Сельский крестный ход - Братство Трезвение

Сельский крестный ход

Василий Перов. Сельский крестный ход на Пасху. 1861

Если мы внимательно посмотрим, что происходит на картине, то обнаружим, что её название, мягко говоря, никак не соответствует содержанию.

Владелец картины Павел Третьяков изменил авторское название картины – «Поп» –  на «Сельский крестный ход на Пасху». Видимо, сам Третьяков неважно разбирался в тонкостях церковных обрядов, иначе он бы увидел, что на картине изображён вовсе не крестный ход, то есть не часть пасхального богослужения, когда духовенство, клир и прихожане торжественно шествуют вокруг храма, как бы вспоминая величественные процессии первых веков христианства. (В древней Византии именно на Пасху – раз в год – совершалось крещение нововоцерковлённых христиан, и из храмов-баптистериев с крестильными купелями процессия неофитов шла в храм на первую литургию – в память об этом и была установлена традиция пасхального крестного хода.)

Нет, изображённые на картине Перова «богоносы» (так называли в деревне крестьян, соглашавшихся носить иконы и хоругви всю пасхальную неделю) выходят вовсе не из храма, но из обычной деревенской избы. Или, скорее всего, из кабака – при этом сам храм нарисован слева вдали.

Время действия – вечер. То есть это не пасхальная полночь, когда, собственно, в православных храмах и совершался крестный ход. И это не утро одного из дней Светлой седмицы, когда ход повторяется.

Наконец, обратите внимание на облачение священника: его мантия и епитрахиль голубого цвета, тогда как на крестный ход священник надевает облачение белого или красного цвета – в зависимости от времени суток. Голубой цвет облачения означает, что священник совершает «требы» – вернее, обряд «славления», которого уже не существует в современной церковной практике.

«Славление» – это долгие походы по избам прихожан для сбора подаяния. <…> Сельские приходские священники должны были кормиться «с земли», то есть довольствовались теми средствами, которые им удавалось собрать у прихожан за совершение трёх основных «треб»: обрядов крещения, отпевания и венчания (церковь вела метрические книги, и от процедур, связанных с метрической записью, крестьянам было не отвертеться).

Понятно, что самым дорогим обрядом была свадьба: за неё священник мог получить от 3 до 10 рублей в зависимости от благосостояния брачующихся. А вот крещение и отпевание они проводили практически бесплатно – у многих крестьян и самих-то не было денег. Поэтому, чтобы обеспечить семьи, священники и диаконы вынуждены были вести собственное хозяйство, а по большим праздникам – на Рождество или Пасху – они шли по окрестным деревням на «славления» – проще говоря, выпрашивали деньги за освящение домов.

На «славлении» процессия с «богоносами» заходила в каждую избу, читались благопожелательные молитвы и псалмы, за что крестьяне платили гостям: кто-то давал копеечку, но чаще всего подавали продуктами и наливали по рюмке-другой деревенского хлебного самогона, приговаривая:
 – Батюшка, выпей, так тебе четвертак, а не выпьешь, так пятак!
И выпивали. Так что к концу мероприятия нередко все участники были пьяны, как говорится, «до положения риз».

Причём, как писали дочери священника Сергия Самуилова в своей книге воспоминаний «Отцовский крест», многие священники были очень недовольны и своим вынужденным попрошайничеством, и пьянством. Но в ожидании того момента, когда государство наконец вспомнит о бедных приходских священниках, у них просто не было иного выхода, кроме как ходить на «славления».

И Перов обличал вовсе не распущенность батюшек, но само государство, которое сначала беззастенчиво ограбило церковь, а потом загнало священнослужителей в униженное и бесправное положение.

Владимир Тихомиров

источник: https://s-t-o-l.com/kultura/krestnyj-kod-perova/

См. также статью Александра Кравецкого

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.