ожидании того момента, когда государство наконец вспомнит о бедных приходских священниках, у них просто не было иного выхода, кроме как ходить на «славления».
И Перов обличал вовсе не распущенность батюшек, но само государство, которое сначала беззастенчиво ограбило церковь, а потом загнало священнослужителей в униженное и бесправное положение.
Владимир Тихомиров
источник: https://s-t-o-l.com/kultura/krestnyj-kod-perova/
См. также статью Александра Кравецкого