Встреча с врачом, канд. мед. наук профессором Б. А. Воскресенским - Братство Трезвение

Встреча с врачом, канд. мед. наук профессором Б. А. Воскресенским

Завтра здесь будет проведен вечер памяти врача-нарколога, члена братства Аллы Даниловны Василевской, которая много лет назад познакомила меня с братством. Наша встреча – также  в память Аллы Даниловны.

     Тема нашей встречи: «Зависимости и пути  их преодоления. Духовные пути  преодоления зависимостей».

     Духовная и душевная жизнь человека проявляется – через психические состояния – переживания. Они разнообразны. Это и ценности – интересы, верования, увлеченность каким-либо делом, переживания по поводу тех или иных жизненных ситуаций, светлых или тягостных. Это и «просто» какие-то мысли, чувства, настроения, это и реакция на различные телесные ощущения, процессы. Врачу-психиатру при общении с обратившимся к нему человеком  (мы не можем заранее назвать его больным) необходимо разбираться, т.к. нужно решить, действительно ли переживания этого человека являются путем к Богу, проявлением его духовной свободы, его выбора или  его переживания носят болезненный характер.

     Инструментом разграничения духовной области и области душевных процессов (восприятие, настроение, воля и др.) является учение о трихотомической (дух – душа – тело)  природе человека. При психических расстройствах нарушения происходят в сфере душевной. По-особому нарушается течение мыслей (бред), восприятие (голоса и видения), настроение (совсем особые – болезненные –  спады или подъемы настроения – депрессии и мании) и т.д. но главное состоит в том, что в результате психической болезни ослабевают или даже исчезают нормальные психические процессы, возникает так называемая негативная симптоматика. Таким образом формируется, проявляется болезненная зависимость от алкоголя и других психоактивных веществ. Но нужно подчеркнуть, что в возникновении этих расстройств свободный выбор человека (точнее – его безответственность) играет очень важную роль. оценить все это правильно  может именно врач-психиатр. Причем по отношению к людям верующим, страдающим психическими расстройствами в этой деятельности очень желательно  сотрудничество специалиста (врача)  и  людей, имеющих духовный, церковный опыт.

  Духовный же опыт может быть как положительным, так и отрицательным, но психические процессы  при этом не разрушаются. Поведение человека может быть странным, непонятным, но это  не всегда свидетельствует о   психическом расстройстве. Не всегда необычное поведение требует психиатрического лечения. Наиболее убедительно это разграничение, имеющее принципиальное значение, можно произвести, повторю, только в рамках трихотомии. 

Насколько правомерно выражение: «В здоровом теле – здоровый дух?»

Б. А. Воскресенский.

     Сфера духовного в трихотомии является внешней. (Я имею в  виду графическое изображение трихотомии в виде трех вписанных друг в друга окружностей). Это выражает иерархичность по отношению к душевной и телесной жизни. Духовное может преобразовывать душевное и телесное. Тяжко болящий человек может жить духовно полной жизнью.  Это же относится и к душевным болезням. Человек может преодолевать болезненные проявления ради Бога, ради ближнего. Не столь уж редко соматическая и душевная болезнь могут усугубляться, но духовно человек может укрепляться. Одна пациентка при ухудшении состояния свидетельствовала, что по мере укрепления в вере у нее  изменялось отношение к болезни. Болезнь  стала восприниматься как данность, как крест, который она должна нести по-христиански, ни на кого его не перекладывая. Пациентка стала более ответственно относиться к своей болезни, отслеживала признаки ухудшения, соглашалась на добровольную госпитализацию, у нее улучшились отношения с близкими. При этом ее телесное и душевное состояние усугублялось.

А. М. Копировский.

      Слова о «здоровом теле» вырваны из контекста. Римский поэт Ювенал (I-II в.) писал:

 «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью…».

Б. А. Воскресенский.

     Здоровое тело само по себе не гарантирует ни счастья, ни успеха, ни спасения. Кроме того в наши дни медицина, благодаря научно-техническому прогрессу все более тонко фиксирует многообразие различных физиологических показателей, что  свидетельствуют не о болезни, а об индивидуальных особенностях человека. Но эти фиксируемые отклонения от «нормы»  не всегда означают  распад,  болезнь.  Стремиться к идеально здоровому телу – это непродуктивный путь отношения к жизни.

Улучшилось ли психическое состояние людей в России со времен перестройки?

Б. А. Воскресенский.

     Существуют многочисленные факторы, способствующие развитию болезни. Есть болезни, обусловленные наследственными причинами, болезни, связанные с соматическими (телесными) поражениями, а также болезни, связанные со стрессовыми ситуациями (как говорили прежде – «от ударов судьбы»). Основная психиатрическая патология (шизофрения  и др.) наблюдается  у 1% населения независимо  от страны, культуры и экономических факторов.

     Возникновение и развитие болезней, имеющих соматическую природу, зависит от многих факторов (в частности, от экологической ситуации). Здесь можно проследить колебания.

     Что касается влияния стрессов на возникновение психиатрических заболеваний, то здесь ситуация неоднозначная. В ранний постсоветский период (в 90-е годы) стресс усугубился, но возникли проблемы не психиатрические, а социальные. Так, несколько ухудшились условия пребывания в стационаре, сократилось время пребывания в нем, стало хуже лекарственное обеспечение, но больницы стараются эти проблемы преодолевать.

     Профилактическое же направление улучшилось. Появились курсы обучения больных навыкам самодиагностики и самопомощи. Эти курсы проводятся как в больницах, так и в диспансерах. Появились психообразовательные программы для родственников, позволяющие им «отслеживать» начинающееся ухудшение, обострение болезни у близкого человека и, следовательно, подсказать больному – своему близкому – как можно быстрее обратиться к врачу. Сам пациент не всегда может заметить это вовремя.

     В наши дни в связи с падением границ, с информационным взрывом, происходит усложнение психики  человека. Он больше размышляет, рефлексирует. оживление религиозной жизни также может быть связано с такими размышлениями. Все это может создавать для человека проблемы, иногда даже мучительные, но в принципе это само по себе не ведет к психическим расстройствам.  Все это он как человек церковный  должен вместить. 

В одной семье воспитываются два брата. Один из них становится пьющим, а другой – нет. С чем это может быть связано?

Б. А. Воскресенский.

     Факторов может быть несколько. Как правило, младшие дети растут в более свободных условиях. Иногда это приводит к тому, что у них не формируется чувство долга. Разные характеры также по разному способствуют питию. Кроме того, могут быть мозговые особенности, способствующие формированию зависимости.  Влияет также окружение, социальная среда. 

     Соматические заболевания (в частности, ослабленный мозг) часто способствуют формированию зависимости.

В чем разница между алкоголиком и пьяницей? Связано ли компульсивное поведение с психиатрическими проблемами?

Б. А. Воскресенский.

     Алкоголизация является злом в духовном, социальном и медицинском смыслах. То есть это проблема медико-социальная. Однако только 5-10% людей, потребляющих алкоголь, становятся патологически зависимыми, т.е. появляется влечение, в корне отличающееся от обыденного желания выпить. Возникает определенная симптоматика, которую можно описать.

   В мировом опыте существуют разные подходы к взаимодействию общества с человеком пьющим. Так, в США алкоголик – это человек, имеющий проблемы в разных сферах.  Отличие пьяницы от алкоголика в том, что пьяница хочет – пьет, не хочет – не пьет. При алкоголизме поведение направляется болезнью (насильственность). Сначала появляется навязчивость. При этом идет борьба мотивов. Постепенно навязчивость переходит в компульсию – непреодолимое, насильственное влечение.  Это признак ухудшения. Формирование компульсивного поведения можно наблюдать и при других  расстройствах  (например, навязчивое мытье рук), причем сама  невозможность исполнения ритуала, а не страх загрязнения-заражения, приводит к тяжелым переживаниям. 

Психическое расстройство индивидуально, а пьянство социально. Как преодолеть болезнь, находясь с ней один на один?

Б. А. Воскресенский.

       Способ один – «наполнить горницу». Наша психика (душевные процессы) всегда содержательны. Исходя из трихотомической модели природы человека, при зависимости нужно наполнять духовный «овал» (т.е. условную фигуру, символизирующую полный охват всего, что есть в человеке – прим. ред.), чтобы душевный и физический «круги» (внутренние, меньшие относительно духовного «овала» – прим. ред.) были подчинены духовной наполненности. Важно учитывать, что раз возникнув,  патологическое влечение не исчезает, и может возобновляться в той или иной ситуации или даже без видимой причины. Психотерапевты учат отслеживать усиление влечения для своевременного обращения к наркологу, учат преодолевать возникновение рецидивов. Мотив для этого должен лежать, так сказать, вне самого больного: т.е. не просто «нельзя», а преодолевать себя ради Бога, ради ближнего, ради деятельности (профессия, дом, дети), к которой призван.

     «Вот, Я стою у двери и стучусь: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, Я войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3:20).

     Сейчас в СМИ превалирует бравирующее отношение к алкоголю. Это трагедия. С курением сейчас расправляются достаточно жестко (изоляция курящих, возможно увольнение с работы). Но алкоголизм, наркомания, токсикомания – гораздо более опасны.  Необходимо формировать общественное отношение к зависимости. К зависимому человеку нужно относиться с состраданием (что совсем не означает попустительства, всепрощения),  т. к.  зависимость – это не признак мужественности, а признак слабости. 

Являются ли алкогольная и наркотическая  зависимость психическим заболеванием?

Б. А. Воскресенский.

     В узком смысле  не являются, ведь человек приобретает их сам, так сказать, по своему желанию. Также важно учитывать, что в образ жизни человека зависимого включены социальные проблемы – получение денег нетрудовым путем, корысть и др. Эти проблемы не могут быть устранены наркологами, т.к. являются социальными. Но с другой стороны в ряде случаев зависимости обретают механизм саморазвития, проявляются в виде весьма тяжелых психических расстройств.

 Какие особенности общения нужно учитывать при выстраивании отношений с зависимым человеком?

Б. А. Воскресенский.

     Для преодоления созависимости и осуществления помощи больному психологи рекомендуют, признавая семейную проблему, обсуждать ее в семье, научиться разделять человека и болезнь, сформировать границы собственной вины и ответственности, почувствовать единство своего внешнего и внутреннего «я», осознать и выявить собственные потребности.  Что касается больных психическими болезнями, то такого человека нельзя поддерживать в его болезненных переживаниях (бред, голоса и др.) Но нельзя также реагировать на эти проявления авторитарно, подавлять. Нужно искать пути обхода этих ситуаций, не обсуждать болезненные переживания психиатрического характера.  Нельзя ущемлять человека. В острой ситуации нужно стараться склонить человека к госпитализации, реагируя на его жалобы и исходя из его реальных соматических проблем, а не душевных переживаний. Например:  «Необходимо лечь в больницу, чтобы справиться с бессонницей,  проблемами желудочно-кишечного тракта   и др.».  

Целью  созависимого поведения часто является желание защитить детей от действий зависимого родственника (чаще всего, отца). Как помочь в данной ситуации?

Б. А. Воскресенский.

     Повторю, человек, находящийся рядом с зависимым, не должен снимать с себя ответственность, но, в то же время, должен чувствовать себя свободным. У него есть своя линия жизни. Должно быть ограничение общения с зависимым человеком, а также необходимо обращение к духовным ценностям. Человеку нужно помогать создавать духовные ценности. Говорить нужно не о болезни, а о греховности поведения. Момент для такого разговора нужно подбирать, т.к. невозможен разговор в период болезненного обострения. Такой момент может настать через несколько дней после запоя. В это время человек пребывает в физической слабости, в нем есть  чувство вины за свое поведение. Разговор должен быть направлен на излечение. Предназначение близких – их собственный путь и разумная помощь зависимому человеку. Нужно взывать к духовной сфере, к ответственности. Не всегда нужно помогать больному распутывать сложные клубки проблем (с работой, отношениями с людьми и др.).

А. М. Копировский.

     Когда жена пытается властвовать над мужем (даже  больным), это всегда приводит к тяжелым  последствиям.

Сейчас существуют медицинские исследования, которые могут определить вероятность попадания человека в группу риска при формировании алкогольной и наркологической зависимости. Насколько это научно обосновано?

Б. А. Воскресенский.

     Существуют некоторые варианты биохимических процессов, когда противостояние  алкоголизации затруднено. Но измененная биохимия – это особенность телесной организации человека. Эти процессы не специфичны для формирования зависимости. Знание таких опасностей может помочь только тому человеку, у кого есть устойчивые духовные ценности. Формирование зависимости не всегда может быть  связано с телесной сферой.  Таким образом, биологизация, редукционизм человека до лабораторно-инструментальных показателей – это упрощение, это не основной путь преодоления зависимости. Похожая картина и у людей с тяжелыми психиатрическими заболеваниями (шизофрения, депрессия). 

О чем можно говорить с подростком, чтобы противостоять начавшейся алкоголизации?

Б. А. Воскресенский.

     Нужно говорить о христианском и человеческом призвании, о том, чтобы беречь свой дар от Бога.

     Однако нужно учитывать, что в некоторых случаях (это особая психиатрическая проблема) подростковые конфликты не только с родителями, но и со средой, являются признаком болезни.

А. М. Копировский.

     В эпоху постмодерна утрачен центр жизни из-за боязни тоталитаризма (все, что четко определено, автоматически воспринимается как давление, противостояние «свободе личности»). Нужно помогать найти человеку центр, не идола, а именно центр. С этого можно начать разговор, а дальше стараться укрепить доверие.

Как Вы относитесь к кодированию?

Б. А. Воскресенский.

     Метод Довженко  был популярен в 70-80-е годы. Это психотерапия внушением. Происходит воздействие на волю человека. Такое воздействие («Моя воля запрещает тебе пить», – говорит врач больному) не активирует личность. Это авторитарный подход. Некоторым личностям такой метод подходит. Как правило, это незрелый, инфантильный тип личности. Но любые внушения постепенно ослабевают, выветриваются, так что необходимы повторные курсы. Это естественный процесс, и он не свидетельствует о неэффективности лечения.

     Ценным опытом является работа в группах по взаимной поддержке (например «Анонимные алкоголики»).

     При современном взгляде на  преодоление зависимости усиливается  роль личной ответственности пациента. При оказании помощи зависимому нужно не корить себя, а смотреть на эту ситуацию как на дело посильной помощи. 

Если человек не хочет жить, не хочет лечиться, то как в этой ситуации поступать близким?

Б. А. Воскресенский.

     Помогать найти духовные ценности, порекомендовать группы взаимопомощи (например, «Анонимные алкоголики»). 

Является ли игровая зависимость психиатрической проблемой?

Б. А. Воскресенский.

     Любая зависимость не всегда является психиатрической проблемой. Это может быть социальная, духовная, нравственная проблема. Однако для некоторых больных психиатрический подход является спасительным из-за патологической невозможности общаться. (Я имею в виду компьютерную зависимость).

     Не всегда нужно ломать человека. Например, пожилой человек пьет. Не нужно пытаться жестко изменить ситуацию (также и с табакокурением).

Л. Ясонова.

     Мои больные сын и дочь спасались в виртуальном пространстве. Там они обретали общение, друзей. В дальнейшем произошел выход из виртуальной реальности, т.к. они обрели силы общаться в реальном мире.

Как разрушить миф о вреде психотропных препаратов?

Б. А. Воскресенский.

     Желание отказаться от приема препаратов понятно, по существу это одна из составляющих недостаточного понимания больным болезненности своего состояния. Человечеству хочется считать себя свободным.

     В психообразовательной работе с больным и его родственниками следует еще и еще раз раскрывать (по специальным методикам) болезненность голосов, видений, перепадов настроения, настраивать на их предотвращение.

     Уместно бывает рассказать о трихотомии. воздействие на душевные  процессы нисколько не затрагивает духовную, ценностную, личностную сферу.

А. М. Копировский.

     Этот миф (о вреде лечения препаратами) поддерживается и опытом наличия в СССР репрессивной психиатрии.

Б. А. Воскресенский.

     Проблема злоупотребления психиатрией не нова. В популярной литературе начала XX века это тоже упоминается.

     Исходя из учения о трихотомии (на нем основывался известный психиатр проф. Д. Е. Мелехов), нужно понимать, что инакомыслие разворачивается в сфере духовного (так же как  политические, религиозные убеждения и др.), а болезнь – в сфере душевного.  Иногда инакомыслие и болезнь не зависят друг от друга, а иногда инакомыслие является проявлением болезни. Психиатрия как наука может это определить и благодаря этому избегать злоупотреблений.  

А. М. Копировский.

     Апостол Павел писал: «Сам же Бог мира да освятит вас всецело, и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 5:23). Бог силен в излечении и облегчении, Бог дает нам разум. Простых решений быть не может, нужно все время пребывать в трезвенном состоянии.

Прилагаем ссылку на интервью с проф. Б.А. Воскресенским «Дух как опора», в котором подробно развита тема духовного противостояния психической болезни,  а также алкоголизму и наркомании.

http://www.mindlabyrinth.ru/additional/illive/detail.php?sid=98&pid=1414

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.