Общество трезвости в с. Ивановке-русской Аккерманского уезда - Братство Трезвение

Общество трезвости в с. Ивановке-русской Аккерманского уезда

Население с. Ивановки-русской составляют великороссы – переселенцы Курской губернии, пришедшие в Бессарабию в 1820–27 годах. Село Ивановка расположено по обеим сторонам речки Гура-Чилигидер и устроено по образцу немецких колоний с прямыми и широкими улицами и просторными дворами, против которых находятся сады и огороды, примыкающие к речке. Земли у ивановских поселян достаточно и она удобна для обработки и посева. На поселянской земле находятся богатые каменоломни, снабжающие камнем и другие села, дающие бедным, не имеющим чем обрабатывать землю, средства к жизни. Несмотря на все это, население в общем крайне бедно, так как не только излишки от своих трудов, но и самое необходимое для жизни оно пропивает в шинках, которых в одной только Ивановке семь. Население Ивановки пьянством превышает все соседние села. Все семейные торжества, как-то: свадьбы, крестины и т. п. заканчиваются в шинке. Против такого общего недуга еще с самого начала своего вступления на приход восстал местный священник Варфоломей Платонов, который не опустительно с церковной кафедры и везде при всяком случае говорил своим прихожанам о гибельном пороке пьянства как для души, так и для здоровья, для семейного согласия и спокойствия и вообще для благосостояния. Прихожане, сначала недовольные священником за обличение их пороков, с течением времени, мало помалу стали сознавать гибельные последствия пьянства и начали воздерживаться от чрезмерного употребления крепких напитков, так что при совершении различных сделок или каких-либо семейных торжеств потребляли уже не десятки, а только несколько ведер водки. Большую пользу оказали в данном случае заведенные священником с самого начала вступления его на приход внебогослужебные собеседования, на которых, кроме разъяснения молитв и учения о Боге, таинствах, обрядах, священник вел беседы о вреде пьянства и убеждал слушателей отказаться от употребления крепких напитков, хотя в течение одного года в виде опыта знакомил их с существующими в других местах обществами трезвости и предлагал открыть и у себя такое общество на началах, по мнению священника, более целесообразных. Для этого священник выписал иконки Преображения Господня на дереве и заказал книгу трезвости по образцу книги Татевского общества. Книга эта – большого формата, в роскошном кожаном переплете, на котором отпечатан большой золотой крест, вокруг него надпись большими золотыми славянскими же буквами: «Книга трезвости»,  а под крестом такими же буквами: «покровской церкви с. Ивановки-русской». На заглавном листе «Книги трезвости» напечатан крест, вокруг него текст: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд», а под крестом – следующие слова: «Мы, ниже поименованные, призывая в немощи нашей помощь Божию и всех Его святых, обещаемся в течение года воздерживаться от всяких спиртных напитков и на том целуем икону Преображения Господня, крест и св. Евангелие». Внизу тексты: «Не буди винопийца. Пьяницы царствия Божия не наследят». В воскресенье, 30 декабря 1890 года, после обедни священник в своем слове, сказавши о вреде пьянства, объявил прихожанам, что в день нового года будет открыто в с. Ивановке общество трезвости – предложил им подумать об этом, прибавив, что только тот, кто твердо решится отказаться в течение года от всяких крепких напитков, будет допущен в это общество. Но вот настал и новый год. Священник, по окончании литургии, обратился к прихожанам с приличествующим делу словом, в котором напоминал им, что в истекшем году многие провели жизнь не по-христиански, предаваясь разного рода дурным привычкам, страстным порокам, что одним годом жизнь наша стала короче и, быть может, до другого нового года и не доживем, и с такими пороками и смерть нас застигнет, а потому следует с нынешнего дня, со дня нового года, начать жизнь новую, богоугодную; следует бросить все старые худые привычки, злые наклонности и обуздывать страсти, особенно пагубную страсть к пьянству. При этом обстоятельно развил, как вредно пьянство для души и тела, здоровья, семейного согласия и домашнего благополучия и как счастливы те, которые ведут жизнь трезвую и даже не знают вкуса в вине. И потом обратился к слушателям с просьбой соединиться во имя любви к ближнему против общего врага пьянства, соединиться в общество трезвости, чтобы поддерживать друг друга, а потом привлекать в сие общество и тех, которые пьют, но желали бы отказаться, а сами с собой не сладят, помочь им добрым словом, сердечным участием, советом и молитвой. Каждый член общества трезвости получить образок Преображения Господня, который постоянно будет напоминать ему о данном обете и о загробном преображении праведников, которого удостоятся только те, которые в сей жизни стараются преображаться, переменять свою греховную жизнь на жизнь богоугодную.

После этого священник прочел им следующие правила, обязательные для каждого члена общества трезвости:

1) В члены общества трезвости принимаются лица обоего пола, давшие обет в течение одного года воздерживаться от употребления всяких спиртных напитков; имена их записываются в книгу трезвости Покровской церкви с. Ивановки-русской и поминаются каждый раз на проскомидии.

2) Вступающие в члены общества трезвости дают в храме Божием торжественно обет, произнося слова, пропечатанные на заглавном листе книги трезвости, воздерживаться от употребления всяких спиртных напитков в течение одного года, в знак чего целуют крест, св. Евангелие и икону Преображения Господня, которая дается каждому члену в постоянное напоминание о данном обете воздержания, с обозначением на оборотной стороне ее имени и времени вступления члена в общество трезвости.

3) Членам общества трезвости совершенно воспрещается ходить в питейное заведение, но угощать в своем доме гостей могут, только с тем, чтобы угощение это было умеренно и не доводило до опьянения.

4) Членам общества трезвости употребление крепких напитков допускается в случае болезни или с разрешения местного священника.

5) Каждый член общества трезвости обязан увещевать при всяком удобном случае ведущих нетрезвую жизнь отказаться от употребления крепких напитков и присоединиться к обществу трезвости, и если член общества трезвости есть глава семейства, обязан и членов своей семьи удерживать от пьянства и запрещать ходить в шинок.

6) Так как пьяницы в церковь Божию ходят весьма редко и, по нерадению, уклоняются от слушания слова Божия, от говения в посты, от внебогослужебных вечерних собеседований, то члены общества трезвости должны ходить к ним в дома для увещания, вразумления и наставления.

7) Члены общества трезвости, в случае если они дома, призываются к обязательному посещению всех богослужений и вечерних собеседований по воскресным и праздничным дням, а также и к посильной жертве на нужды своего общества, например на покупку образков Преображения Господня, на приобретение книжек и брошюр религиозно-нравственного содержания для раздачи членам общества и сторонним лицам и т. п.

8) Шестого августа, в день праздника общества трезвости, после литургии и совершения молебна, на котором поминаются имена всех членов и они присутствуют с зажженными свечами, бывает собрание членов для совещания по делам общества.

9) В случае нарушения каким-нибудь членом данного им обета, по усмотрению местного священника, или делается ему строгий выговор и дается епитимия, или же отбирается от него иконка и он исключается из членов общества трезвости.

По прочтении правил священник вынес из алтаря св. Евангелие, крест, образки и Книгу трезвости, положил на приготовленный посредине церкви столик и предложил желающим вступить в общество трезвости, стать на колени и повторить за ним слова обещания, напечатанные на заглавном листе Книги трезвости. Все давшие обет воздержания поцеловали Евангелие, крест и иконку. Священник каждого кропил священной водой, благословлял иконкой, которую вручал ему с надписью на обороте его имени, фамилии, времени вступления в общество трезвости. Имена всех членов записаны были в Книгу трезвости, в которой также сделана отметка о времени вступления. Всех членов, к общей радости, оказалось около ста. Затем священник обратился к членам со словом, в котором пожелал обществу успеха, а членам быть примером не только трезвой, но и вообще благочестивой и богоугодной жизни и предупредил их, что Бог карает каждый грех, а в особенности строго наказывает за нарушение обетов и присяги; наконец, отслужен был молебен, на котором поминались имена членов общества трезвости.

В число членов записался и учитель местного министерского народного училища Роман Бойченко – сотрудник священника как по обществу трезвости, так и поведению вечерних собеседований. С тех пор общество все более и более возрастает вступлением в него новых членов, из которых многие были горькими пьяницами, и даже присоединением к нему целых семейств.

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.