В жизни все гораздо хуже и страшнее
Отзывы о просмотре фрагментов фильма «Потерянный уик-энд» (США, 1945 г.) на встрече членов межприходского православного братства «Трезвение» (БТр) и Первого московского общества трезвости (руководитель – дьякон Иоанн Клименко) в приходском помещении храма св. мчч. Флора и Лавра на Зацепе

Иван: Жизнь людей, страдающих от зависимости, намного ужасней, чем показано в фильме. Если говорить честно и откровенно, то главный герой картины с зависимостью не справился. Финальная сцена с бросанием сигареты в стакан виски — это не про алкоголизм. Но в контексте фильма это дает некоторую надежду на спасение героя. И вот об этой надежде стоит говорить…
Размышляли над тем, что на самом деле представляет собой алкоголизм и созависимость. В выбранных фрагментах фильма есть узловые моменты, отражающие то и другое. Но состоявшаяся беседа — это только начало вхождения в тему. По своему опыту могу сказать, что всерьез обсуждать и решать вопрос избавления от зависимости (химической или нехимической) без веры невозможно. Конечно, отношение к Богу у людей разное, и люди, разрушенные алкоголизмом и созависимостью (созависимость, как и алкоголизм, смертельна), не исключение. Но именно в такие моменты важно обратиться к Нему.
Наш удивительный святой прп. Силуан Афонский говорит: «Господь так мил и любезен, что от любви Его душа не может вспомнить ни о чем другом». То, что Господь любезен по отношению ко всем нам, было явлено на прошедшей встрече. Возможно, только об этом и стоит помнить, когда мы предпринимаем действия по преодолению своей зависимости, какой бы она ни была.
Вадим: Эпизод с «бычком», брошенным в рюмку в конце фильма, вызвал подозрения: алкоголик никогда так не сделает, а если вдруг сделает – то на глазах у других с целью манипуляции.
Сомнительно, что человек из фильма сможет преодолеть зависимость после эпизода в конце. Там только появился свет в конце туннеля, а значит, и возможность изменения своей жизни – благодаря «стержню» самого героя и помощи близких людей, которые по-своему и не всегда удачно старались ему помочь.
С одной стороны – это фильм о западной жизни, отличной от нашей, и в сфере культуры, и в сфере взаимоотношений, традиций. С другой стороны – зависимые люди везде одинаковы. И они одинаково ведут себя в разных ситуациях, вне зависимости от страны проживания и культуры. Чувство эйфории, свободы и огромных возможностей в начале «употребления» есть у всех, но потом все превращается в жизнь в «подвале», где нет никакой радости, только подавленность, уныние и желание найти и употребить «дозу».
В фильме есть картинка, которая позволяет сделать вывод, что трезвая жизнь дает надежду, она ближе к свету, а пьяная – нет. Но человек может сделать мало, потому что зависимость лишает его сил сопротивляться, делает рабом. Для верующего зависимого человека очевидно, что помочь может только Бог, неверующему надо искать путь спасения. И свидетельства о Христе на подобных встречах киноклуба отнюдь не выглядят лишними.
Сергей: В фильме, возможно, впервые в истории кинематографа всерьез показана проблема алкоголизма. Только на экране пьяницу играет аккуратный ухоженный актер, говорящий трезвым голосом, что снижает реалистичность картины. В жизни все гораздо хуже и поэтому страшнее. Зато очень точно показаны созависимые отношения брата и девушки главного героя. Это классическая дисфункциональная семья, где алкоголик лжет, и близкие начинают ему подыгрывать, усугубляя положение. Правдиво была показана логика поведения алкоголика, то, что любая химическая зависимость — это и болезнь, и страсть (с аскетической точки зрения), от которой больной человек не может освободиться без помощи Бога. Глядя на главного героя, я вспоминал свою старую жизнь, где прошел все круги ада алкоголизма.
Интересным было обсуждение фильма, для меня было важным общение за чаем. В совместном разговоре с одним из участников встречи мы пришли к выводу, что в картине очень искренно было показано типичное поведение алкоголика и его близких, а это цепляет за живое. Считаю, что такие встречи надо продолжать, эта тема актуальна как никогда.