Выступление прот. Павла Алексахина на Международном съезде практических деятелей по борьбе за народную трезвость - Братство Трезвение

Выступление прот. Павла Алексахина на Международном съезде практических деятелей по борьбе за народную трезвость

Исполнилось пять лет со дня кончины старца беседников протоиерея Павла Алексахина

Мы публикуем доклад, прочитанный им по благословению митр. Иоанна (Снычева), на Международном съезде практических деятелей по борьбе за народную трезвость в 1995 г.

Дорогие братья и сестры!

Приветствую организаторов этого важного форума, приветствую всех делегатов и гостей.

Радуется душа, что есть у нас в стране люди, которые осмелились выступить с инициативой трезвости.

Можно образно сказать, что мы идем против ветра и вызываем негативное отношение к себе тем, что ведем безалкогольную жизнь, да еще выступаем против ошибок других.

Употребляющие вино, якобы ради уважения и дружбы, не знают, какой вред они наносят здоровью и благополучию; не знают, что пьяное веселье мимолетно и ведет душу человека в погибель, в ад на вечные времена. Они не знают, что угощение приносит непоправимый вред человеческим отношениям, семьи и дружба распадаются.

Склонностью к винопитию заражены очень многие, начиная от правительства, духовенства и кончая низами рабочего класса и крестьянства. Кто-то за счет продажи винных изделий обогащается, а многие семьи страдают и рушатся, калеча морально и физически своих детей. Эти дети не доедают, лишаются родительского тепла, а часто и крова, и начинают заниматься попрошайничеством, воровством. Экономические потери от потребления алкоголя, несомненно, превышают доходы от продажи его.

Человеку дана свободная воля, и за ним выбор, как ему строить свою жизнь, как поступать. Два духа действуют на человека: дух добра – Бог, и дух зла – диавол. В нашей стране, пораженной болезнью винопития, торжествует диавол, низлагая миллионы людей в эту греховную страсть.

Что это именно так, приведу пример из жизни.

У моего брата Ивана Васильевича была жена Варвара, одержимая бесом, в народе говорят «порченая» (есть люди, которые портят других при удобном случае: пьянка, ссора, злоба, гордость – их называют колдунами). В 1939 году (мне тогда было 20 лет) сидели мы за столом по случаю праздника: я, родной брат, двоюродный брат Михаил Иванович и сноха Варвара, больная, высохшая, с помощью других приведенная за стол.

Употребив не одну рюмку вина, стали петь песни. Пели стройно, громко, вдохновенно, особенно Варвара. Когда закончили третью песню, Михаил Иванович говорит Варваре: «Варя, повторяй за мной: “Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…”». Сноха повторила три слова и как заскрипит зубами, и, замахав сжатыми кулаками, с ненавистью закричала: «Что вы ко мне пристали, что вы меня мучаете?!» Мы тут же все заплакали, видя такую сиюминутную резкую перемену снохи.

Радость и торжество беса от водки сменилось злобой от молитвы. Так что в пьянстве именно торжествует бес. Он смущает человека и обольщает его множеством «хороших» предлогов, лишь бы человек выпил. От рюмки начинается плохое дело, если не сразу, то постепенно.

Некоторые, оправдывая винопитие, ссылаются на Евангельское описание от Иоанна, как Иисус Христос на браке в Канне Галилейской совершил первое чудо и претворил воду в вино (Ин. 2, 1-11). Этим козыряют любители выпить.

Вот как объясняет это место известный православный толкователь Нового Завета блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский:

«Но будем молиться, чтобы это совершилось и над нами, чтобы ныне совершился как бы брак, то есть, соединение Бога с душею нашею, доколе мы еще в Канне Галилейской, то есть, в стране сего низкаго и низвращеннаго мира, во всех отношениях превратнаго превращающаго.

Брак сей (то есть соединение с Богом) не бывает без присутствия Христа, Его Матери и учеников. Ибо как соединится с Богом тот, кто не верует во Христа, родившегося от Марии и говорившего во апостолах? Посмотрим же, какое чудо совершает Господь при таком браке и при таком соединении Бога с душею. Он претворяет воду в вино, наполняет шесть каменных водоносов наших. Под водою ты можешь разуметь нашу водянистость, влажность и расслабление в жизни и мнениях; под пятью водоносами – пять чувств, которыми ошибаемся мы в делах, под шестым водоносом – разум, которым мы колеблемся в мнениях. Итак, Господь наш Иисус Христос, евангельское Слово, врачуя наши падения, в деятельной ли то жизни, в умственной, или созерцательной, жидкое и нетвердое в нас прелагает в вино, то есть, в жизнь и учение, вяжущее и веселящее, и таким образом шесть наших водоносов наполняются сим прекрасным напитком, – чувства, чтобы мы не погрешали в деятельности, – разум, чтобы не погрешали в мнениях. – Прими во внимание, что там стояли каменные водоносы, по обычаю очищения иудейского. Слово Иуда значит исповедание. Исповедующийся очищается в пяти чувствах, которыми прежде грешил.

Глаз видел худо; глаз же при исповедании плачет, и таким образом служит к очищению. Ухо слышало блудные песни; оно же опять наклоняется к словам уст Божиих. Так бывает и над прочими чувствами. Разум погрешает во мнениях; он же опять очищает прежнее зло, преклоняясь на правильное мудрствование. Водоносы – каменные, или потому, что состав наш из земли, или потому, что преднамереваемые вместилища такого вина должны быть тверды и неразрушимы (т.е. не изменять в жизни правильно принятого решения, а свято исполнять – прот. П. А.)

… Под вином ты можешь разуметь евангельское учение, а под водою все, предшествовавшее Евангелию, что было очень водянисто и не имело совершенства евангельского учения. Скажу пример: Господь дал человеку разные законы, один – в Раю (Быт. 2, 16-17), другой – при Ное (Быт. 9 гл.), третий – при Аврааме по обрезании (Быт. 17 гл.), четвертый – через Моисея (Исх. 19 и 20 гл.), пятый – чрез пророков. Все сии законы в сравнении с точностью и силой Евангелия, водянисты, если кто понимает их просто и буквально. Если же кто углубится в дух их и уразумеет сокрытое в них, тот найдет воду претворившеюся в вино. Ибо различающий духовно то, что говорится просто и понимается многими буквально, без сомнения, в этой воде найдет прекрасное вино, пиемое в последствии и сберегаемое женихом Христом, так как Евангелие и явилось в последние времена».

В храме на богослужении первой недели Великого поста при чтении Великого покаянного канона Андрея Критского мы слышим: «… в Кане же на браце, воду в вино совершая, и показуя первое чудо, да ты изменишася, о душе!» А изменение требует переродиться, в борьбе с собой соединиться с Богом душой.

Еще любители выпить в свое оправдание ссылаются на Типикон (Устав монастырский, он же и Церковный), где встречается «разрешение вина и елея» по праздникам на трапезах, и пьют, когда есть возможность и деньги. Не имея под рукой старого Типикона, хотя бы 600-летней давности, нельзя установить, с каких пор умудрились вписать это разрешение на винопитие.

В Священном Писании Ветхого и Нового Заветов многократно и недвусмысленно говорится о недопустимости опьянения человека вином. Так в книге пророка Исаии мы находим: «Горе тем, которые храбры пить вино… За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах» (Ис. 5, 22-24).

В книге Притчи Соломоновы читаем: «Не смотри на вино… впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притч. 23, 31-32).

Св. апостол Павел говорит определенно: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римл. 14, 21).

Пока человек любит тело свое, не может он любить Бога и далек он от спасения, ибо Господь сказал: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою (т. е. кто не пожалеет тела своего воздержанием – прот. П. Л.) в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12, 25).

Многие святые отцы, славные и великие, вкушали только хлеб и воду, и через то победили страсти и сделались святыми. Для победы над собой нужна борьба немалая, и без помощи Божией пьющий ничего не добьется, если долго одержим этой слабостью. Привычка – это вторая природа.

В некоторых изданиях молитвословов появилось вроде бы незначительное изменение. Название «Молитва перед обедом и ужином» заменено на «Молитва перед едой». Значит, никакого обеда и ужина – ешь, когда хочешь. Давать, простите, безумное направление очень просто, а как отвечать перед Богом? Ведь речь идет о борьбе с собой даже в питании.

Трезвая жизнь зарождалась в недрах простого народа. В Самарской губернии в 1835 г. Василий Никифорович Щеглов положил начало православной христианской общине, которая существует до сих пор.

Что за жизнь устанавливал старец Василий? – Не употреблять никакого вина, не есть мяса, вкушать пищу только в обед и ужин, а между ними нельзя употреблять ни огурчика, ни яблочка, а можно только пить воду, чай или квас; молиться утром, вечером и даже ночью; хранить среду и пятницу, понедельник для Ангела Хранителя, все четыре поста – в эти дни употреблять все постное и без рыбы. Я эту жизнь храню по совету простого старичка более 40 лет. Можно спасать душу и без монастыря.

Простые крестьяне, выполняя молитвенные правила и трудовое послушание, вели благочестивый, совершенно трезвый образ жизни под руководством старца. По воскресным и праздничным дням после богослужения они собирались на беседы, рассуждали о смысле Церковных чтений, о спасении души, как меньше грешить, о житейских делах. (В данном переиздании доклада замечу, что такая жизнь принесла свои плоды: один из руководителей общины, старец Петр Иванович Колпаков (1856 – 1925) в декабре 1999 г. Священным Синодом Русской Православной Церкви за праведное житие, непрекращающееся народное почитание и обильные чудотворения при жизни, а особенно по смерти причислен к лику местночтимых святых Самарской области. Его святые мощи покоятся в Михаило-Архангельском храме с. Красные Ключи. В церковной летописи в настоящее время зарегистрировано более 1500 чудес, совершившихся по молитвам к нему – прот. П. А.)

Всем нам, священнослужителям, необходимо быть образцом в этом важном деле. Искренне радуют положительные примеры среди священноначалия нашей Церкви.

Наша общая задача – путем разъяснения, внимания, уважения, выдержки влиять на погибающих людей и всеми возможными способами отвращать от этого пагубного, вредного поведения.

Успеха всем присутствующим в этом важном деле.

Будьте здоровы и Богом хранимы!

15 сентября 1995 года

г. Санкт-Петербург

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ДОКЛАДУ

Приведу несколько своих выписок, не вошедших в текст доклада, о недопустимости винопития и о необходимости двухразового питания, а также заметку «Ангел понедельника» о важности поститься, кроме среды и пятницы, каждый понедельник.

В книге «Как спастись» в разделе «Что нужно знать о погребении. Основные ошибки, влияющие на загробную участь умерших» написано: «Ни в коем случае нельзя поминать усопших водкой: кто усопшего водкой поминает, тот ему больших мук уготовляет».

В этой же книге в разделе «Крупицы духовной мудрости» написано: «Связанный действием вина, без труда падает в пропасть греховную и в одно мгновение погубляет плоды долгого подвига, потому что Дух Святый отступает от оскверненного грехом».

В книге «У Бога все живы. Православный обряд погребения» написано: «Подумайте о том, что водка, выпитая за упокой души усопшего, льется ручьем на ту чашу весов, на которой сложено бремя его грехов, а ведь она и так тяжела!»

А святитель Иоанн Златоуст говорит: «Никого так не любит диавол, как пьяницу».

По поводу двухразового питания, в обед и ужин.

В Пространном христианском катихизисе написано: «Молиться же непременно должно каждый день утром и вечером, перед обедом и ужином и после оных, и по возможности при начале и окончания всякаго дела». Завтрак не упоминается.

В книжечке «Чин исповедания грехов…» написано: «Согрешили негсправлением повседневных домашних молитв: утренних и вечерних, перед обедом, ужином и после оных». Завтрака тоже нет.

В старом молитвослове, во второй части «Молитвы в продолжение дня» приводится «молитва перед обедом и ужином», а также «молитва по обеде и ужине». Завтрак отсутствует.

В старообрядческом календаре написано «молитва перед обедом и ужином».

В «Медицинской газете» за 11 октября 1979 г. в статье «Голод, не аппетит» написано: «Теперь уже многие врачи обращают внимание на то, что нередко даваемый больным людям совет есть небольшими дозами, но почаще, приносит вред … Мы привыкли к трехразовому питанию и это совпадает с установившимся у нас ритмом жизни и работы».

История свидетельствует о том, что в прошлом ни одна нация так не питалась (т.е. три раза).

В старинных книгах Среднего Востока осуждаются и даже проклинаются правители, которые ели по утрам.

Завтрак в нашем понимании не признавался вовсе, его ввели в обиход знатные дамы. Известно, что в средние века в Англии и других европейских странах ели два раза в день.

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.