Причины успешной деятельности трезвеннических обществ России (на примере выставки «Общества трезвости: опыт прошлого – ради будущего») - Братство Трезвение

Причины успешной деятельности трезвеннических обществ России (на примере выставки «Общества трезвости: опыт прошлого – ради будущего»)

[Выставка «Общества трезвости: опыт прошлого – ради будущего», подготовленная нами к VIII научной конференции  «Алкоголь в России» в г. Иваново  (http://journal-labirint.com/?p=7221) 26 – 28 октября 2017 г., была представлена на прошедшихРождественских чтениях. Создавая её, мы стремились выявить в опыте прошлого трезвеннического движения основы, которые позволяли успешно противостоять алкоголизации населения. Этому было посвящено выступление А.М. Копировского, краткие тезисы которого помещены ниже.]

Копировский Александр Михайлович, 
Свято-Филаретовский православно-христианский институт (Москва),
канд. пед. наук, профессор;
сопредседатель межприходского православного братства «Трезвение»

Тезисы выступления  на секции «Трезвость и будущее России» XXVI Рождественских чтений 25.01.18 г.

Деятельность трезвеннических обществ и братств в России до революции 1917 г. и по окончании советского периода (с 1991 г.), в целом, действительно, весьма успешна. По статистическим сведениям, приведенным в Первом антиалкогольном адрес-календаре на 1912 год, всех церковных обществ трезвости в России было около 1800, причем с 1906 по 1909 г. открылось около 1000, из них 750 было создано всего за два года — 1909-й и 1910-й. В 38 обществах число членов превышало 1000 человек, в некоторых были десятки тысяч трезвенников. В 1912 г. насчитывалось уже более 2 тыс. таких обществ — городских, ведомственных и др., абсолютное большинство было церковно-приходских. Относительно общего числа приходов (ок. 55 тыс.) и монастырей (свыше 1000) количество трезв. обществ в России впечатляло: приблизительно 1 общество на 20 приходов и монастырей. Необходимо учитывать, что это был результат всего лишь 30-летних усилий. Сейчас приходских братств и обществ трезвости как минимум в десять раз меньше, чем было до 1917 года (при том, что кол-во населения в 1915 г. было значительно больше – 182 млн. чел., а в 2017 – 147 млн. чел.). Однако нужно учесть, что возрождать трезвенническое движение в кон. ХХ в. в России пришлось с нуля, в условиях катастрофически прогрессирующего алкоголизма. Этого в дореволюционной России не было.

 5 причин их успешности:

1.  Сам факт создания таких обществ («Многие составляют товарищества для гуляния и пьянства. Составляй, человек, товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству…» – свт. Иоанн Златоуст. Толкование на 2-е послание к Тимофею), поскольку бороться с алкольной зависимостью в одиночку неэффективно.

2.  Их церковность – в отличие, напр., от обществ Анонимных Алкоголиков, где необходимость обращения к Богу обусловливается, как правило, наличием греховной зависимости, а не любовью к Нему и Его почитанием. Кроме того, это обращение сопровождается характерной оговоркой: «к Богу, как мы Его понимали». Последнее, с одной стороны, расширяет границы сообщества, но с другой – их размывает, т.к. «богов много» («Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец» – 1 Кор 8:5).

3.  Преобладание в них «горизонтального» (личностного) над «вертикальным» (структурным) принципом деятельности. Сравни братство С.А. Рачинского и Ал.-Невское общ-во (с 1914 г.  – бр-во) трезвости: более успешным относительно конкретного ареала действия оказалось первое.

4.  Наличие яркой личности руководителя, харизматичность которого должна быть соединена с абсолютной трезвостью и церковностью (С.А. Рачинский, свящ. А. Рождественский, И.А.  Чуриков (см. приложение  о снятии с него обвинения в сектантстве) и др.), и связанное с этим разнообразие самих обществ и братств.

5.  Последовательность и неотступность в достижении ими цели, отказ считать ее достигнутой при любых внешних условиях (напр., в связи с государственным введением «сухого закона» в 1914 г. и др.).

Все эти причины современным братствам и обществам трезвости нужно учитывать, если они также хотят добиться  успеха в своей деятельности.

Заключение (о выставке).

Структура выставки: 1 — заглавие; 2 — начальный период действия трезвеннических обществ и братств; 3 — Рачинский и его последователи; 4 — церковные общества трезвости;   5 и 6 — Чуриков и его последователи; 7 — современная ситуация противостояния алкоголизму в церкви и обществе.

Опыт экспонирования: Иваново (конференция «Алкоголь в России»), С.-Петербург (ц. Воскресения Христова у Варш. вокзала – бывш. храм Ал.-Невск. бр-ва трезвости  и епархиальное управление СПб и Ладожской епархии).
Приняты заявки: Екатеринбург, Тверь, Глазов.

Можно сделать заявку на выставку и экскурсионные материалы к ней.
Формы экспонирования: а) стенды с креплениями; б) файлы для самостоятельной распечатки.
Условия: обеспечение заказчиком доставки выставки в оба конца, сохранность  стендов и креплений,  недопустимость исправлений (возможны дополнения в виде собственных стендов или витрин) и передачи стендов или файлов другим лицам и организациям, наличие ссылок на авторство выставки  и его сайт nepsis.ru.

Поделиться

Комментировать

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.