Жизнеописание протоиерея Петра Полякова (в сокращении) - Братство Трезвение

Жизнеописание протоиерея Петра Полякова (в сокращении)

Владимир Цыганков

История жизненного пути протоиерея Петра Полякова интересна и поучительна. Он, будучи сельским учителем в Курской губернии, организовал в 1884 г. одно из первых православных обществ трезвости в России — «Христианское общество трезвости и воздержания». В Курской губернии Поляков начал издавать первый в России трезвенный журнал «Трезвое Слово», который выходил в виде сборников. Кроме того молодой учитель издал целую серию (12 выпусков) противоалкогольных листков под общим названием «В защиту трезвости и света». Можно сказать, что трезвенное движение 80-х годов XIX века начиналось в нашей стране двумя учителями — Сергеем Александровичем Рачинским в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии (в 1882 г.) и Петром Ивановичем Поляковым в селе Головчино Грайворонского уезда Курской губернии.

В селе Головчино, как вспоминал батюшка, «было развито почти поголовное пьянство, чему сильно способствовал местный сахарный завод и феноменальные способности некоторых виноторговцев, царствовавших в уезде и не знавших пределов своей незаконной власти». Обстановка, тяжелая для молодого человека, не пьющего сроду вина, определила его судьбу. Петр Поляков становится борцом за трезвое счастье России. Впоследствии его имя займет достойное место в плеяде выдающихся русских апостолов трезвости: С.А. Рачинского, протоиерея Петра Миртова, новомучеников протоиереев Александра Васильева (последнего духовника Царской Семьи) и Философа Орнатского, священника Александра Рождественского, алапаевского мученика князя Иоанна Константиновича и других подвижников благочестия.

Новое, необычное дело православной трезвости трудно приживалось в Головчино. Сподвижников-трезвенников у молодого учителя поначалу оказалось лишь пять человек (родственников и близких друзей). К православной просветительской трезвенной работе многие поначалу относились, мягко говоря, прохладно. «Признаюсь, — вспоминал о. Петр, — этот труд был нам столь несносно тяжел, не под силу, что нами не раз овладевало отчаяние. Духовенство сперва отнеслось весьма недружелюбно к нашей по их выражению «затее» и объявило нас чуть ли не сумасбродными. Но мы призвали все запасы своего терпения, все молодые силы и, с Божией помощью и уверенностью, что мы стоим за правое и доброе дело, продолжали наш труд».

Несмотря на трудности, всего два года спустя в Головчине функционировало уже довольно большое общество трезвости, число членов которого достигло 50 человек. Оно стало весьма известным в России, благодаря трезвенным журналам и листкам, выпускаемым сельским учителем. «Что отраднее всего, — с радостью подчеркивал Петр Иванович, — трезвенная работа шла во главе с местными священниками». Нравственная высота трезвости победила все сомнения. «С этих пор, — рассказывал Петр Поляков, — начатое с большими усилиями и неприятностями доброе дело вступило, так сказать, в законную силу и, постоянно расширяясь, стало повсюду показывать добрые плоды, которые вскоре обратили на себя внимание не только простого народа, но и людей, высоко стоящих по своему общественному положению»

В этот период произошла судьбоносная заочная встреча со святым праведным Иоанном Кронштадтским: «Знаменитый пастырь отец Иоанн Сергиев прислал на имя совета общества благословение и солидное денежное пособие». Позднее, в 1905 г., в письме ко всероссийскому пастырю о. Петр Поляков отметит, что он тогда к великой радости «…удостоился нравственной и материальной поддержки…». Так дело трезвости, которому в дальнейшем Петр Иванович Поляков отдаст все свои духовные и физические силы, с самого первого шага получило благословение и одобрение святого праведного Иоанна Кронштадтского.

В 1887 г. Петр Поляков предпринял попытку организовать первое Всероссийское общество трезвости. В тот год в журнале «Русский начальный учитель», издававшемся А.В. Латышевым, Поляков опубликовал проект этого общества под таким же названием, что и в Головчине — «Христианское общество трезвости и воздержания».

Идеей создания Всероссийского общества трезвости заинтересовались в разных городах России, она стала широко обсуждаться на страницах печати. Усилиями Петра Ивановича Полякова Всероссийское общество трезвости возникло в 1891 г. К 1892 г. оно слилось с Попечительством о народной трезвости под покровительством принца А.П. Ольденбургского, а позднее объединило свои усилия с Санкт-Петербургским Александро-Невским обществом трезвости.

В 1897 году молодой учитель переезжает со своей большой семьей в Санкт-Петербург. К тому времени в семье Поляковых было уже 8 детей (впоследствии станет 12).

30 августа 1898 в Санкт-Петербурге при Воскресенском храме у Варшавского вокзала по инициативе священника Александра Рождественского было создано знаменитое впоследствии Александро-Невское общество трезвости. В Александро-Невском обществе трезвости изначально обращалось внимание не только на воздержание от употребления спиртного как добродетель, но и на целостное развитие личности посредством православного воспитания, приобщения к русской культуре и, конечно же, — на воцерковление. Для этого в обществе устраивались беседы, чтения, литературные вечера с пением, организовывались паломничества и крестные ходы, издавались православные книги, брошюры, журналы (например: «Отдых Христианина», «Трезвая Жизнь», «Воскресный Благовест»).

С 1901 года Петр Иванович ведет воскресные беседы на заводских окраинах столицы от Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной церкви (Александро-Невское общество трезвости входило в Общество распространения религиозно-нравственного просвещения, руководимое протоиереем Философом Орнатским). «Сила слова значительно увеличивается, — говорил Петр Поляков, — если оно произносится духовным наставником». Конечно же не случайно он принимает 1902 г. сан диакона, а в 1903 рукополагается во священство (по-видимому с благословения о. Иоанна Кронштадтского).

Видя на окраинах столицы усиление пьянства в народной среде, молодой священник в 1903 г. обращается с пламенным воззванием в «Санкт-Петербургских ведомостях» к неравнодушным людям о спасении погибающих от пьянства. Он предложил обсудить проблему на общем организационном собрании в Народном Доме Императора Николая II. «Услышав о задуманном и начинающемся добром нашем деле, — вспоминал о. Петр, — всемирно известный пастырь о. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) прислал сочувственное письмо и 100 рублей. Накануне Благовещения после всенощной в Народном Доме и после краткого слова священника (о. Петра Полякова — прим. авт.) на тему о спасении погибающих [от пьянства] неизвестное лицо вручило этому священнику также 100 рублей на бедных детей…». В дальнейшем о. Петр Поляков неоднократно проводил подобные собрания, привлекая общественность к проблеме пьянства.

В 1906 г. о. Петр возглавляет Литейное отделение Александро-Невского общества трезвости на Спасской (ныне Рылеева, д. 27) и становится ближайшим другом и соратником протоиерея Петра Миртова, который с 1905 г. до 1918 г. возглавлял это общество. В летописи Александро-Невского общества трезвости отмечено: «Просветительская деятельность Литейного отделения исходила из религиозно-нравственных основ. Отделение заботилось о том, чтобы прежде всего возбудить, воспитать и культивировать в душе своих посетителей живое, действенное религиозное чувство, освящающее и облагораживающее нашу повседневную жизнь».

В 1906 г., когда о. Петр Поляков стремился организовать первую в России противоалкогольную газету, он обратился к великому пастырю о. Иоанну Кронштадтскому благословить это начинание и в ответ получил следующие слова: «Сие доброе дело Бог непременно благословит, так как пьянство подобно четырехглоловому кровожадному змию-людоеду, пожирающему души христиан. Если хоть одну голову отсечете — это будет заслуга перед Богом, Царем и Отечеством».

28 сентября 2001 г. в Луге по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира возобновил свою деятельность первый филиал Александро-Невского общества трезвости. Руководит им В.А. Цыганков. До революции лужское отделение Александро-Невского общества трезвости действовало при Воскресенском соборе города. В церковно-приходскую школу собора, где лужские православные трезвенники устраивали чтения с туманными картинами, о. Петр регулярно приводил своих подопечных: «В чтениях помогали своим пением дети нашего детского сада. Чтения велись на тему о вреде пьянства и посредством картин наглядным образом внедряли в слушателей трезвые идеи и понятия. После чтения или во время перерывов дети пели трезвенные песни и — удивительное дело! — их нехитрые простые голоса до слез умиляли и трогали простых слушателей…

Всего за год в Литейном отделении проходило более четырехсот духовно-просветительских собраний, на которых присутствовало свыше 35 000 (!) посетителей-богомольцев. Но не в цифрах суть, считал ревностный пастырь о. Петр Поляков: «Деятельность Литейного отделения — по преимуществу деятельность в области духа и потому не укладывается ни в какие цифровые данные и не подлежит никакому учету. Результаты этой деятельности — в сердцах посетителей и в их религиозно-нравственном росте».

 «В своей жизни, — говорил о. Петр Поляков, — я хотел гореть пред Богом как свеча». Как стремился жить ревностный пастырь, так и жил: у него слово, выходящее из горячего сердца, не расходилось с делом. О. Петр, уважаемый в столице священник, все время стремился улучшить приходскую работу. К этому же он призывал и своих собратьев — пастырей стада Христова: «Не секрет ведь, что многие православные приходы на Святой Руси решительно ничем не обнаруживают своей христианской жизни, той деятельной веры, без которой немыслима никакая христианская община, ибо истинные христиане не могут иметь другого мотива общения между собой, кроме деятельной любви. Любовь — это печать Христианства…».

Конечно же, священник-трезвенник горячее всего призывал поднять в приходах на подобающую высоту святое дело утверждения трезвого образа жизни. «А в каждом ли приходе это дело организовано как следует? — пишет в «Известиях по Санкт-Петербургской епархии» о. Петр, автор и член редакции этого журнала. — Тут наше пастырское сердце участливее забьется при виде всех ужасных плодов народного пьянства, к которым мы так присмотрелись, что словно видя не видим и слыша не разумеем. Следствием этого непременно возникнет общество или братство трезвости, в которых сейчас так нуждается русский народ…».

В 1915 году о. Петр издал книгу «Объяснение богослужения», к ее тексту он приложил полный текст литургии «на русском наречии», т.е. переведенный им самим с церковнославянского на русский язык.
alt

Умер о. Петр в 1922 году от заражения крови. Похоронили его рядом с Замостянским храмом, в котором он служил.

Можно было бы сказать, что свеча его жизни догорела пред Богом и погасла. Но нет! Через книги, через заветы протоиерея Петра Полякова светит нам его любящее сердце. Слово деятельной любви и несокрушимой веры пастыря-подвижника действует по-прежнему зажигающей энергией святости. Душа батюшки Петра как свеча продолжает гореть пред Богом. И пред нами.
Адрес статьи в интернете: xn—-7sbbj3bk0auv.xn--p1ai/otdely-3/otdel-socialnogo-sluzheniya-i-blagotvoritelnosti/zhizneopisanie-protoiereya-petra-polyakova/

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.