Слово на общей исповеди, произнесенное св. прав. Иоанном Кронштадтским в Андреевском соборе Кронштадта - Братство Трезвение

Слово на общей исповеди, произнесенное св. прав. Иоанном Кронштадтским в Андреевском соборе Кронштадта

Как прискорбно видеть, что враг в праздники Господни берет с христиан свой оброк, крайне великий оброк и чем больше праздник, тем больше оброк врагу платят христиане, ибо что мы видим в праздники? Совершенную праздность, раз­нузданность плоти, пьянство, распутство, драки, кражи, увеселения. Боже мой! какое угодие плоти! Какое усердное служение диаволу! Христиане ли эти люди, подумаешь, искупленные честною кровию Сына Божия? В христианские ли ты времена живешь, не в языческие ли? Это ли причастники животворящих Таин? Это ли те люди, которые бывают в храме Божием и молятся вместе с тобою Господу?

Если это они, для чего же они приходили в храм? Видно, по одной привычке, а не по влечению бла­годарного ко Христу Спасителю сердца. Видно, они не молились Богу, не приближались к Нему сердцем своим, а только устами своими приближались к Нему, – если только хотя устами приближались, – и не вошли они в силу праздника, вообще не понимают  они сущности и цели праздников  христианских, но участвуют в них так, как дети участвуют в семейном празднике своих роди­телей. Худые дети у такой любящей, благой, святой матери-Церкви? Мать свята – чада грешны, мать духовна – чада плотяны, мать небесна – дети земны; мать хочет даровать чадам своим блага вечные, духовные вместо тленных и временных, чада отвергают их и избирают себе удовольствия земные, греховные, преходящие.

Впрочем, между пья­ными и преданными разным порокам людьми в праздники больше встречаешь таких людей, кото­рые не были в церкви (и вовсе не знают празд­ника, потому что никогда о нем не размышляли). Для таковых существует один только праздник – праздник плоти. Ах! доколе мы, священники, не восстанем против всех бесчинств в праздники Господни? У кого из священников Божиих будет ревность Илиина или Финеесова, или Исаина, или Иеремиина (чтобы восстать с силою Духа Святого на все эти бесчинства в праздники Господни в новом Израиле), чтобы все силы свои, всю жизнь свою употребить во славу Божию – на искоренение между христианами этих непотребств? Господи! когда мы будем святить, как подобает святыне, праздники Твои? Когда мы утешим святую матерь свою – Цер­ковь, повиновением ее уставам? Когда мы напоимся духом ее? Доколе, начиная духом, мы будем оканчивать плотно празднование великих, спасительных событий православной веры? Доколе враг будет посмеиваться над членами Христовыми, кои суть христиане? Доколе люди других вер и исповедований будут указывать на нас и говорить: смотрите – вот христиане, называющееся православными – как они живут! Какова у них вера сердечная! Каковы у них познания о вере! Каковы у них священники!  Как они худо учат народ вере, как  они  мало  объясняют им  праздники,  их предмет и цель установления! Как они мало учат их жить по вере! Боже мой! какое нарекание на нашу православную веру и на нас, пастырей!

Или, впрочем, может быть, о нас, пастырях, и спра­ведливо говорят? Есть много и нашей вины в том, что христиане не так проводят праздники, как должно; мы не обличаем, не запрещаем, не умоляем их со всяким долготерпением и учением проводить праздники и вообще жить по-христиански. Мы мало говорим о праздности, пьянстве, распутстве; мы не гремим в церкви Божией словом Божиим против этих пороков, страшно овладевших христианами. Мы не всегда отлучаем, в страх прочим, от св. Чаши известных своим пьянством и прелюбодейством лиц и даем через то этим заразительным и мерзким порокам все более и более усиливаться; мы даем сла­бые епитимьи на исповеди лицам, заслуживающим строгого церковного наказания; не следим, как бы следовало, за исполнением и тех епитимий, кото­рые налагаем на них!

Боже праведный! И пастыри, и паства безответны пред Тобою. «Все сбились с пути, разом пришли в негодность; нет творящего доброе, нет ни одного» (Рим. 3, 12). Что, наконец,  будет при существующем беспорядке в нашей жизни? Беззаконие разливается по земле; царство врага распространяется, царство Твое сокращается, мало избранных Твоих, в сердцах коих Ты по­чиваешь, – много рабов диавола, в сердцах коих, как тать, восседает исконный человекоубийца. Что сотворишь с нами, Господи? Кровь завета Твоего вопиет от земли, но евангельский глас Твой не проникает в сердце христиан.

 Заповеди Твои в небрежении, церковные уставы в попрании – что сотворивши с нами, Господи? Господи! пошли ревностных деятелей в вертоград Твой, «не ищущих своего» (1 Кор 13:5), а ищущих Христа Твоего. Даруй им ревность пророческую, апостольскую силу и муд­рость, да возделывают они неутомимо день и ночь нивы сердец человеческих. 

1907 г.

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.