Эстетика курения - Братство Трезвение

Эстетика курения

Пачки сигарет, дым, курящие люди и сами сигареты уже давно туго вплетены в структуру европейской культуры. В культурах других стран и континентов прародители сигарет существовали ещё раньше, но именно европейская цивилизация дошла до иррационализма и антиутилитаризма в употреблении табака. Ведь курение в современном мире представляется глобальной проблемой человечества. Многие исследования подтверждают вред не просто курения, но и вдыхания дыма, сгоревших частиц сгорания табака, делая курение ещё и социально-опасным. Врачи, учёные и предприниматели ищут способы, которыми можно было бы заменить опасное увлечение, и обилие на рынке электронных сигарет отражает некоторый успех в этом деле.

 В это же время французские политики запрещают курение в кино, столь исключительно необходимое для местного кинематографа. Одним словом, весь цивилизованный утилитарный мир ополчился на старую привычку, которая всего полвека назад не вызывала таких бурных дискуссий. Несмотря на это, промышленное производство табака и выручки транснациональных табачных компаний не падает. Этот парадокс здравого смысла обосновывает задачу исследования – приблизиться к пониманию иррационального стремления к курению, одним из главенствующих побудителей к которому является эстетика.

Этот факт ясно осознали для себя борцы с курением и демонстрируют обратную сторону этого эстетичного явления: пожелтевшие лёгкие, черные зубы и проблемы с мужским здоровьем. В истории эстетики мы не так часто встречаемся со столь яростным сопротивлением какой-либо эстетической единице, что вызывает интерес при исследовании. Ведь курение есть как сознательный факт разрушения своей телесности, так и, с другой стороны, протест здравому смыслу и утилитаристским концепциям построения собственной жизни. Такой взгляд на курение отражается во многих художественных произведениях и зачастую помогает раскрыть характер персонажа. Причём акт курения вызывает самый широкий круг ассоциаций о персонаже, начиная с замкнутого и таинственного персонажа, заканчивая безрассудными нонконформистами.

Восприятие курящего индивида настолько широко, насколько глубоко акт курения обосновался в структуре западной культурной жизни. Это исследование абстрагировано от химикобиологического анализа курения, хотя психологический эффект при употреблении табака представляется необходимым для анализа, поскольку ставит непреодолимую черту между курящим и созерцающим акт курения, между подверженному воздействию эстетиком и биологически безотносительным реципиентом. Эта характеристика курения как эстетического акта интересна, ибо делает пропасть между художником и зрителем ещё глубже. 

Международная конференция «Цивилизационные коды России (к столетию «Философского парохода»)». Санкт-Петербургский государственный университет, 17-18 ноября 2022 г. Материалы конференции / Отв. ред. Н.В. Кузнецов, А.Н. Сунами – СПб.: ООО «Сборка», 2022. – 541 c. С. 398 — 399

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.